![]() |
|
|
Товарные знаки и брендыТермин «промышленная собственность» условен, так как имеет отличия от общепринятого понятия собственности на различные виды имущества. К тому же объекты «промышленной» собственности применяются не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, здравоохранении, торговле, сфере обслуживания. С правом собственности на различные виды имущества право промышленной собственности внешне сходно тем, что патентообладатель, как и собственник, вправе владеть, пользоваться и распоряжаться изобретением, товарным знаком или промышленным образцом, сам патент обладает меновой стоимостью и поэтому оборотоспособен (патент можно продать), патентообладатель имеет право на защиту от нарушений его правомочий со стороны любых лиц. Права патентообладателя, как и собственника имущества, носят монопольный характер. Отличия права промышленной собственности от права собственности заключаются в следующем: патентом охраняются права не на имущество, а на результаты духовного творчества; права патентообладателя ограничены во времени сроком действия патента. Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц. Так, ст. 1 Закона о товарных знаках содержит следующее определение: «Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических и физических лиц». Товарный знак используется для отличия конкурентной продукции от аналогичной, а также для борьбы с недобросовестными конкурентами и возможными подделками. Основная нормативная база, действующая в настоящее время по товарным знакам в России, представлена следующими актами: 1) Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.), регулирующим отношения в сфере регистрации и использования товарных знаков; 2) ст. 44 и 71 Конституции РФ; 3) Гражданским кодексом РФ, ч. 1 и 2; 4) Уголовным кодексом РФ (ст. 180); 5) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.); 6) международными договорами «Парижская конвенция по охране промышленной собственности» от 1883 г., ратифицированная в 1968 г., «Конвенция, учреждающая ВОИС», ратифицированным в 1967 г., «Мадридское Соглашение о международной регистрации знаков» от 1891 г., Протоколом к Мадридскому Соглашению от 1989 г., Ниццким Соглашением «О международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков», Найробским договором «Об охране Олимпийского символа» от 1982 г. Это основные международные соглашения, которые надо знать для того, чтобы полностью представлять себе, как регулируется работа с товарными знаками. Процедура регистрации товарных знаков в РФ имеет некоторое своеобразие по сравнению с другими странами. У нас действует регистрационная система. Она предусматривает рассмотрение заявки (см. Приложение 2), которая поступает в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, в полном объеме, т. е. исследование на новизну по всем материалам, которые в ней имеются. В мире существует территориальная система защиты товарных знаков, т. е. в каждой стране есть федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, который рассматривает заявки и в случае положительного решения о регистрации товарный знак действует только на территории этой страны. Регистрация за границей не учитывается на территории РФ. Но есть международные соглашения, которые позволяют использовать для стран — членов Союза (членов Парижской Конвенции) приоритет заявки, подаваемой в стране происхождения, для той страны, в которой вы пожелаете зарегистрировать свой товарный знак, т. е. существует шестимесячный международный приоритет. Действующая Конституция Российской Федерации гарантирует свободу художественного, научного, технического и других видов творчества и при этом провозглашает, что интеллектуальная собственность охраняется законом (ст. 44.). Эта принципиальная позиция государства нашла отражение в основополагающих для правовой охраны промышленной собственности законах — в Гражданском кодексе РФ, Патентном законе РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г.), Законе о товарных знаках и в Законе РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изм. и доп. от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.). Закон о товарных знаках гласит (ст. 48): «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора». Закон не содержит прямого указания на то, в каком виде должен использоваться зарегистрированный товарный знак. Обычно на вопрос владельца, в каком виде он может использовать свой товарный знак, следует ответ: в том, в каком он охраняется на территории Российской Федерации. Однако Закон о товарных знаках такого прямого указания не содержит. Косвенно данная рекомендация вытекает из ст. 17, в которой сказано, что владелец может внести изменения в регистрацию отдельных элементов зарегистрированного товарного знака, не меняющие его существа. А вот является ли внесенное изменение меняющим товарный знак по существу или нет, может решить только экспертиза, а не его владелец. Данный вопрос владельцы товарных знаков задают, получая уведомление Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака по причине его неиспользования. При этом они считают, что применение зарегистрированного ими товарного знака с внесенными изменениями должно признаватьс: как факт использования. Иногда тот же вопрос возникает при столкновении интересов различных фирм. Так, российская фирма подала заявку на регистрацию товарного знака, содержащего словесное обозначение «Мир», выполненное в кириллице. При экспертизе выяснилось, что в 1992 г. немецкой фирмой зарегистрирован товарный знак, содержащий словесное обозначение «Mir», выполненное латинскими буквами, на те же виды товаров и услуг. Российский заявитель, получив запрос экспертизы, подал заявление в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака, содержащего словесное обозначение «Mir», по причине его неиспользования. Свое ходатайство он мотивировал тем, что немецкая фирма не использовала данный товарный знак в том виде, в каком он охраняется на территории Российской Федерации. В то же время в ст. 5. Парижской конвенции по охране промышленной собственности сказано: «Применение товарного знака его владельцем в такой форме, которая отличается от зарегистрированной в какой-либо из стран Союза лишь отдельными элементами, не изменяющими отличительного характера знака, не влечет за собой признания недействительности регистрации и не ограничивает охрану, предоставленную знаку». Возникает вопрос: является ли использование товарного знака, содержащего словесное обозначение «Mir», изменением по существу или нет? Сам владелец товарного знака решения по этому вопросу принять не может, поскольку, как следует из ст. 17. Закона о товарных знаках, изменение, не меняющее знак по существу, может быть внесено в свидетельство на товарный знак. Только экспертиза вправе решать, меняют ли изменения отдельных элементов товарного знака его существо или нет. Если будет признано, что изменение меняет его существо, то это уже другой товарный знак, требующий регистрации в установленном порядке. Основания для предоставления охраны товарного знака на территории РФ определены в Законе о товарных знаках и регламентируются ст. 2, исходя из которой охрана предоставляется на основании государственной регистрации товарного знака. Наряду с этим правовая охрана может быть предоставлена в силу международных договоров РФ. Законодательства по товарным знакам разных стран мира не обнаруживают единого подхода в регулировании вопроса о возникновении права на знак. Основаниями для этого в подавляющем большинстве стран являются регистрация знака в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности или применение (фактическое использование) знака в хозяйственном обороте. К группе стран, в которых установлен «принцип регистрации», следует отнести Францию, Швецию, Италию, Турцию, Португалию, Австрию, Грецию, латиноамериканские страны, а к группе стран, где действует принцип «первого использования», — США, Пакистан, Индия, Великобритания, Канада, Марокко, Тунис, Ливан и др. Права и обязанности владельца товарного знака закреплены ст. 4. Закона о товарных знаках. Она гласит, что владелец знака имеет право пользоваться и распоряжаться знаком, а также запрещает его использование другими лицами. За лицом, обладающим исключительным правом на товарный знак, признаются все правомочия, которыми наделяется собственник материальных объектов. Сущность юридической охраны товарного знака состоит в том, чтобы предоставить его владельцу возможность неограниченного использования знака, исключая из числа пользователей всех других лиц. За владельцем закрепляется право запрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение. Любое использование знака другими лицами без согласия владельца в какой-либо форме является правонарушением. При этом действия права на знак ограничивается: 1)перечнем товаров, указанных в свидетельстве; 2)территорией страны регистрации; 3)сроком, на который товарный знак зарегистрирован. Много внимания в современной практике уделяется юридической защите товарных знаков. Выработаны соответствующие семантические обозначения (предупредительная маркировка), подтверждающие правовую охрану знаков. Стоящие справа и наверху в кружке буква F, звездочка или буква R обозначают, что это товарный знак и что он зарегистрирован. Международный индекс F при этом используется для корпоративных товарных знаков. Иногда используют и обозначения ТМ, в случае, когда знак ожидает регистрации в тех странах, где регистрация требует значительного времени. В ряде специфичных случаев, связанных с авторским правом и копированием, применяются буквы С и Р. Тем не менее не все товары, в особенности на внутреннем рынке, маркируются. Даже в такой развитой в промышленном отношении стране, как США, около 3 % товаров поступает в продажу без товарных знаков (мука, соль, хлеб). Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным (ст. 28 Закона о товарных знаках), либо его правовая охрана вообще может быть прекращена (ст. 29 Закона о товарных знаках). Так, согласно п. 1 ст. 28 Закона оспорить и признать недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку можно полностью или частично. Полностью оспорить и признать недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку можно в течение всего срока ее действия в следующих случаях: 1)если она была предоставлена с нарушением требований, установленных ст. 6 и п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках (а именно с нарушением оснований для отказа в регистрации товарного знака); 2)если она была предоставлена с нарушением требований, установленных п. 3 ст. 2 Закона о товарных знаках (а именно требования о том, что обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо); 3) если она была предоставлена на имя агента или представителя лица, которое является обладателем исключительного права на этот товарный знак в одном из государств — участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, с нарушением требований, установленных данной конвенцией; 4) если связанные с регистрацией товарного знака действия правообладателя признаны в установленном законом порядке актом недобросовестной конкуренции. Частично оспорить и признать недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку можно в течение всего срока ее действия в первом и четвертом случаях. Также предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение 5 лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене, если она была предоставлена с нарушением требований п. 1 и 2 ст. 7 Закона о товарных знаках (а именно с нарушением оснований для отказа в регистрации товарного знака). В случае, если правовая охрана была предоставлена общеизвестному в Российской Федерации товарному знаку с нарушением требований, установленных п. 1 ст. 19.1 Закона о товарных знаках, то она может быть полностью или частично оспорена и признана недействительной в течение всего срока ее действия. Любое лицо может подать в Палату по патентным спорам в сроки и по основаниям, определенным ст. 28. Закона о товарных знаках, возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку, в том числе и возражение против предоставления правовой охраны общеизвестному в Российской Федерации товарному знаку. Если действия правообладателя, связанные с регистрацией товарного знака, были признаны актом недобросовестной конкуренции, то заявление о признании предоставления правовой охраны товарному знаку недействительным подается любым лицом в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Правовая охрана товарного знака может быть прекращена в шести случаях (ст. 29 Закона о товарных знаках): 1) в связи с истечением срока действия регистрации товарного знака; 2) на основании вступившего в законную силу решения суда, принятого по заявлению любого лица, о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками; 3) на основании принятого в установленном порядке решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием в соответствии с п. 3 ст. 22 Закона; 4)на основании решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае ликвидации юридического лица (правообладателя) или прекращения предпринимательской деятельности физического лица (правообладателя); 5)в случае отказа от нее правообладателя; 6)на основании решения, принятого по поданному в Палату по патентным спорам заявлению любого лица о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае превращения зарегистрированного товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида. ГЛАВА 5. МЕХАНИЗМ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА 5.1. Порядок регистрации товарных знаков В качестве товарного знака можно зарегистрировать как словесное обозначение товара или фирмы (например, название нового устройства, лекарства и т. п.), так и оригинальное изображение, символизирующее товар, фирму, род деятельности. Также возможна комбинация словесных и изобразительных элементов в одном знаке. На территории РФ действует регистрационная система оформления товарных знаков, которая предусматривает рассмотрение заявки в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Ведением дел по интеллектуальной собственности могут заниматься заявитель, правообладатель, иное заинтересованное лицо самостоятельно или через патентного поверенного, зарегистрированного в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. В качестве патентного поверенного может быть зарегистрирован гражданин РФ, постоянно проживающий на ее территории. Остальные требования к патентному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также правомочия на ведение дел определяются Правительством РФ. Заявка (приложение 2) подается на русском языке и на один товарный знак. Документы, необходимые для подачи заявки: 1) сведения о наименовании заявителя (полное официальное наименование юридического лица согласно учредительному документу или Ф. И. О. физического лица), его местонахождении или местожительстве (полный юридический адрес); 2) заявляемое обозначение на плотной бумаге форматом 8 г 8 см. Если на регистрацию заявляется этикетка, то в качестве изображения заявляемого обозначения может быть представлена сама этикетка. Если формат этикетки превышает 21 Г 29,7 см, то изображение представляется в уменьшенном размере. Минимальное количество экземпляров — 7; 3)перечень товаров и услуг, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака; 4)доверенность, выданная заявителем на имя патентного поверенного, которая должна содержать место и дату ее совершения, подпись от имени юридического лица и быть заверена оттиском печати; 5)документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере. Датой подачи заявки считается дата поступления документов (в случае если указанные документы предоставлены не одновременно, то дата поступления последнего документа). После того как заявка подана в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, ее рассмотрение осуществляется в два этапа. Первый этап складывается из формальной экспертизы, где проверяются содержание заявки, наличие необходимых документов и их соответствие установленным требованиям. По результатам этой экспертизы устанавливается приоритет товарного знака. Длительность этого этапа составляет приблизительно один месяц. Второй этап складывается из оценки соответствия заявленного обозначения требованиям, установленным ст. 6 Закона о товарных знаках, т. е. абсолютным причинам для отказа в регистрации, и ст. 7, где товарный знак рассматривается с точки зрения новизны и исследуются все объекты, ранее получившие приоритет и сходные с данным товарным знаком. Если же возникают предположения и конкретные факты того, что эти товарные знаки сходны с ранее известными, то после выдачи решения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам можно обратиться в течение трех месяцев в Палату по патентным спорам и обжаловать решение. В случае несогласия заявителя с выводами Палаты по патентным спорам он может обжаловать ее решение в суд. Таким образом зарегистрировать свой товарный знак необходимо каждой уважающей себя фирме, для того чтобы получить исключительное право на товарный знак. К тому же регистрация товарного знака позволяет правообладателю использовать свой товарный знак и запрещать его использование другим лицам, что спасает от недобросовестной конкуренции и позволяет спокойно и легально производить продукцию; предоставлять лицензии другим лицам для его использования, т. е. дает дополнительный доход; дает право запрещать перемещение товара с товарным знаком или сходным с ним до степени смешения через таможенную границу Российской Федерации; позволяет защититься от контрафактной продукции; дает право на защиту своих интересов в Арбитражном суде. Регистрация товарных знаков за границей не учитывается на территории РФ. С целью преодоления трудностей международной регистрации товарных знаков было разработано специальное соглашение, подписанное 14 апреля 1891 г. в Мадриде и получившее название «Мадридское соглашение о международной регистрации знаков». Российская Федерация является участницей соглашения с 1 июля 1976 г. В рамках его рассматриваются заявки на товарные знаки зарубежных заявителей, поступающие из Международного бюро ВОИС, и подаются на регистрацию за рубеж заявки по товарным знакам отечественных заявителей. На сегодняшний день странами — членами союза являются 52 страны мира. Вместе с тем такие индустриально развитые государства, как США, Япония и Великобритания, не подписали Мадридское соглашение. Одной из наиболее сложных процедур при регистрации товарных знаков является экспертиза заявленных обозначений, которые должны соответствовать всем условиям. Заявляемое обозначение не должно быть: 1) тождественным или сходным с товарными знаками, ранее зарегистрированными для однородных товаров; 2) вошедшим во всеобщее употребление в качестве обозначения товаров определенного вида; 3) описательным по отношению к товару или услуге или лишенным отличительных признаков (простые линии, цифры или буквы); 4) состоящим только из официальных эмблем, государственных гербов, флагов, наград и знаков отличия, официальных клейм и печатей (хотя они могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы — с согласия соответствующего компетентного органа); 5) ложным, т. е. по своему характеру способным ввести в заблуждение покупателя; 6) противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали. На основании решения о регистрации товарного знака Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, куда вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приобретения товарного знака, дата его регистрации, перечень товаров, для которых зарегистрирован знак, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений. Выдача свидетельства на товарный знак производится Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Ей же определяются форма свидетельства и состав указываемых в нем сведений в течение месяца с даты регистрации товарного знака в Реестре. Срок действия регистрации товарного знака действует до истечения десяти лет с даты подачи заявки. Он может быть продлен по заявлению правообладателя в последний год его действия сроком на следующие десять лет. Если владелец товарного знака не подал заявления в последний год, ему может быть предоставлен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины. Продлевая регистрацию каждые десять лет, можно использовать свой знак и запрещать его использование другими лицами бесконечно длительное время. Самое главное — своевременно соблюдать действующее законодательство, так как если в течение десятилетнего срока охраны товарный знак не используется непрерывно любые пять лет, то он может быть аннулирован либо по воле Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, либо по воле любого третьего лица, если оно это пожелает. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |