реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Товарные знаки и бренды

В российском законодательстве существует такое понятие, как «коллектив­ный товарный знак», который отличается тем, что субъектами права выступают союзы, хозяйственные ассоциации или иные добровольные объединения предп­риятий, и предназначен для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характерис­тиками. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переда­ны другим лицам. Его регистрация осуществляется следующим образом: к заявке на регистрацию коллективного знака прилагается устав коллективного знака, ко­торый содержит наименование объединения, уполномоченного зарегистриро­вать коллективный знак на свое имя, перечень предприятий, имеющих право пользования этим знаком, цель его регистрации, перечень и единые качествен­ные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться кол­лективным знаком, условия его использования, порядок контроля за его исполь­зованием, ответственность за нарушение устава коллективного знака. В Реестр и свидетельство на коллективный знак в дополнение к сведениям, предусмотрен­ным ст. 14 Закона о товарных знаках, вносятся сведения о предприятиях, имею­щих право пользования коллективным знаком. Эти сведения, а также выписка из устава коллективного знака о единых качественных или иных общих характерис­тиках товаров, для которых этот знак зарегистрирован, публикуются Федераль­ной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в официальном бюллетене. Владелец коллективного знака уведомляет Федераль­ную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам об изменениях в уставе коллективного знака.

В случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих еди­ными качественными или иными общими характеристиками, действие регистра­ции может быть прекращено досрочно полностью или частично на основании ре­шения Палаты по патентным спорам, принятого по заявлению любого лица.


5.2. Основания для отказа в регистрации товарных знаков


Требования, предъявляемые к товарным знакам, устанавливаются ст. 6 и 7 За­кона о товарных знаках. При этом в ст. 6 определены абсолютные (безусловные), а в ст. 7 — иные (относительные) основания для отказа в регистрации товарного знака. Эти требования изложены в негативной форме путем определения переч­ней обозначений, которые не могут быть предметом охраны в качестве товарно­го знака.

Статья 6 называет в обобщенном виде группы обозначений, которые ни при каких условиях не могут быть зарегистрированы как товарные знаки. В п. 1 этой статьи включены в основном обозначения, не обладающие различительной спо­собностью, а в п. 2 — ложные или способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, а также противоречащие по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали. Дан­ная статья соотносится с Парижской конвенцией.

В числе обозначений, запрет на регистрацию которых в качестве товарных знаков установлен п. 1, основное место занимают обозначения, не обладающие различительной способностью. К ним могут быть отнесены:

1)  обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера; линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень;

2)  реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров;

3)  трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением;

4)  общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров; общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры.

Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих также из обозначений:

1)       вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида.

Под таким обозначением понимается обозначение, используемое для опреде­ленного товара, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало ви­довым понятием (рубероид, пульман, нейлон, перлон и др.);

2)       являющихся общепринятыми символами и терминами. К общепринятым символам относятся, как правило, обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условные обозначения, применяемые в науке и технике (шестерня для машиностроения, чаша со змеей для медицины, шлем Меркурия для торговли и др.).

К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники (ампер, люкс, катет и др.);

3)       указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.

К таким обозначениям относятся, в частности, простые наименования това­ров; обозначения категории качества товаров; указания свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер, например «супер», «экстра», «люкс», «sin­gle»), указания материала или состава сырья (monolith — для железобетонных конструкций; «metall» — для фасонного литья); указания веса, объема, цены то­варов; даты производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посредни­ческих фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географичес­ких обозначений, которые могут быть восприняты как указания на местонахож­дение изготовителя товара.

Среди названных обозначений особого внимания требуют подходы к геогра­фическим названиям. В тех случаях, когда они не вызывают ассоциации с местом производства или сбыта товара, они могут быть предметом регистрации в качест­ве товарного знака. Так, например, слово «Everest» не ассоциируется с местом про­изводства сигарет, слово «Alpina» — магнитофонов, а слово «Аляска» — обуви.

К этой же категории обозначений относятся малоизвестные географические наименования, такие как «Агидель» (небольшая река на Урале), или «Свитязь» (озеро в Рязанской области), которые воспринимаются потребителем как изоб­ретенные фантазийные слова.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о товарных знаках обозначения, не облада­ющие различительной способностью, о которых шла выше речь, могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Кроме этого, в указанном пункте содержится запрет на регистрацию товарных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собой государствен­ные гербы, флаги, эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокра­щенные или полные наименования международных межправительственных ор­ганизаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печа­ти, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения.

Не может быть предметом регистрации эмблема Организации Объединенных Наций (ООН), специализированных учреждений ООН и других организаций, созданных на основании международных договоров. По этой же причине запре­щаются регистрация и использование в качестве товарного знака изображения Красного Креста и Красного Полумесяца, Красного Льва и Красного Солнца, поскольку такой запрет предусмотрен Женевским соглашением 1938 г.

В п. 2 ст. 6 устанавливается запрет на регистрацию обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно то­вара или его изготовителя.

К таким обозначениям относятся обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.

Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов;

Стилизованное изображение храма Василия Блаженного должно рассматри­ваться как ложное в отношении изготовителя, находящегося во Владивостоке, а изображение Эйфелевой башни — в отношении заявителя из Германии.

В соответствии с этим не допускается регистрация в качестве товарного знака или его элементов обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали. По этой причине не могут быть предметом ох­раны обозначения, изображающие насилие, убийства, обозначения непристой­ного содержания, оскорбляющие человеческое достоинство, чувства верующих, призывы антигуманного характера и т. п.

Кроме этого, представляется необходимым в рамках названной статьи отрегу­лировать ситуацию, когда по общему правилу обозначение не обладает различи­тельной способностью и ему должно быть отказано в регистрации, однако в силу длительного использования оно фактически приобрело такую способность, т. е. стало «общеизвестным» знаком, а, следовательно, может быть предметом охраны («BMW», «ТДК»).

Наряду с абсолютными (безусловными) основаниями в ст. 7 Закона о товар­ных знаках установлены иные (относительные) основания для отказа в регистра­ции товарного знака.

Не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в от­ношении однородных товаров.

В процессе сравнения обозначений оцениваются в первую очередь их общие, а не отличающие элементы. С этой целью определяются вид знаков, их общее зрительное восприятие, смысловое значение, различительные элементы, графи­ческое написание и т. д.

Новизна знака устанавливается в зависимости от сферы его применения, т. е. носит ограниченный относительный характер. Обозначение должно отличаться по отношению не ко всем товарным знакам, а лишь к тем, которые предназначе­ны для аналогичных или однородных (подобных) товаров. Тождественный или сходный знак может быть зарегистрирован для неоднородных товаров. В этом просматривается принципиальная разница в требовании новизны в связи с то­варными знаками и другими объектами промышленной собственности. Назван­ное требование применительно к товарным знакам является относительным, а применительно, например, к изобретениям — абсолютным.

При установлении однородности товаров определяется принципиальная воз­можность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров к одному производителю.

Для установления однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.

В отличие от патентного права законодательство по товарным знакам не иск­лючает возможности после прекращения охраны знака вновь зарегистрировать его на имя этого и даже иного лица.

Пункт 1 ст. 7 Закона о товарных знаках предусматривает возможность отказа в регистрации обозначению, если оно тождественно или сходно до степени смеше­ния с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации. Указанное положение относится к международным товарным знакам, получившим правовую охрану на территории России по процедуре Мадридского соглашения. Такие знаки должны охраняться без регистрации в силу обязательств, вытекающих для Российской Федерации из участия в Парижской конвенции. Мировая практика свидетельствует о том, что «общеизвестным» знакам, как правило, предоставляется более широкая охрана, чем рядовым». К таким знакам обычно относят обозначения, известные широким слоям потребителей благодаря большому объему их использования и интенсивной рекламе.

Преимущества, предоставляемые общеизвестным знакам, объясняются, с одной стороны, интересами владельца знака, а с другой — интересами потребителя. Такие знаки не только охраняются без регистрации, но в ряде стран им предостав­ляется охрана за рамками конкретных товаров, для которых они используются.

Также не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначе­ния, если они тождественны или сходны с охраняемыми в Российской Федера­ции наименованиями мест происхождения товаров, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием. Заявителю, подаю­щему заявку на регистрацию обозначения «Хохлума», предназначенного для де­ревянной посуды, должно быть отказано в связи с его сходством с наименовани­ем места происхождения товара Хохлома.

В соответствии с п. 2 ст. 7 закона о товарных знаках не регистрируются в каче­стве товарных знаков обозначения, воспроизводящие некоторые объекты про­мышленной собственности, авторского права и личного неимущественного пра­ва. В указанных случаях речь идет не о сходстве, а о тождестве заявляемого и про­тивопоставляемого обозначений. Для каждого из случаев, предусмотренных За­коном, установлены конкретные условия, при которых запрещается регистрация заявляемого обозначения. Не регистрируются в качестве товарного знака:

1)промышленные образцы, права на которые принадлежат другим лицам;

2)названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его правопреемников;

3)фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников, соответствующего компетентного органа или Федерального Собрания Российской Федерации, если эти обозначения являются достоянием истории и культуры России.

Наибольшую сложность при реализации положений п. 2 ст. 7 Закона о товар­ных знаках представляет требование о запрете на регистрацию обозначений, воспроизводящих известные на территории Российской Федерации фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров.


5.3. Передача товарного знака


Будучи обладателем исключительных прав на товарный знак, владелец товарного знака вправе им распоряжаться по своему усмотрению. Это правомочие собственника может быть реализовано путем уступки товарного знака или путем предоставления лицензии на его использование. Регулированию этого вопроса посвящены гл. 5 Закона о товарных знаках и Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака. Кроме того, к совершению этих сделок применяются установленные гражданским законодательством правила заключения и исполнения договоров.

Как установлено Законом о товарных знаках, товарный знак может быть уступлен его владельцем любому заинтересованному лицу, как юридическому, так и физическому. Для владельца товарного знака передача права означает, что сам он больше не будет использовать этот товарный знак. Исключительное право будет принадлежать правопреемнику. С учетом норм Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) договоры об уступке товарного знака (или договоры о передаче права на товарный знак) могут содержать условия о возможности или безвозмездности совершения этой сделки. Договор об уступке товарного знака составляется в про­извольной письменной форме. Однако он должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к содержанию договоров различного вида в соответствии с нор­мами ГК РФ, и отражать специфику заключаемой сделки. Такой договор должен относиться только к охраняемым в Российской Федерации товарным знакам и знакам обслуживания.

В отличие от законодательства некоторых зарубежных стран Закон России не связывает передачу права на товарный знак с передачей права на имущество, с помощью которого, например, производится товар, маркируемый товарным зна­ком, предназначенным к передаче.

Закон содержит специальную оговорку, что товарный знак может быть уступ­лен как в отношении всех товаров и услуг, для которых зарегистрирован товар­ный знак, так и в отношении какой-либо их части.

Закон установил только одно ограничение для совершения подобного рода договоров, а именно: уступка товарного знака не допускается, если она может стать причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Такая ситуация, например, может сложиться при следующих обстоятельствах. На имя лица — обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара — зарегистрирован товарный знак, включающий в качестве элемента наименование место происхождения товара. Это лицо предполагает уступить свой товарный знак другому лицу, не имеющему возможности получить право пользования наименованием места происхождения товара. Такая уступка будет противоречить условиям регистрации товарного зна­ка и вводить потребителя в заблуждение. Следовательно, регистрировать такой договор нельзя.

Законом предусмотрена обязательная регистрация договора об уступке (при­ложение 1) в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Без регистрации такой договор считается недействительным и, следовательно, предусмотренные им правовые последствия не наступят.

Ни Закон о товарных знаках, ни Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на исполь­зование товарного знака не определяют основания, по которым может быть отказано в регистрации договора об уступке товарного знака. Однако такие основа­ния можно определить, анализируя, например, нормы Закона, относящиеся к ох­раноспособности товарных знаков (ст. 6 и 7). В соответствии с указанными нор­мами уступка товарного знака может рассматриваться как вводящая в заблужде­ние потребителя относительно товара или его изготовителя, в частности в случа­ях, когда в товарном знаке содержится обозначение:

1)представляющее собой государственный герб, флаг или эмблему; официальное название государства, эмблему, сокращенное или полное наименование международной межправительственной организации; официальное контрольное, гарантийное и пробирное клеймо, печать, награду и другой знак отличия или сходное с ними до степени смешения, которое было включено как неохраняемый элемент на основании согласия соответствующего компетентного органа или его владельца, если товарный знак уступается лицу, которому такое согласие не представлено;

2)указывающее на место производства или сбыта товара и включенное в товарный знак как неохраняемый элемент, если товарный знак уступается лицу, находящемуся в другом географическом объекте;

3)зарегистрированное в качестве наименования места происхождения товара и включенное в товарный знак как неохраняемый элемент, если товарный знак уступается лицу, не являющемуся обладателем свидетельства на право пользования этим наименованием места происхождения товара.

Кроме того, уступка товарного знака может рассматриваться как вводящая в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя в случаях, когда она осуществляется в отношении:

1)части товаров, являющихся однородными с товарами, в отношении которых владелец товарного знака сохраняет за собой право на товарный знак;

2)товарного знака, признанного в установленном порядке общеизвестным;

3)товарного знака, воспроизводящего промышленный образец, право на который принадлежит лицу, уступающему товарный знак, но сохраняющему за собой право на промышленный образец товарного знака, воспроизводящего фирменное наименование (или его часть), право на которое принад­лежит лицу, уступающему товарный знак, но сохраняющему за собой пра­во на фирменное наименование.

В Российской Федерации передача товарных знаков не распространена в хо­зяйственной деятельности. Однако в экономически развитых странах это явле­ние имеет место. Особенно широко уступка прав на товарный знак практикуется в США и зачастую проходит в рамках так называемой системы франчайзинг, соз­данной для поддержки и развития малого и среднего бизнеса.

В соответствии с системой франчайзинга владелец торгового знака, торгового имени или авторского права (как правило, крупная фирма) разрешает другой фирме (как правило, мелкой) использовать их в своих целях. В США в этой сис­теме занято более 5 млн рабочих.

Система франчайзинга выгодна и большому, и малому бизнесу, поэтому она исключительно популярна.

Как правило, при этом производитель перекладывает на мелкую фирму проб­лемы, связанные с реализацией продукции.

Получила развитие и такая форма, когда мелкая фирма снабжается не только продукцией и торговой маркой, но и стратегией маркетинга, контролем за каче­ством, технологиями в сфере услуг и пр.

При этом владелец, предоставляющий свой товарный знак, имеет следующие преимущества:

1)  возможность увеличить масштаб производства за счет экономии на торговых расходах;

2)  более высокую степень мотивации у мелких фирм, чем у руководителей подразделений собственных предприятий;

3)  малый бизнес более чувствителен к местным условиям в результате более тесных контактов с населением данной местности;

4)  отсутствие проблем в трудовых отношениях;

5)  возможность возрастания капитала для расширения собственного бизнеса за счет экономии на издержках, которые несут мелкие фирмы.

К отрицательным сторонам с точки зрения большого предприятия можно от­нести:

1)  необходимость предоставления кредита мелким фирмам;

2)  необходимость обеспечения контроля и обучения;

3)  возможные конфликты из-за различных трактовок пунктов договора и т. п.

В свою очередь зачастую степень экономического успеха фирм, работающих на чужую товарную марку, намного выше, чем у других направлений малого бизнеса.

Основными преимуществами для мелких фирм в этом случае являются:

1)помощь в управлении со стороны основной компании;

2)детальные инструкции по каждому вопросу текущей деятельности, включая систему качества и технологии;

3)маркетинговое обеспечение, включая предоставление результатов дорогостоящих исследований товара и рынка;

4)финансовая помощь и получение кредитов;

5)обучение.

Основные негативные стороны для мелкой фирмы:

1)дележ прибыли с основной фирмой (выплаты или процент от продаж);

2)большая зависимость по сравнению с другими формами деятельности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.