![]() |
|
|
Товарные знаки и бренды2) стремлением общества к созданию условий, способствующих разработке, производству и использованию изделий, в меньшей степени загрязняющих окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла; 3) возможностью использования, в той или иной мере, экологических характеристик производственных процессов, продукции и услуг предпринимателями в качестве основного или дополнительного фактора конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг. Международное сотрудничество в этой области осуществляется в контакте с функционирующими в ней общепризнанными международными и национальными организациями, например в рамках Подкомитета 3 «Экологическая маркировка» Технического Комитета 207 Международной организации по стандартизации, Глобальной сети в области эко-маркировки и др. Существуют общие требования к изображению эко-маркировки. Она должна: 1) быть яркой, чтобы эффективно выделять маркируемую продукцию из общего числа предметов, находящихся в обращении; 2) быть способной в сжатой образной форме передавать установленную смысловую нагрузку; легкоузнаваемой и запоминающейся; 3) быть пробуждающей чувства осознания важности природоохранной деятельности, отражать нравственное начало этой деятельности; 4) быть достаточно технологичной для обеспечения возможности ее промышленного тиражирования без ущерба для качества изображения. На практике эко-маркировку товаров можно условно разделить на следующие основные группы: 1) по характеру передаваемого сообщения (степени реализованности природоохранной функции): а) условная, т. е. требующая выполнения каких-либо дополнительных условий для реализации своего природоохранного назначения; б) безусловная, которой может считаться маркировка, сообщающая об уже сделанном вкладе в охрану окружающей среды. Так, например, заявление о том, что изделие на сколько-то процентов состоит из вторичных материалов, является безусловным, а вот идентификационная маркировка материалов, пригодных для вторичной переработки, — условным, потому, что для реализации этого природоохранного свойства нужна действующая система сбора, сортировки и переработки отходов таких материалов; 2) по виду декларирования: а) программы одобрения, проводимые третьей стороной (Тип I по международной классификации в стандартах ИСО 14000); б) самодекларации информационного характера (Тип II по международной классификации в стандартах ИСО 14000); в) количественная информация, характеризующая продукцию на стадиях ее жизненного цикла, предоставляемая поставщиком и основанная на подтверждении приводимых данных независимой стороной (Тип ПТ по международной классификации в стандартах ИСО 14000); 3) по предметному признаку: а) информация об экологичности; б) информация о натуральности; в) информация по поддержке и пропаганде природоохранных действий; г) информация о возможности ущерба для окружающей среды, путях его предотвращения. Информация об экологичности сообщает о безвредности или пониженной вредности для окружающей среды (за счет отсутствия вредных веществ, применения природощадящих технологий, сниженного количества выбросов и пр.) предметов (товара, процесса или производственной системы) в целом или их отдельных свойств. Среди других используемых критериев экологичности: компостируемость, способность к разложению в обычных природных условиях, пригодность конструкции к разборке для последующей переработки, увеличенный срок службы, возможность использования отходов для получения энергии, пригодность для вторичной или многократной переработки, использование вторичного сырья, сниженное потребление ресурсов (энергии, воды и др.), возможность многократного использования, снижение количества отходов. Самый распространенный знак эко-маркировки — это знак «Зеленая точка», часто встречающийся на упаковке, изображен на рис. 36 Рис. 36. «Зеленая точка» Осенью 1990 г., после того как Министерство окружающей среды ФРГ выступило с проектом Декрета об упаковке (и отходов от нее), около 100 компаний из сфер розничной торговли, производства потребительских товаров и упаковки объединились, чтобы основать специализированную компанию для решения проблем, связанных с требованиями упомянутого Декрета, а также со сбором и утилизацией бытовых отходов от упаковки посредством их вторичной переработки. Финансовая основа этой системы — продажа права маркирования утилизируемой в ее рамках упаковки специальным знаком «Зеленая точка». Этот знак означает, что: 1)соответствующая промышленность или компания дает гарантию приема и вторичной переработки маркированного упаковочного материала; 2)производитель или продавец маркированного товара подписали с компанией контракт на использование знака «Зеленая точка» и оплачивают соответствующий лицензионный сбор; 3)после использования маркированная знаком упаковка является собственностью одной из организаций, действующих в рамках «Дуальной системы». На практике расходы на маркировку этим знаком (т. е. в принципе на утилизацию использованной упаковки), скорее всего входят в конечную стоимость товара и таким образом перекладываются на плечи рядовых потребителей. Как правило, контракт на право использования знака «Зеленая точка» заключается с изготовителем товаров, но иногда он может быть заключен и с торговой организацией. При этом учитываются только определенные виды упаковочных материалов — те, на которые существует