![]() |
|
|
Товарные знаки и брендыГосударственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным конституционным законом. Использование Государственного флага Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным флагом Российской Федерации влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для выделения определенного товара из массы присутствующих на рынке путем привлечения внимания к месту производства служит наименование продукции, предприятия-изготовителя (в форме товарного знака), включающее наименование области или населенного пункта по месту его расположения. При этом могут использоваться местная (региональная) символика, географические образы (например, географические названия и фрагменты карт), наименования специфических товаров и (или) их комбинации (рис. 21.). Специфический характер товара заключается в присущих ему традиционных особенностях в отношении состава или способа производства, четко отличающих его от других продуктов этой группы. По правилам ЕС такой знак (вариант на английском языке изображен на рис. 22.) или текстовое обозначение может размещаться на продукции, соответствующей признанным спецификациям и прошедшей установленную регистрацию. Предусмотренный инспекционный контроль должен гарантировать достоверность используемых заявлений в отношении традиционных особенностей продукции. При этом страны — члены ЕС могут устанавливать дополнительное требование о том, чтобы название организации, уполномоченной на проведение контроля за правильностью применения лих правил, также присутствовало в составе маркировки продукции. Рис. 22. Знак, показывающий отличительные особенности товара Наверное, ни у кого нет сомнения в том, что проблема поддержки отечественных производителей товаров напрямую связана с качеством выпускаемой ими продукции. Именно традиционно сформировавшееся и устоявшееся потребительское восприятие отдельных национальных товаров, а именно: «американское (немецкое, швейцарское,...) — значит, хорошее», часто является основой предпочтения одних товаров другим, конечно, с учетом доступности товара на рынке вообще и его цены для рассматриваемой части потребителей. Самодекларации в этой области, как правило, направлены на привлечение внимания потребителей к национальному товару через данные о его высоком качестве. Примерами подачи такого сообщения могут служить стилизованный знак «Датское качество» с элементами датского флага, встретившийся на упаковке крахмала, комбинированный знак «ЗАЩИЩЕННОЕ КАЧЕСТВО - ПОКУПАЙТЕ РОССИЙСКОЕ» на продукции с торговой маркой Довгань и другие подобные знаки (рис. 18.). О похожем подходе свидетельствует указание «Качество ЕС» на этикетках материалов для разведения декоративных растений в Европейском Союзе. Рис. 23. «Качество ЕС» При подтверждении высокого качества национального товара действует простой принцип: когда хвалят товар за его высокое качество, обращают внимание и на производителя, включая его национальную принадлежность (если это национальный, а не транснациональный производитель). Оценка качества товаров может проводиться как по инициативе изготовителей в рамках добровольной сертификации, так и по инициативе независимых потребительских организаций. Как оказалось, для подчеркивания отечественного происхождения используются не только специальные схемы добровольного характера, но и результаты обязательной сертификации, в чем можно убедиться на примерах (рис. 24.). Определенную роль в продвижении национальных товаров играют также различные конкурсы и программы, проводимые с определенной периодичностью сами по себе или в рамках различных выставочно-ярмарочных мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Например. Всероссийская межотраслевая выставка отечественных товаров «Покупайте российское!», название которой говорит само за себя, или программа «Московское качество», одна из декларируемых целей которой — поднятие престижа и повышение конкурентоспособности российской продукции и поддержка отечественных товаропроизводителей. Награды некоторых российских специализированных выставок, встречающиеся в маркировке продукции, можно видеть на рис. 25. Знаки в виде стилизованных бутылок характеризуют вкус белых и красных вин. При этом белые вина ранжируются цифрами от 1 до 9, которые соответственно обозначают вид вина: от сухого до сладкого, а красные вина — буквами от А (светлого и мягкого) до Е (густого и крепкого). Знак в виде бокала с числом внутри него, который также представлен в составе маркировки, отражает количество единиц алкоголя в 125 мл спиртного напитка и может использоваться, например, во вспомогательных целях для самооценки своей способности к управлению транспортным средством в Европе. На этом пути не отстают и другие ведущие компании мира. Так, например, сведения в виде знака и текста о содержании в составе продукта йодированной соли украшают этикетку майонеза производства компании Нестле (рис. 26.), а знаки об особенностях состава кисломолочных продуктов и условиях их хранения - продукцию DANON. Другие примеры информации о свойствах и способах применения пищевых продуктов (сопутствующих им указаний в виде знаков) представлены на рис. 27. Из них особенно хочется отметить информацию о заморозке продукта, выполненную в различных художественных исполнениях, а в двух случаях и включающую дополнительные рекламные данные о товаре. На упаковках с напитками появились даже так называемые термознаки, т. е. знаки, меняющие цвет в зависимости от температуры содержимого упаковки, например знак (рис. 28.) с этикетки напитка «Джин-Тоник», произведенного 000 «БАХУС». В странах ЕС маркировка материалов и изделий, разрешенных к контакту с пищевыми продуктами, вместо соответствующего текстового указания может осуществляться с помощью специального знака (рис. 29). В то же время при наличии единого знака в некоторых европейских странах одновременно могут встречаться и другие подобные графические заявления в форме знаков оценки соответствия. Рис. 29. Маркировка материалов и изделий в странах ЕС Маркировка обуви (рис. 30.), предназначенной для продажи потребителям, в отношении материалов, используемых при ее производстве (кожа, кожа с покрытием, текстиль, другие материалы), содержит информацию о трех основных частях изделия (верхней, внутренней отделке и стельке, наружной подошве) в виде знаков и (или) текста. Рис. 30. Маркировка обуви В соответствии с рекомендацией Комиссии ЕС в маркировке моющих и чистящих средств следует указывать входящие в их состав компоненты (фосфаты, поверхностно-активные вещества, отбеливатели и др.) при их содержании в продукции более 0,2 %, а энзимы и предохраняющие/дезинфицирующие вещества (независимо от концентрации) в следующих пределах: 1)менее 5 %; 2)от 5 до 15%; 3)от 15 до 30%; 4)от 30 % и более. Кроме этого, в маркировке указывается рекомендуемое количество средства в миллилитрах или граммах, необходимое для использования при стирке или чистке, например в зависимости от жесткости воды. А если к средству прикладывается мерное приспособление, то потребителям сообщается и объем или вес вмещаемого в него средства. При стандартизации требований к потенциально опасным товарам должно быть предусмотрено наличие необходимой предупреждающей информации (предупредительной маркировки), которая в общем виде может включать в себя: 1)специальные обозначения, указывающие на условия, при которых изделие может быть использовано в безопасных условиях; 2)предупреждение относительно вероятности нанесения вреда или ущерба при надлежащем использовании изделия или возможном использовании его не по назначению. Использование знаков в составе предупредительной маркировки обусловлено «заметностью» среди монотонной массы текстовой информации и способностью человека быстро сосредоточивать на них свое внимание. Из сравнительно недавних мер дополнения обязательной маркировки потребительской упаковки табачных изделий с 1 июля 2000 г. стало требование об указании информации о содержании вредных для здоровья веществ — смолы и никотина, а также о вреде курения в виде надписи: «Минздрав России предупреждает: "Курение опасно для вашего здоровья"». Текст надписи о вреде курения при этом должен был занимать не менее 25 % площади большей стороны упаковки и наноситься разборчивым шрифтом на контрастном фоне. Из Конвенции о безопасности при использовании химических веществ на производстве (Конвенция 1990 г. о химических веществах) и Рекомендации о безопасности при использовании химических веществ на производстве следует следующее: 1)химические вещества маркируются таким образом, чтобы давалась основная информация об их характере. Маркировка химических веществ обеспечивается их поставщиками, будь то производители, импортеры или оптовики; 2)опасные химические вещества маркируются дополнительно таким образом, чтобы информация о них легко понималась трудящимися и чтобы давалась основная информация относительно их классификации, представляемой ими опасности и мер предосторожности, которые следует предпрнимать. Этикетка должна быть легко понимаемой для трудящихся. Если химическое вещество невозможно промаркировать из-за размера контейнера или характера упаковки, то должны применяться другие средства идентификации, например ярлыки или сопроводительные документы; 3) требования к маркировке химических веществ в соответствии с вышеуказанными пунктами определяются компетентным органом в соответствии с национальными или международными нормами; 4) требования к предупредительной маркировке опасных химических веществ должны в соответствии с существующими национальными и международными системами охватывать: а) информацию, которая должна содержаться на этикетке, включая в случае необходимости: ♦ торговые наименования; ♦ характеристику химического вещества; ♦ имя, адрес и номер телефона поставщика; ♦ символы опасности; ♦ характер особых рисков, связанных с использованием веществ; ♦ указания по мерам предосторожности; ♦ идентификацию партии товара; ♦ указание, что карта данных по безопасности химических веществ (в России — паспорт безопасности вещества (материала), содержащая дополнительную информацию, находится у предпринимателя; ♦ классификацию по системе, установленной компетентным органом; б) удобочитаемость, долговечность и размер этикетки; в) единообразие этикеток и символов, включая цвет. При этом для обеспечения удобства и эффективности использования предупредительной маркировки всех видов (потребительской, производственной, транспортной) целесообразно обеспечить их оптимальную унификацию (по составу и содержанию, символам, обозначениям, цветам и т. д.) между собой, а также с прочей стандартной маркировкой. В течение продолжительного времени на упаковках различных химических веществ отечественного производства приводятся некоторые данные по их безопасному использованию, как правило, в текстовой форме (в виде предостерегающих надписей типа «Берегись», «Ядовито», «Опасно» и других с раскрытием некоторых мер предосторожности) и ограниченным использованием знаков опасности. Некоторые химические вещества имеют маркировку на потребительской таре в виде знака опасности по ГОСТу 19433-88 или знаки опасности, подобные применяемым в ЕС. При этом в составе маркировки встречаются и знаки, используемые на производстве (по ГОСТу 12.4.026-76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности»). Иногда высказывается мнение, что поскольку в России уже установлены гармонизированные с международными правилами требования к маркировке опасных веществ и материалов в виде грузов, то нужно просто распространить их на производственную и потребительскую маркировку. Распространение требований к маркировке опасных грузов в целом на потребительскую маркировку ОВМ нецелесообразно по следующим основным причинам: 1) для массовых пользователей знаки, предусмотренные системой маркировки грузов, являются довольно сложными для восприятия. Так, например, взрывчатые или огнеопасные материалы могут обозначаться одним из нескольких знаков; 2) маркировка опасных грузов не содержит раскрытия видов опасности, характеристики опасного воздействия, мер предосторожности и средств первой помощи при поражении, что необходимо для массового потребителя; 3) приводимая классификация и знаки опасности больше рассчитаны на возможную опасность веществ в процессе транспортирования и не полностью учитывают опасности продолжительного и целевого (влияющего на определенные органы) вредного воздействия ОВМ, проблема которого также является актуальной при использовании ОВМ на производстве и в быту. Современные тенденции в области применения знаков соответствия при обязательном подтверждении соответствия можно выразить следующим образом: 1) от использования знака исключительно на основании результатов сертификации — к возможности применения в определенных случаях знака на основе декларации о соответствии; 2) от множества специфических знаков — к единому знаку «доступа на рынок»; 3) от множества национальных знаков — к региональным (или там, где возможно — к международным). Процесс этот небыстрый и непростой, так как требует гармонизации законодательства разных стран в области обязательных требований к продукции, ответственности изготовителей за качество выпускаемой продукции, а также разработки норм, касающихся подтверждения соответствия и применения самих знаков соответствия. Знак утверждения типа (рис. 31.) наносится заявителем на средства измерений, тип которых утвержден в установленном порядке, и сопроводительную эксплуатационную документацию к каждому их экземпляру. При этом допускается нанесение этого знака только на эксплуатационные документы, если из-за особенностей конструкции средств изменений нанесение на них знака утверждения типа является нецелесообразным. Знак утверждения типа игрового автомата с денежным выигрышем (рис. 32.) наносится на игровые автоматы утвержденного типа и на эксплуатационную документацию к каждому экземпляру этих устройств. Соответствие количества фасованных товаров в упаковке установленным требованиям может быть удостоверено знаком (рис. 33.), право применения которого предоставляется в порядке, устанавливаемом Госстандартом России. Этот знак свидетельствует, что производитель (фасовщик или импортер) товаров осуществляет метрологический надзор за количеством этих товаров в упаковке и обеспечивает его соответствие установленным требованиям. Знак наносится на упаковку в поле зрения значения номинального количества упакованного товара. Его высота должна быть не менее 3 мм. Следует отметить, что знак гарантии изготовителя (упаковщика) или импортера в отношении соответствия количества упакованной продукции требованиям затрагиваемого законодательства ЕС в области метрологии изображен на рис. 34. Мясо и мясопродукты (субпродукты) всех видов сельскохозяйственных и диких животных, в том числе птицы, подлежат обязательному клеймению ветеринарными клеймами и штампами в соответствии с установленными требованиями. Для клеймения мяса установлены следующие основные ветеринарные клейма и штампы о пригодности мяса в пищу: 1) клейма овальной формы, имеющие в центре три пары цифр, первая из которых обозначает порядковый номер республики в составе Российской Федерации, автономного образования, края, области; вторая — порядковый номер района (города) и третья — порядковый номер учреждения, организации, предприятия. В верхней части клейма надпись «Российская Федерация», а в нижней — «Госветнадзор». Овальное ветеринарное клеймо подтверждает, что ветеринарно-санитарная экспертиза мяса и мясопродуктов проведена в полном объеме и продукт выпускается для продовольственных целей без ограничений. Клеймение мяса и мясопродуктов овальным клеймом проводят ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшера, находящиеся в штате организаций и учреждений государственной ветеринарной сети, получившие официальное разрешение госветинспектора района (города); 2) клеймо прямоугольной формы, имеющее вверху надпись «Ветслужба», в центре — «Предварительный осмотр», а внизу три пары цифр, обозначающие: первая — порядковый номер республики в составе Российской Федерации, автономного образования, края, области; вторая — порядковый номер района (города) и третья — порядковый номер учреждения, организации, предприятия. Прямоугольное клеймо «Предварительный осмотр» подтверждает, что мясо получено от убойных животных, прошедших предубойный и послеубойный осмотр в хозяйствах, благополучных по карантинным заболеваниям, но это клеймение не дает право на реализацию мяса без проведения ветсанэкспертизы в полном объеме; 3) ветеринарные штампы прямоугольной формы для мяса, имеющего в верху надпись «Ветслужба», в центре — указание диагноза или вида оббезараживания или дальнейшего использования, например «Феноз», «Промпереработка» и так далее; внизу три пары цифр обозначающие то же, что и на клейме овальной формы; 4) дополнительные штампы с обозначением в центре вида животного: «Конина», «Медвежатина», «Оленина», «Верблюжатина» и т. д.; 5) товароведные клейма с указанием в центре упитанности: «Тощая», «1 категория», «2 категория» и т. д.; 6) электроклейма для тушек птиц с указанием категории. Неблагоприятная экологическая обстановка во многих регионах планеты, глобальные проблемы (уменьшение озонового слоя, сокращение лесных массивов и др.) заставили людей вплотную заниматься проблемами сохранения окружающей среды. В цивилизованных странах мира в противовес безоглядному потребительскому отношению к природе все больше культивируется чувство ответственности за состояние окружающей среды и готовности (правда, на практике это срабатывает до определенных пределов) содействовать ее сохранению. Это касается в том числе и борьбы с засорением окружающей среды, снижения количества отходов от человеческой деятельности и использования материалов, машин и приспособлений, при использовании которых не наносилось бы ущерба природе или же этот ущерб был бы минимальным. При этом определенная часть потребителей согласна платить дороже за такие более предпочтительные с точки зрения охраны окружающей среды (экологичные) товары, а также прямо или косвенно поддерживать природоохранные организации. В свою очередь среди компаний наряду с внедрением природощадящих технологий стало довольно распространенной практикой вносить вклад в охрану окружающей среды через финансовое и (или) организационное сотрудничество с такими организациями. Для обозначения экологичных товаров и процессов (предметов), связанных с их обращением (например, тары и упаковки), и передачи другой информации экологического характера и применяются специальные заявления в средствах массовой информации, непосредственно на продукции или ее упаковке, а также в сопроводительной документации. Эта информация в общем случае и составляет понятия экологических заявлений, в том числе и в виде маркировки (экологической маркировки или эко-маркировки). ЭКО-МАРКИРОВКА — комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге, входящий в состав их маркировки и (или) сопроводительной документации. Учитывая, что упаковка является неотъемлемой частью большинства современных товаров и носителем разнообразной информации о них, большая часть эко-маркировки размещается именно на упаковке и зачастую касается упаковки же, принимая во внимание проблему бытовых отходов, особенно в городах. Сначала эко-маркировка появлялась в России в основном с импортной продукцией и, учитывая незнание ее смысла и наличие сопровождающего текста на иностранных языках, ее эффективность на российской территории была низкой. Во многом благодаря совместным предприятиям стала применяться эко-маркировка на основе зарубежной с переводом присутствующего в ней текста на русский язык, причем иногда это делалось путем стилизации ее под национальную специфику или разработки маркировки для российского рынка. Потом многие производители, наверное, следуя моде на эко-маркировку или отвечая запросам рынка, и на российском рынке стали активнее использовать эко-маркировку для стимулирования продаж своей продукции и создания привлекательного имиджа своего предприятия. Одно из часто встречающихся в составе эко-маркировки (и не только в России) заявлений — «экологически чистый», которое может приводиться отдельно в текстовой форме или в комплексе с графическим изображениями. Примеры их можно видеть на рис. 35. Эти и другие встречающиеся в обращении виды подобной эко-маркировки в общей форме, на первый взгляд простые и всем понятные, на практике могут применяться предприятиями на основании различных критериев, да и пониматься потребителями по-разному, например в зависимости от их образовательного уровня и представлений об экологичности. В результате возникает проблема обеспечения достоверности данных заявлений для предотвращения недобросовестной конкуренции, недопущения дезориентации потребителей и снижения эффективности применения эко-маркировки как таковой. Это уже осознали в большинстве развитых стран мира, и там произошел или происходит переход от общих заявлений к конкретным, как правило, не допускающим различного толкования. Существуют два основных понятия эко-маркировки: обшее смысловое и маркетинговое. Общее смысловое понятие включает в себя весь комплекс сведений, используемых в целях охраны окружающей среды. Маркетинговое понятие включает в себя ту часть общего, которая используется для обеспечения потребителей (пользователей) и прочих заинтересованных сторон достверной информацией об экологичности рассматриваемых объектов (процессах, их продукции и услугах) и применяется добровольно для формирования, на этой основе устойчивого потребительского спроса на экологичные товары. Появление и применение эко-маркировки (эко-заявлений) такого рода было обусловлено следующими основными факторами: 1) возросшей чувствительностью людей к проблемам сохранения среды обитания и готовностью по мере возможности лично содействовать этому процессу; Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |