реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Товарные знаки и бренды

Термин «промышленная собственность» условен, так как имеет отличия от общепринятого понятия собственности на различные виды имущества. К тому же объекты «промышленной» собственности применяются не только в промыш­ленности, но и в сельском хозяйстве, здравоохранении, торговле, сфере обслу­живания.

С правом собственности на различные виды имущества право промышленной собственности внешне сходно тем, что патентообладатель, как и собственник, вправе владеть, пользоваться и распоряжаться изобретением, товарным знаком или промышленным образцом, сам патент обладает меновой стоимостью и поэ­тому оборотоспособен (патент можно продать), патентообладатель имеет право на защиту от нарушений его правомочий со стороны любых лиц. Права патенто­обладателя, как и собственника имущества, носят монопольный характер. Отли­чия права промышленной собственности от права собственности заключаются в следующем: патентом охраняются права не на имущество, а на результаты духов­ного творчества; права патентообладателя ограничены во времени сроком действия патента.

Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однород­ных товаров других юридических или физических лиц. Так, ст. 1 Закона о товар­ных знаках содержит следующее определение: «Товарный знак и знак обслужи­вания — это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняе­мых работ или оказываемых услуг юридических и физических лиц». Товарный знак используется для отличия конкурентной продукции от аналогичной, а так­же для борьбы с недобросовестными конкурентами и возможными подделками.

Основная нормативная база, действующая в настоящее время по товарным знакам в России, представлена следующими актами:

1)  Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.), регулирующим отношения в сфере регистрации и использования товарных знаков;

2)  ст. 44 и 71 Конституции РФ;

3)  Гражданским кодексом РФ, ч. 1 и 2;

4)  Уголовным кодексом РФ (ст. 180);

5)  Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.);

6)  международными договорами «Парижская конвенция по охране промышленной собственности» от 1883 г., ратифицированная в 1968 г., «Конвенция, учреждающая ВОИС», ратифицированным в 1967 г., «Мадридское Соглашение о международной регистрации знаков» от 1891 г., Протоколом к Мадридскому Соглашению от 1989 г., Ниццким Соглашением «О международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков», Найробским договором «Об охране Олимпийского символа» от 1982 г. Это основные международные соглашения, которые надо знать для того, чтобы пол­ностью представлять себе, как регулируется работа с товарными знаками.

Процедура регистрации товарных знаков в РФ имеет некоторое своеобразие по сравнению с другими странами. У нас действует регистрационная система. Она предусматривает рассмотрение заявки (см. Приложение 2), которая поступа­ет в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товар­ным знакам, в полном объеме, т. е. исследование на новизну по всем материалам, которые в ней имеются.

В мире существует территориальная система защиты товарных знаков, т. е. в каждой стране есть федеральный орган исполнительной власти по интеллектуаль­ной собственности, который рассматривает заявки и в случае положительного ре­шения о регистрации товарный знак действует только на территории этой страны. Регистрация за границей не учитывается на территории РФ. Но есть международ­ные соглашения, которые позволяют использовать для стран — членов Союза (членов Парижской Конвенции) приоритет заявки, подаваемой в стране проис­хождения, для той страны, в которой вы пожелаете зарегистрировать свой товар­ный знак, т. е. существует шестимесячный международный приоритет.

Действующая Конституция Российской Федерации гарантирует свободу худо­жественного, научного, технического и других видов творчества и при этом про­возглашает, что интеллектуальная собственность охраняется законом (ст. 44.).

Эта принципиальная позиция государства нашла отражение в основополага­ющих для правовой охраны промышленной собственности законах — в Гражда­нском кодексе РФ, Патентном законе РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г.), Законе о товарных знаках и в Законе РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авто­рском праве и смежных правах» (с изм. и доп. от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.).

Закон о товарных знаках гласит (ст. 48): «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора».

Закон не содержит прямого указания на то, в каком виде должен использо­ваться зарегистрированный товарный знак. Обычно на вопрос владельца, в ка­ком виде он может использовать свой товарный знак, следует ответ: в том, в ка­ком он охраняется на территории Российской Федерации. Однако Закон о товар­ных знаках такого прямого указания не содержит. Косвенно данная рекоменда­ция вытекает из ст. 17, в которой сказано, что владелец может внести изменения в регистрацию отдельных элементов зарегистрированного товарного знака, не меняющие его существа. А вот является ли внесенное изменение меняющим то­варный знак по существу или нет, может решить только экспертиза, а не его вла­делец. Данный вопрос владельцы товарных знаков задают, получая уведомление Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака по при­чине его неиспользования. При этом они считают, что применение зарегистрированного ими товарного знака с внесенными изменениями должно признаватьс: как факт использования.

Иногда тот же вопрос возникает при столкновении интересов различных фирм. Так, российская фирма подала заявку на регистрацию товарного знака, со­держащего словесное обозначение «Мир», выполненное в кириллице. При экс­пертизе выяснилось, что в 1992 г. немецкой фирмой зарегистрирован товарный знак, содержащий словесное обозначение «Mir», выполненное латинскими бук­вами, на те же виды товаров и услуг. Российский заявитель, получив запрос экс­пертизы, подал заявление в Федеральную службу по интеллектуальной собствен­ности, патентам и товарным знакам о досрочном прекращении действия регист­рации товарного знака, содержащего словесное обозначение «Mir», по причине его неиспользования. Свое ходатайство он мотивировал тем, что немецкая фир­ма не использовала данный товарный знак в том виде, в каком он охраняется на территории Российской Федерации.

В то же время в ст. 5. Парижской конвенции по охране промышленной собственности сказано: «Применение товарного знака его владельцем в такой форме, которая отличается от зарегистрированной в какой-либо из стран Союза лишь отдельными элементами, не изменяющими отличительного характера зна­ка, не влечет за собой признания недействительности регистрации и не ограни­чивает охрану, предоставленную знаку». Возникает вопрос: является ли исполь­зование товарного знака, содержащего словесное обозначение «Mir», изменени­ем по существу или нет? Сам владелец товарного знака решения по этому вопро­су принять не может, поскольку, как следует из ст. 17. Закона о товарных знаках, изменение, не меняющее знак по существу, может быть внесено в свидетельство на товарный знак. Только экспертиза вправе решать, меняют ли изменения от­дельных элементов товарного знака его существо или нет. Если будет признано, что изменение меняет его существо, то это уже другой товарный знак, требующий регистрации в установленном порядке.

Основания для предоставления охраны товарного знака на территории РФ определены в Законе о товарных знаках и регламентируются ст. 2, исходя из ко­торой охрана предоставляется на основании государственной регистрации товар­ного знака. Наряду с этим правовая охрана может быть предоставлена в силу международных договоров РФ.

Законодательства по товарным знакам разных стран мира не обнаруживают единого подхода в регулировании вопроса о возникновении права на знак. Осно­ваниями для этого в подавляющем большинстве стран являются регистрация знака в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности или применение (фактическое использование) знака в хозяй­ственном обороте.

К группе стран, в которых установлен «принцип регистрации», следует отнес­ти Францию, Швецию, Италию, Турцию, Португалию, Австрию, Грецию, лати­ноамериканские страны, а к группе стран, где действует принцип «первого ис­пользования», — США, Пакистан, Индия, Великобритания, Канада, Марокко, Тунис, Ливан и др.

Права и обязанности владельца товарного знака закреплены ст. 4. Закона о то­варных знаках. Она гласит, что владелец знака имеет право пользоваться и распо­ряжаться знаком, а также запрещает его использование другими лицами. За ли­цом, обладающим исключительным правом на товарный знак, признаются все правомочия, которыми наделяется собственник материальных объектов.

Сущность юридической охраны товарного знака состоит в том, чтобы предос­тавить его владельцу возможность неограниченного использования знака, иск­лючая из числа пользователей всех других лиц. За владельцем закрепляется пра­во запрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение. Любое использование знака другими лицами без согласия владель­ца в какой-либо форме является правонарушением.

При этом действия права на знак ограничивается:

1)перечнем товаров, указанных в свидетельстве;

2)территорией страны регистрации;

3)сроком, на который товарный знак зарегистрирован.

Много внимания в современной практике уделяется юридической защите то­варных знаков. Выработаны соответствующие семантические обозначения (пре­дупредительная маркировка), подтверждающие правовую охрану знаков. Стоя­щие справа и наверху в кружке буква F, звездочка или буква R обозначают, что это товарный знак и что он зарегистрирован. Международный индекс F при этом ис­пользуется для корпоративных товарных знаков. Иногда используют и обозначе­ния ТМ, в случае, когда знак ожидает регистрации в тех странах, где регистрация требует значительного времени. В ряде специфичных случаев, связанных с авто­рским правом и копированием, применяются буквы С и Р. Тем не менее не все то­вары, в особенности на внутреннем рынке, маркируются. Даже в такой развитой в промышленном отношении стране, как США, около 3 % товаров поступает в продажу без товарных знаков (мука, соль, хлеб).

Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным (ст. 28 Закона о товарных знаках), либо его правовая охрана вообще может быть прекращена (ст. 29 Закона о товарных знаках).

Так, согласно п. 1 ст. 28 Закона оспорить и признать недействительным пре­доставление правовой охраны товарному знаку можно полностью или частично.

Полностью оспорить и признать недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку можно в течение всего срока ее действия в следующих случаях:

1)если она была предоставлена с нарушением требований, установленных ст. 6 и п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках (а именно с нарушением оснований для отказа в регистрации товарного знака);

2)если она была предоставлена с нарушением требований, установленных п. 3 ст. 2 Закона о товарных знаках (а именно требования о том, что обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физичес­кое лицо);

3)  если она была предоставлена на имя агента или представителя лица, которое является обладателем исключительного права на этот товарный знак в одном из государств — участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, с нарушением требований, установленных данной конвенцией;

4)  если связанные с регистрацией товарного знака действия правообладателя признаны в установленном законом порядке актом недобросовестной конкуренции.

Частично оспорить и признать недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку можно в течение всего срока ее действия в первом и чет­вертом случаях.

Также предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение 5 лет с даты публи­кации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене, если она была предоставлена с нарушением требований п. 1 и 2 ст. 7 Закона о товарных знаках (а именно с нарушением оснований для отказа в регистрации товарного знака).

В случае, если правовая охрана была предоставлена общеизвестному в Рос­сийской Федерации товарному знаку с нарушением требований, установленных п. 1 ст. 19.1 Закона о товарных знаках, то она может быть полностью или частич­но оспорена и признана недействительной в течение всего срока ее действия.

Любое лицо может подать в Палату по патентным спорам в сроки и по осно­ваниям, определенным ст. 28. Закона о товарных знаках, возражение против пре­доставления правовой охраны товарному знаку, в том числе и возражение против предоставления правовой охраны общеизвестному в Российской Федерации то­варному знаку.

Если действия правообладателя, связанные с регистрацией товарного знака, были признаны актом недобросовестной конкуренции, то заявление о призна­нии предоставления правовой охраны товарному знаку недействительным пода­ется любым лицом в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Правовая охрана товарного знака может быть прекращена в шести случаях (ст. 29 Закона о товарных знаках):

1) в связи с истечением срока действия регистрации товарного знака;

2) на основании вступившего в законную силу решения суда, принятого по заявлению любого лица, о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками;

3) на основании принятого в установленном порядке решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием в соответствии с п. 3 ст. 22 Закона;

4)на основании решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае ликвидации юридического лица (правообладателя) или прекращения предпринимательской деятельности физического лица (правообладателя);

5)в случае отказа от нее правообладателя;

6)на основании решения, принятого по поданному в Палату по патентным спорам заявлению любого лица о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае превращения зарегистрированного товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.


ГЛАВА 5.

МЕХАНИЗМ РЕГИСТРАЦИИ

ТОВАРНОГО ЗНАКА


5.1. Порядок регистрации товарных знаков


В качестве товарного знака можно зарегистрировать как словесное обозначе­ние товара или фирмы (например, название нового устройства, лекарства и т. п.), так и оригинальное изображение, символизирующее товар, фирму, род деятель­ности. Также возможна комбинация словесных и изобразительных элементов в одном знаке.

На территории РФ действует регистрационная система оформления товарных знаков, которая предусматривает рассмотрение заявки в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Ведением дел по интеллектуальной собственности могут заниматься заявитель, правообладатель, иное заинтересованное лицо самостоятельно или через патентного поверенного, зарегистрированного в Федеральной службе по интеллектуальной собственнос­ти, патентам и товарным знакам.

В качестве патентного поверенного может быть зарегистрирован гражданин РФ, постоянно проживающий на ее территории. Остальные требования к пате­нтному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также правомочия на ведение дел определяются Правительством РФ.

Заявка (приложение 2) подается на русском языке и на один товарный знак.

Документы, необходимые для подачи заявки:

1)  сведения о наименовании заявителя (полное официальное наименование юридического лица согласно учредительному документу или Ф. И. О. физического лица), его местонахождении или местожительстве (полный юридический адрес);

2)  заявляемое обозначение на плотной бумаге форматом 8 г 8 см. Если на регистрацию заявляется этикетка, то в качестве изображения заявляемого обозначения может быть представлена сама этикетка. Если формат этикетки превышает 21 Г 29,7 см, то изображение представляется в уменьшенном размере. Минимальное количество экземпляров — 7;

3)перечень товаров и услуг, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака;

4)доверенность, выданная заявителем на имя патентного поверенного, которая должна содержать место и дату ее совершения, подпись от имени юридического лица и быть заверена оттиском печати;

5)документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере.

Датой подачи заявки считается дата поступления документов (в случае если указанные документы предоставлены не одновременно, то дата поступления пос­леднего документа).

После того как заявка подана в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, ее рассмотрение осуществляется в два этапа.

Первый этап складывается из формальной экспертизы, где проверяются со­держание заявки, наличие необходимых документов и их соответствие установ­ленным требованиям. По результатам этой экспертизы устанавливается приори­тет товарного знака. Длительность этого этапа составляет приблизительно один месяц.

Второй этап складывается из оценки соответствия заявленного обозначения требованиям, установленным ст. 6 Закона о товарных знаках, т. е. абсолютным причинам для отказа в регистрации, и ст. 7, где товарный знак рассматривается с точки зрения новизны и исследуются все объекты, ранее получившие приоритет и сходные с данным товарным знаком. Если же возникают предположения и конкретные факты того, что эти товарные знаки сходны с ранее известными, то после выдачи решения Федеральной службой по интеллектуальной собственнос­ти, патентам и товарным знакам можно обратиться в течение трех месяцев в Па­лату по патентным спорам и обжаловать решение. В случае несогласия заявителя с выводами Палаты по патентным спорам он может обжаловать ее решение в суд.

Таким образом зарегистрировать свой товарный знак необходимо каждой ува­жающей себя фирме, для того чтобы получить исключительное право на товар­ный знак. К тому же регистрация товарного знака позволяет правообладателю использовать свой товарный знак и запрещать его использование другим лицам, что спасает от недобросовестной конкуренции и позволяет спокойно и легально производить продукцию; предоставлять лицензии другим лицам для его исполь­зования, т. е. дает дополнительный доход; дает право запрещать перемещение то­вара с товарным знаком или сходным с ним до степени смешения через таможен­ную границу Российской Федерации; позволяет защититься от контрафактной продукции; дает право на защиту своих интересов в Арбитражном суде.

Регистрация товарных знаков за границей не учитывается на территории РФ. С целью преодоления трудностей международной регистрации товарных знаков было разработано специальное соглашение, подписанное 14 апреля 1891 г. в Мад­риде и получившее название «Мадридское соглашение о международной регист­рации знаков». Российская Федерация является участницей соглашения с 1 ию­ля 1976 г.

В рамках его рассматриваются заявки на товарные знаки зарубежных заявите­лей, поступающие из Международного бюро ВОИС, и подаются на регистрацию за рубеж заявки по товарным знакам отечественных заявителей. На сегодняшний день странами — членами союза являются 52 страны мира. Вместе с тем такие ин­дустриально развитые государства, как США, Япония и Великобритания, не под­писали Мадридское соглашение.

Одной из наиболее сложных процедур при регистрации товарных знаков яв­ляется экспертиза заявленных обозначений, которые должны соответствовать всем условиям. Заявляемое обозначение не должно быть:

1)  тождественным или сходным с товарными знаками, ранее зарегистрированными для однородных товаров;

2)  вошедшим во всеобщее употребление в качестве обозначения товаров определенного вида;

3)  описательным по отношению к товару или услуге или лишенным отличительных признаков (простые линии, цифры или буквы);

4)  состоящим только из официальных эмблем, государственных гербов, флагов, наград и знаков отличия, официальных клейм и печатей (хотя они могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы — с согласия соответствующего компетентного органа);

5)  ложным, т. е. по своему характеру способным ввести в заблуждение покупателя;

6)  противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.

На основании решения о регистрации товарного знака Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в течение ме­сяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и зна­ков обслуживания Российской Федерации, куда вносятся товарный знак, сведе­ния о правообладателе, дата приобретения товарного знака, дата его регистра­ции, перечень товаров, для которых зарегистрирован знак, другие сведения, от­носящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

Выдача свидетельства на товарный знак производится Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Ей же опре­деляются форма свидетельства и состав указываемых в нем сведений в течение месяца с даты регистрации товарного знака в Реестре.

Срок действия регистрации товарного знака действует до истечения десяти лет с даты подачи заявки. Он может быть продлен по заявлению правообладате­ля в последний год его действия сроком на следующие десять лет. Если владелец товарного знака не подал заявления в последний год, ему может быть предостав­лен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при усло­вии уплаты дополнительной пошлины. Продлевая регистрацию каждые десять лет, можно использовать свой знак и запрещать его использование другими лица­ми бесконечно длительное время. Самое главное — своевременно соблюдать действующее законодательство, так как если в течение десятилетнего срока охра­ны товарный знак не используется непрерывно любые пять лет, то он может быть аннулирован либо по воле Федеральной службы по интеллектуальной собствен­ности, патентам и товарным знакам, либо по воле любого третьего лица, если оно это пожелает.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.