гарантия вторичной переработки. В настоящее время «Зеленая точка» используется в ФРГ, Франции, Бельгии, Ирландии, Люксембурге, Австрии, Испании и Португалии. Имеются также данные о намерении других европейских стран внедрить у себя подобную систему, обсуждение связанных с этим вопросов происходит и в России. Так что победное шествие «Зеленой точки» по Европе продолжается. При этом на упаковках товаров в России иногда встречаются комбинированные знаки, включающие изображение «Зеленой точки» с соответствующими буквенными и цифровыми обозначениями, прочими знаками (рис. 37.), а иногда ее даже объединяют с заявлениями Информация о натуральности продукции (используемых сырья и процессов изготовления), например продукты, полученные натуральными способами, к примеру, выращенные без применения химикатов, произведенные без искусственных пищевых добавок, что, как правило, отражается при рекламе этих продуктов, в том числе в виде маркировки на упаковке (рис. 38.). К информации по поддержке и пропаганде природоохранных действий относятся призывы к бережному отношению к окружающей природной среде в целом и ее отдельным объектам, помощи природоохранным организациям и т. п. Знаки этой группы чаще всего встречаются на упаковках потребительских товаров, и их смысл, как правило, сводится к обращениям в поддержку деятельности природоохранных организаций (или к информации о такой поддержке, как правило, осуществляемой предприятиями и организациями), призывам не сорить, поддерживать чистоту, сдавать соответствующие предметы для вторичной переработки. Примером такого знака может служить следующий изображенный на рис. 39. Информация о возможном ущербе для окружающей среды и путях его предотвращения входит в состав маркировки опасных веществ, материалов и связанных с ними изделий, используемой на международном и европейском уровнях. Отдельные знаки, отражающие опасность предмета для окружающей среды, по смыслу имеют экологический характер и находятся на пересечении областей предупредительной и экологической маркировки. При этом они, как правило, не попадают в область распространения систем классической эко-маркировки и регулируются нормативными требованиями по обеспечению безопасного обращения продукции, использования процессов и оказания услуг. Примерами таких знаков могут служить: 1) знак «Опасно для окружающей среды», используемый в рамках законодательства ЕС о классификации, упаковке и маркировке опасных веществ и препаратов; 2) знаки в виде перечеркнутых мусорных баков. Подтверждением такого понимания смысла подобных знаков может служить, например, инструкция по эксплуатации телевизоров компании THOMSON, где последний из знаков сопровождается следующим текстовым сообщением в отношении элементов питания для пульта дистанционного управления: «Охраняйте окружающую среду! Не выбрасывайте батарейки, обращайтесь в магазин, продавший вам оборудование, который может заниматься их приемом в целях последующей переработки»; 3) специальный знак для обозначения веществ, представляющих опасность для морской флоры и фауны при их перевозке по водным путям. Несмотря на то что первоначально в нормативных документах отсутствовало понятие «экологическая маркировка», в отношении ее элементов все же действовали (и продолжают действовать) определенные отдельные меры законодательного и нормативно-технического регулирования в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации, рекламы, предотвращения недобросовестной конкуренции, товарных знаков. Правила маркировки грузов в России регулируются ГОСТом Р 51474-99 и ГОСТом 14192-96, в соответствии с которыми транспортная маркировка, наносимая на грузовое место, должна содержать манипуляционные знаки (или предупредительные надписи, если невозможно выразить знаками необходимый способ обращения с грузом), а также основные, дополнительные и информационные надписи, где основные и дополнительные надписи соответственно содержат: наименование грузополучателя, наименование пункта назначения (с указанием пунктов перегрузки), количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии; наименование грузоотправителя, наименование пункта отправления и надписи транспортных организаций, а информационные надписи — массы грузового места (брутто и нетто) в килограммах и габаритные размеры грузового места в сантиметрах. Данный стандарт устанавливает вид манипуляционных знаков, место и способы нанесения транспортной маркировки, размеры маркировочных ярлыков, знаков и надписей и др. Маркировка, характеризующая транспортную тару, включает в себя товарный знак или наименование предприятия-изготовителя; обозначение НТД и соответствующий номер тары. На многооборотную тару наносится надпись «Многооборотная». Гармонизированный с аналогичным международным стандартом ИСО 780-97 также устанавливает манипуляционные знаки, которые в основном совпадают со знаками, предписанными ГОСТом 14192-96, но с некоторыми различиями и дополнениями. Маркировка опасных грузов в России должна соответствовать ГОСТу 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», разработанному на базе рекомендаций ООН. В соответствии с настоящим стандартом маркировка должна содержать: 1) на упаковке и (или) транспортном пакете — знак опасности, транспортное наименование груза, номер ООН, классификационный шифр; 2) на крупногабаритной таре или контейнере — знак опасности, номер ООН, а также номер аварийной карточки при транспортировании по железной дороге (при наличии такого номера). Для взрывоопасных грузов класса 1 (взрывчатые вещества и изделия, пиротехнические вещества, составы и изделия) дополнительно наносят условный номер груза в равностороннем треугольнике. Специальная и защитная маркировка включают в себя различные информационные сведения (обозначения), касающиеся особых мер по регулированию процессов обращения товаров, что, как правило, предполагает и защиту от подделок. Примерами такой маркировки могут служить специальные контрольно-учетные знаки, средства идентификации оригинальной продукции в противоположность возможным подделкам, средства против несанкционированного выноса товаров из мест торговли, марки для подакцизной продукции и пр. Постановление Правительства Российской Федерации о маркировании товаров знаками соответствия, защищенными от подделок, вышло в 1997 г. и вызвало довольно бурную реакцию в обществе. Его широкое обсуждение в средствах массовой информации и на специализированных мероприятиях с изложением точек зрения сторонников и противников продолжалось практически до его отмены в 2002 г. Ответственными за маркирование товаров этими знаками были организации-производители, импортеры, торговые организации и индивидуальные предприниматели. Важной деталью являлось то, что знаками, защищенными от подделок, дополнительно могли не маркироваться те товары, на которые в ходе технологического процесса их изготовления знаки соответствия уже были нанесены. Первоначальный перечень товаров, подлежащих обязательному маркированию данными знаками, включал кофе, чай, алкогольные и безалкогольные напитки, полимерные материалы и другие товары и продукцию, входящие в 12 групп по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Потом этот список сократился до алкогольных напитков (кроме пива) и аудио- и видеотоваров, что позднее было опять изменено, и в окончательный список товаров, подлежащих маркированию этими знаками с 1 апреля 1999 г., попали аудио-, видео- и компьютерная техника. Реализация на территории Российской Федерации товаров и продукции, указанных в перечне, без наличия защищенных знаков была запрещена. При этом организации-производители, импортеры, торговые организации и индивидуальные предприниматели были вправе добровольно маркировать защищенными знаками товары и продукцию, подлежащие обязательной сертификации, но не вошедшие в данный перечень, а также товары и продукцию, не подлежащие обязательной сертификации. Во исполнение рассматриваемого постановления Правительства Министерством торговли РФ и Госстандартом России была разработана Инструкция, которая определяла порядок маркирования товаров и учет их движения и в которой было дано описание знака соответствия, защищенного от подделок, и марок учетной информации к нему, которые также выполнялись с использованием защитных технологий и должны были наноситься на маркированные знаком соответствия товары для учета их движения. Маркирование каждой единицы товара защищенным знаком обеспечивали организации-производители, имеющие право применения знаков соответствия. Импортеры и оптовые организации обеспечивали маркирование соответствующей оптовой маркой тары (упаковки) с товаром, розничные торговые организации и индивидуальные предприниматели должны были наносить учетную информацию для розничной торговли на каждую единицу товара, находящегося в реализации или на хранении в магазине, складе, подсобном помещении, киоске, на рынке, прилавке и иных местах. Приобретение защищенных знаков и учетной информации заявителями должно было производиться заблаговременно до фактической реализации на территории Российской Федерации товаров, подлежащих маркированию. Для этого заявители, имеющие документ на право применения знака соответствия, приобретали защищенные знаки в органах по сертификации, как правило, там, где проводилась сертификация, а учетную информацию — в территориальных управлениях Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. На основе информации, полученной от территориальных управлений Госторгинспекции, создавалась Единая база данных об оперативном учете движения маркированных учетной информацией товаров. Держателем информационной системы, включающей в себя эту базу данных, являлось Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Сведения о количестве приобретенной учетной информации по видам маркируемых его товаров должны были направляться в налоговую инспекцию по месту регистрации заявителя. Другим примером использования защищенных знаков соответствия может служить Система добровольного маркирования, организованная Госстандартом России и предназначенная для обеспечения защиты товаров от подделок, идентификации их изготовителей или импортеров и предоставления потребителю возможности оперативно ознакомиться с данными о сертификации товара и его происхождении. В данной Системе продукция маркируется единым защищенным номерным голографическим знаком соответствия (по ГОСТу Р 50460-92), изображенным на рис. 40. В принципе, нужно признать, что маркировка является далеко не единственным способом защиты товара от подделок, которым также могут препятствовать как особенности самого товара (как правило, эксклюзивного и дорогого), так и его упаковки, сложные для нелегального воспроизведения, что может делать хорошую подделку невыгодной с экономической точки зрения. Последнее замечание касается и специальной маркировки от подделок, которая получила более широкое распространение на товарах народного потребления, рассчитанных на массового потребителя, видимо, в силу относительно низкой или приемлемой доли ее стоимости в продажной цене товара на рынке при выполнении своей роли по идентификации оригинальной продукции. Решение о применении такой маркировки, как правило, принимается компаниями-производителями и распространителями товаров самостоятельно на основе оценки конкретных рыночных условий. Примерами такой маркировки могут служить Сертификат подлинности программного обеспечения компании Microsoft; Паспорт качества, встречавшийся на товарах с товарным знаком «Довгань» (рис. 41.); знаки на женских колготках Levante, картриджах для принтеров Oki, игрушках Lego, лекарственных препаратах POLPHARMA, а также маркировка на ряде других товаров (обойных клеях Quelyd, автомобильных шинах Gislaved, некоторых видах моторных масел, жидкости для омывания стекол автомобилей, средствах против насекомых, пар-фюмерно-косметических средствах, спиртных напитках, аудио- и видеокассетах с записью) и др. К этой же группе можно отнести голограммы «100 лучших товаров России» (золото и серебро) и «Качество. Quality», предлагаемые к использованию в рамках «топографического проекта» Программы «100 лучших товаров России». Первые были предложены предприятиям — участникам Программы в 1999 г. как дополнительное средство привлечения внимания потребителей и средство зашиты продукции от подделок. А вторые, появившиеся в 2001 г., позиционируются на рынке как символ качества (рис. 42). Применение голограммы «Качество. Quality» регулируется договорными отношениями с необходимыми дополнитель ными мерами контроля качества продукции и состояния производства, содержание которых обсуждаются совместно с руководством предприятия-изготовителя. В соответствии с Правилами маркировки подакцизных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, акцизные марки наносятся на упаковку подакцизного товара до его ввоза на таможенную территорию. При этом акцизная марка наклеивается на упаковку, в которой этот товар поступает в розничную продажу и которая неотделима от него до употребления. Акцизная марка наклеивается поверх закупорочного элемента или на месте предполагаемого вскрытия упаковки таким образом, чтобы вскрытие упаковки приводило к обязательному повреждению марки и исключало возможность ее повторного использования. Клей, применяемый для нанесения марки, должен быть устойчив к высоким и низким температурам, а также различным уровням влажности для предотвращения отслоения марки от упаковки при высыхании клея. Не допускается нанесение поверх марки каких-либо элементов упаковки (кроме прозрачной целлофановой обертки на упаковке табачной продукции), которые закрывают ее поверхность и затрудняют определение ее подлинности. Подакцизные алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ или произведенные на ее территории и предназначенные для продажи в магазинах беспошлинной торговли, маркируются наклейками произвольной формы (площадью не менее 200 мм²) с надписью «Только для продажи в магазине беспошлинной торговли» или с аналогичной надписью на английском языке. В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изм. и доп. от 10 января 1997 г., 7 января 1999 г., 29 декабря 2001 г., 24, 25 июля 2002 г., 2 ноября 2004 г.), алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 % объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками, акцизными марками и региональными специальными марками. Это происходит в следующем порядке: 1) алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками; 2) алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками; 3) алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее розничная продажа (при условии проверки качества алкогольной продукции). Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными, не предусмотренными данным Федеральным законом марками, не допускается. Федеральная специальная марка, акцизная марка и региональная специальная марка являются документами государственной отчетности для удостоверения законности производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и осуществления контроля за уплатой налогов. Региональная специальная марка, кроме того, является подтверждением проведения субъектом Российской Федерации специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и осуществление контроля за оборотом алкогольной продукции на этой территории. Требования к образцам федеральных специальных марок, акцизных марок и региональных специальных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Технология изготовления и нанесения этих марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования. Алкогольная продукция, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку федеральными специальными марками, акцизными марками, региональными специальными марками, освобождается от их нанесения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии полной уплаты акциза. На упаковку (тару), в которую разлита алкогольная продукция, акцизная марка наносится поверху закупорочной капсулы упаковки таким образом, чтобы она всей площадью прилегала к капсуле и центральная (гербовая) часть марки была расположена по центру предполагаемого места вскрытия упаковки (пробки, крана и т. п.). Примеры специальных и акцизных марок для алкогольной продукции, отражены на рис. 43. Маркировке региональными специальными марками (далее именуются — марки) подлежит алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, реализуемая с акцизных складов организаций, за исключением алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, и пива. На алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % должна быть нанесена марка того субъекта Российской Федерации, на территории которого эта продукция будет реализована через розничную сеть или общественное питание. При этом по решению органов исполнительной власти отдельных автономных округов и областей, установленных Правительством РФ, алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, реализуемая на их территории, может быть маркирована региональными специальными марками других субъектов Российской Федерации. Марки изготавливаются российскими организациями — победителями конкурса, проводимого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Марки размером 65 Ч 17 мм (штрих-код 28 Ч 15 мм) изготавливаются двух видов: в оранжево-розово-красных тонах — на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25 % включительно и в сине-зеленых тонах — с объемной долей этилового спирта свыше 25 %. Марка должна иметь комплексную защиту от подделки, серию и номер, позволяющие проводить учетные операции. Марка наклеивается на емкость с алкогольной продукцией таким образом, чтобы не перекрывать федеральную специальную марку. Клей, используемый при нанесении марки, должен исключать возможность ее повторного использования. Региональная специальная марка должна иметь графическую защиту, штрих-код и голограмму. Часть признаков защиты должна быть видна потребителю без применения приборов на расстоянии 30—50 см, другие способы защиты могут быть определены только с помощью приборов. Размер голограммы должен быть достаточным для идентификации его по признакам подлинности. Голограмма должна быть защищена от возможности ее повторения методами гальванопластики. Величина микротекста на голограмме должна быть не более 100 микрон. Допускается нанесение голографического изображения только способом горячего тиснения с применением эксклюзивной фольги. Допускается применение различных штанцевальных устройств на самоклеящихся материалах с надсечкой внутреннего поля марки, не затрагивая поле считывания. Табачная продукция маркируется специальными марками для изделий, производимых на территории Российской Федерации, и акцизными марками для импортных товаров. Маркировка специальными марками была введена в 1999 г. в целях усиления контроля за своевременным и полным внесением в бюджет налогов и сборов, а также для подтверждения легальности производства и реализации этой продукции. Примеры таких знаков, которые встречались в России, изображены на рис 44. Защитные и защищенные от подделок знаки на документах в Российской Федерации заметны, пожалуй, не меньше, чем на продукции. Правда, введение части из них проходило трудно, встречая упорное сопротивление со стороны хозяйствующих объектов, и в настоящее время широкого распространения так и не получило. Это в первую очередь касается обязательной защиты специальными знаками сертификатов соответствия в Системе сертификации ГОСТ Р. (рис. 45.). Заверение подлинности гигиенических сертификатов, а позднее — гигиенических и санитарно-эпидемиологических заключений и их копий происходило при их регистрации в соответствующих органах Госсанэпиднадзора РФ по запросам держателей этих документов. Изображения знаков (верхний знак — лицевая сторона документа, нижний — оборотная сторона и приложение) показаны на рис. 46. Знаки охраны авторского права и смежных прав предусмотрены Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изм. и доп. от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.), регулирующим отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, а также фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). В соответствии с этим Законом у автора появляется право на свое произведение при его создании (например, в области науки, литературы и искусства, которыми, кстати, могут быть и конкретное исполнение маркировки товара или использование элементов этих произведений в ее составе). И для его осуществления не требуется регистрации произведения, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. При этом среди прочего не являются объектами авторского права: 1) официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме: 1) письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.); 2) устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.); 3) звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.); 4) изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.); 5) объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.); 6) в других формах. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о них может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: 1)латинской буквы «С» в окружности; 2)имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; 3)года первого опубликования произведения. Подобное правило предусмотрено также Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г., 2 ноября 2004 г.), в соответствии с которым правообладатель для оповещения о своих правах также может, начиная с первого выпуска в свет программы для ЭВМ или базы данных, использовать знак охраны авторского права. В то же время исполнители и производители фонограмм могут использовать знак охраны смежных прав, который помешается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: 1) латинской буквы «С» в окружности; 2)имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; 3)года первого опубликования фонограммы. Как видно, область использования товарных знаков многогранна и не исчерпывается приведенными примерами. Приложение 1 Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
(юридический адрес) от владельца товарного знака
(наименование организации или Ф. И. О. физического лица) адрес________________ __________________ телефон______________ свидетельство на товарный знак № ________________ Заявление Прошу зарегистрировать договор об уступке товарного знака по свидетельству № ___в отношении всех указанных в свидетельстве товаров и услуг (в отношении следующих товаров и услуг, указанных в свидетельстве: ___________________________________________ ) организации
(полное наименование, адрес, телефон) (физическому лицу (Ф. И. О., адрес, телефон) Приложение: 1) договор на __ л. в 3 экз.; 2) документ об уплате пошлины за регистрацию договора Владелец товарного знака Дата, подпись, печать (руководитель организации) Дата, подпись (физическое лицо) Приложение 2 Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
(юридический адрес) от владельца товарного знака (наименование организации или Ф. И. О. физического лица) адрес________________ __________________ телефон______________ свидетельство на товарный знак № ________________ Заявление Прошу зарегистрировать лицензионный договор об использовании товарного знака по свидетельству №______________________ в отношении всех указанных в свидетельстве товаров и услуг (в отношении следующих товаров и услуг, указанных в свидетельстве: _________________________________________________ ) организации
(полное наименование, адрес, телефон) Приложение: 1) договор на___ л. в 3 экз.; 2) документ об уплате пошлины за регистрацию договора. Владелец товарного знака Дата, подпись, печать (руководитель организации) Дата, подпись (лицо) Приложение 3 Заявление Прошу зарегистрировать изменения к лицензионному договору, зарегистрированному в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам ________ № _______________________________________
Приложение: 1) документ, подтверждающий соглашение сторон договора о внесении изменений; 2) документ
об уплате пошлины за регистрацию внесения изменений. Дата, подпись, печать (руководитель организации) Дата, подпись (физическое лицо) Список литературы 1.Ариевич Е. Высшая патентная палата и товарные знаки // Российская юстиция. 1998. № 8. 2.Василевский А., Лазарева Э. Товарные знаки и проблемы их поиска. М.: Колос, 1970. 3.Гражданский кодекс Российской Федерации <ч. 1 и 2) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.). 4.Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2322. 5.Комментарий к ч. 1 и 2 ГК РФ для предпринимателей / Под ред. Брагинского М. И. 6.Коммерческое право/ Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлева. СПб.: Питер, 1997. 7.Литвинов О. В. Маркировка товаров в России и за рубежом. Азбука знаков М.: Стандарты и качество, 2003. 8.Медведев А. Товарный знак: отражение в бухгалтерском учете // Хозяйство и право. 1997. № 9. 9.Николаева М. А. и др. Средства информации о товарах/ Под ред. М. А. Николаева, Л. В, Карташова, М. А. Положишникова М.: ЭКОНОМИКА, 1997. 10.Сергеев А. П. Право на фирменное наименование и товарный знак. СПб.: Питер, 1995. 11.Сухова Г. «О некоторых вопросах защиты права на товарный знак»//Хозяйство и право. 1998. №4. 12.Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М.: Экономика, 1994. 13.Седько В. П., Альбенов А. У. Маркировка и сертификация товаров и услуг. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. Основные термины и определения товарных знаков Знак — материальный чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Знак качества — в СССР с 1967 г. знак, которым обозначалась промышленная продукция высшей категории качества. Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Клеймение — нанесение на изделие знаков, удостоверяющих его качество. Клеймо — знак, удостоверяющий качество изделия. Коллективный знак — товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий (далее — объединение), предназначенное для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Тамга — знак, наносимый на скот и символизирующий его принадлежность конкретному владельцу. Товарный знак и знак обслуживания — обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Товарная марка — это имя, знак или символ (рисунок) или их сочетание, которые идентифицируют продукт или услугу, предлагаемые на рынке разными продавцами. Известны четыре типа обозначений марок. Логотип — специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы или группы ее товаров. Этикетка — любая красочная или описательная характеристика продукта и его изготовителя, представленная в виде трафарета, штампа, надписи, рельефа на единице потребительской тары, а также листе-вкладыше или ярлыке, прилагаемых или прикрепляемых к каждой единице товаров. Ярлык — изделие заданной формы, размеров и материала, предназначенное для нанесения маркировки и прикрепляемое к упаковке или продукции. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |