![]() |
|
|
Товарные знаки и бренды3)возможные конфликты и споры по вопросам возобновления соглашений, степени зависимости от основной фирмы и прочим вопросам. Несмотря на подобные противоречия, система франчайзинга показала свою жизнеспособность, живучесть и эффективность. Несомненно, что адаптированная к российским условиям такая система вполне могла бы способствовать раз-витию форм малого и среднего бизнеса, преодолению спада производства и других кризисных явлений, созданию новых рабочих мест, а также развитию рыночных отношений в Российской Федерации. За рубежом используется особая форма комплексного лицензирования — франшиза, в которой товарный знак играет более важную роль, чем в других комплексных лицензиях. Франшиза представляет собой передачу права использования особых приемов и методов ведения бизнеса фирмой-франшизером фирме-франшизату под товарным знаком франшизера. Часто фирма-франшизер заключает лицензионные соглашения с большим количеством небольших фирм в сфере обслуживания. Эти фирмы работают, используя товарный знак основной компании и ее фирменный стиль. Известна форма использования товарного знака в виде «параллельной» лицензии, которая основана на передаче права использования широко известного товарного знака для использования на товарах, не имеющих отношения к тем товарам, вместе с которыми знак приобрел широкую известность у потребителей. Договор об уступке товарного знака может относиться не к одному, а сразу к нескольким товарным знакам. Однако договор может быть только двусторонним, к. лицо, владеющее несколькими товарными знаками, уступает их другому лицу (но не лицам). Если же он уступает этому лицу товарные знаки в отношении части товаров, то другому лицу в отношении оставшейся части товаров он может уступить товарные знаки на основании другого, отдельного, договора. Исключительное право прежнего владельца прекращается, а исключительное право нового владельца возникает со дня вступления в силу договора об уступке (если более поздняя дата не предусмотрена самим договором). Указание на вступление таких договоров в силу содержат нормы Правил регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака. В соответствии с п. 12 этих Правил договоры вступают в силу с даты их регистрации. Бесспорно, если, помимо обязательств сторон в отношении уступки товарного знака, в договоре содержатся обязательства, не относящиеся к ней, то дата вступления договора в силу в отношении этой группы обязательств может быть другой. Как указывалось выше, правомочие распоряжения может быть реализовано владельцем товарного знака путем представления лицензии на использование товарного знака. Предоставление лицензии означает заключение гражданско-правового договора, в соответствии с которым владелец товарного знака разрешает другому (юридическому или физическому) лицу пользоваться этим товарным знаком в предусмотренных договором пределах. В зависимости от объема передаваемых прав лицензия может быть: 1) исключительной — в течение определенного периода товарный знак использует только лицо, получившее лицензию; 2) неисключительной (простой) — право на использование имеют лицензиар и лицензиат. При этом владелец знака — лицензиар — может заключать лицензионные договоры с другими лицами; 3) сублицензией — лицензиат может сам предоставлять третьим лицам лицензии. Кроме этого, различают лицензии: 1) полные, когда право на использование товарного знака касается всех товаров, в отношении которых зарегистрирован знак; 2) частичные, когда право на использование товарного знака касается только части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак. Так же, как и договор уступки, лицензионный договор должен относиться только к охраняемым в Российской Федерации товарным знакам и знакам обслуживания. Владелец товарного знака может предоставить лицензиату одновременно в рамках одного договора право пользователя несколькими своими товарными знаками. Как и договор об уступке, лицензионный договор может заключаться в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак. Владелец товарного знака, предоставляя лицензиату одно из своих правомочий, может существенно его ограничить. Использование, осуществляемое лицензиатом, будет существенно уже, нежели осуществляемое владельцем. Однако возможны и равные режимы использования. Определяя пределы лицензии, владелец может установить небольшой срок ее действия либо предоставить такое право на весь срок действия регистрации товарного знака с учетом возможности ее дальнейшего продления. Владелец может ограничить территорию использования товарного знака, лицензиат вправе будет использовать товарный знак не на всей территории России, а на территории отдельных регионов. Предоставив лицензию лицензиату, владелец товарного знака может разрешить ему предоставлять сублицензии другим лицам. Это положение специально должно быть зафиксировано в лицензионном договоре, в противном случае сублецензионный договор как противоречащий законодательству не может быть зарегистрирован и будет признан недействительным. Лицензионный договор может содержать указание на условия сублицензионных договоров. Предоставляя лицензию, владелец может оставить за собой право пользоваться товарным знаком и даже предоставлять лицензии на его использование другим лицензиатам. Зачастую же, предоставив лицензию, он перестает пользоваться товарным знаком в период действия лицензионного договора. Нормы Закона о товарных знаках содержат требование об обязательном включочении в лицензионные договоры некоторых существенных условий, касающихся качества продукции, маркируемой лицензионным товарным знаком. Так, лицензиат должен гарантировать производство товаров (оказание услуг), обладающих таким же (или лучшим) качеством, что и товары лицензиара. Несоблюдение этого условия может подорвать авторитет товарного знака лицензиара. Именно поэтому Закон о товарных знаках предоставляет лицензиару право контролировать соблюдение этого условия гарантии. Закон не установил санкций за нарушение лицензиатом условий качества товара. Это относится к компетенции сторон. В качестве санкции может последовать временное приостановление действия договора (до тех пор, пока не будет улучшено качество товаров) либо действие договора будет прекращено досрочно. Могут быть применены материальные санкции. Отсутствие в договоре таких существенных условий препятствует его регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. От факта регистрации договора зависит и его вступление в силу — датой вступления в силу считается дата его регистрации. Статьи 25—27 Закона о товарных знаках определяют порядок передачи товарного знака, включающей уступку товарного знака и предоставление лицензии на его использование. Положения названных статей являются весьма актуальными в условиях происходящих в стране процессов реорганизации в сфере хозяйственных структур, когда товарный знак зачастую сам становится товаром, т. е. предметом купли-продажи. Заключение лицензионного договора дает возможность владельцу товарного знака не только получить определенный доход и сделать свой знак более известным (за счет расширения границ его использования и увеличения объемов поставок), но и иногда сохранить саму регистрацию товарного знака. Необходимость в этом появляется тогда, когда по каким-то форсмажорным обстоятельствам над владельцем нависает угроза непрерывного неиспользования товарного знака в течение пяти лет. В этом случае спасти знак от аннулирования можно (исходя из положений п. 1 ст. 25 Закона о товарных знаках), заключив лицензионный договор. Регистрация названных договоров осуществляется на основе специальных Правил. Заявление о регистрации договора об уступке товарного знака или лицензионного договора должно относиться к одному договору. К заявлению прилагаются договор или выписка из него, документ об уплате установленной пошлины за регистрацию договора. К заявлению может быть приложено свидетельство на товарный знак для внесения в него записи об уступке знака или предоставления лицензии. Заявление и прилагаемые к нему документы представляются на русском языке. Если документы представлены на другом языке, к ним прилагается их перевод на русский язык. В договоре в обязательном порядке указываются предмет договора (номер свидетельства на товарный знак, в отношении которого заключен договор), вид передачи товарного знака (уступка или лицензия), объем передаваемых прав (вид лицензии, территория и срок ее действия; товары, в отношении которых уступается товарный знак или предоставляется лицензия). Изменения лицензионного договора (приложение 3) также подлежат регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, в частности в отношении: определения сторон договора, предмета договора, вида передачи знака, объема передаваемых прав. ГЛАВА 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА Юридические и физические лица, зарегистрировавшие на свое имя товарный знак, приобретают право использовать его на всей территории РФ. Данное право действует со дня поступления заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Срок охраны может быть сколь угодно длительным, поскольку действие свидетельства на товарный знак может неоднократно продлеваться. Сущность права на пользование товарным знаком состоит в возможности их неограниченного хозяйственного использования для обозначения производимых и реализуемых ими товаров. Использованием товарного знака считается прежде всего применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и(или) на их упаковке. Достаточно сложным представляется вопрос об объеме использования товарного знака, достаточном для поддержания его регистрации в силе. Как и в ранее действовавшем, так и в нынешнем законодательстве данный вопрос не решен. В литературе обычно предлагается различать две его стороны — количественную и качественную. В частности, применение товарного знака на одном или очень ограниченном числе изделий может быть признано достаточным использованием, если товарным знаком обозначаются какие-либо уникальные приборы или оборудование, либо изделия, пользующиеся ограниченным спросом. Напротив, если товарный знак был предназначен для обозначения серийно выпускаемых изделий, но фактически применен лишь при выпуске опытных образцов, это может быть квалифицированно как недостаточное его использование. Качественная сторона вопроса об объеме использования товарного знака обычно связывается с оценкой соответствия перечня товаров, для обозначения которых товарный знак фактически применяется. Согласно общему правилу эти перечни должны совпадать друг с другом. На практике, однако, от этого встречаются отступления двоякого рода. С одной стороны, товарным знаком могут обозначаться товары, не указанные в перечне при регистрации. Такое применение товарного знака считается неправомерным и, соответственно, не учитывается как исполнение обязанности по применению товарного знака. Но иногда возникает ситуация, когда товарный знак используется для обозначения товаров, формально не указанных в перечне, но охватываемых одним из терминов регистрационного перечня как родовым понятием. С другой стороны, товарный знак часто фактически используется для обозначения более узкого круга товаров, чем это указано при регистрации. Данное обстоятельство может послужить основанием для сужения объема охраны товарного знака путем исключения из перечня товаров тех объектов, которые фактически не производятся владельцем товарного знака и (или) по каким-то причинам не маркируются товарным знаком. При использовании товарного знака его обладатели могут проставлять с указанным обозначением предупредительную маркировку. Она указывает на то, что данное обозначение является товарным знаком. Эта маркировка выполняет как рекламно-информационную, так и патентно-правовую функции. С одной стороны, она позволяет особым образом выделить товарный знак среди других видов обозначения товара (символы управления, эксплуатации, хранения, транспортировки и т. п.). Благодаря такому «обособлению» внимание покупателей обращается на особую природу знака, побуждая их к выяснению содержания данной маркировки, и способствует тем самым ее лучшему запоминанию. Предупредительная маркировка свидетельствует о наличии исключительных прав на товарный знак и тем самым подтверждает его определенную оригинальность. Кроме того, применение данной маркировки является дополнительным рекламным средством и собственно товарного знака, и маркируемых им товаров, что способствует повышению престижа фирмы в глазах потребителей ее продукции. С другой стороны, благодаря предупредительной маркировке становится возможным оперативное установление факта регистрации товарного знака. Наличие специальной маркировки предостерегает третьих лиц от нарушения исключительных прав владельца товарного знака и является важным аргументом при разрешении патентно-правовых споров. Действующее законодательство не содержит специальных норм, регламентирующих нанесение предупредительной маркировки. Она наносится исключительно по усмотрению владельца прав на товарный знак и в любой момент может быть снята. Владелец товарного знака сам избирает вид и форму предупредительной маркировки. Например, она может представлять собой прямое указание на то, что соответствующее обозначение является зарегистрированным товарным знаком, т. е. содержать слова «зарегистрированный товарный знак» или просто «товарный знак». Данное уведомление может содержать указание на название страны регистрации, номер свидетельства или иного охранного документа, дату регистрации и т. п. Предупредительная маркировка может быть выражена и в виде сокращенного обозначения: 1)™ — (Not Yet Approved) — еще не утверждено, т. е. незарегистрированная торговая марка. 2)© — (Registered TM Approved) — зарегистрированная торговая марка. Предупредительная маркировка также может быть в виде специальной изобразительной отметки в виде звездочки с последующей расшифровкой в тексте или в сноске. Использование предупредительной маркировки должно быть добросовестным. Проставление указанной маркировки в тех случаях, когда соответствующее обозначение не зарегистрировано в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, рассматривается как неправомерное действие, вводящее потребителей в заблуждение. Лицо, производящее предупредительную маркировку, по отношению к незарегистрированному товарному знаку несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством. Поэтому, если обозначение только заявлено к регистрации, это должно быть отражено в предупредительной маркировке. Использование товарного знака рассматривается законом не только как право, но и как обязанность его владельца. Хотя в Законе о товарных знаках, в отличие от ранее действовавшего законодательства, в частности Положения о товарных знаках 1974 г., это прямо не подчеркивается, анализ его норм позволяет сделать подобный вывод. В частности, п. 3 ст. 22 Закона о товарных знаках предусматривает возможность досрочного прекращения действия регистрации товарного знака, которое может быть полным или частичным. Говоря о практическом применении знаков, нужно подчеркнуть особое значение технологичности самого знака, процессов маркирования и возможности выразить необходимую информацию с помощью знаков. Можно выделить также следующие основные принципы создания и оценки знаков с точки зрения потребителей: они должны быть по возможности простыми графически, понятны пользователю и следовать определенной логике для обеспечения их идентификации и размещения на объекте маркирования. При этом целесообразно стремиться к соблюдению следующих требований: 1)знаки должны быть легко распознаваемы и понимаемы, отличны друг от друга, а в особых случаях и осязаемы; 2)одни и те же знаки должны иметь одинаковое значение независимо от вида маркированного предмета и его функций. В то же время на начальных этапах внедрения знаков в обращение (учитывая необходимость определенного периода для запоминания и усвоения графического образа знака и его значения) может быть целесообразно сопровождать знаки вспомогательным текстом, особенно в случаях, затрагивающих безопасность людей, окружающей среды и материальных ценностей. Необходимо подчеркнуть, что использование знаков эффективно только в случае, когда они адекватно понимаются потребителями и удобны для них, и в этом направлении должны работать все стороны, вовлеченные в процессы создания продукции (ее упаковки и маркировки), а также сами потребители. Основные виды окружающих нас знаков, как правило, присутствующих в составе информации о товарах. Так как товарные знаки несут в большей степени рекламный характер необходимо помнить, что реклама может быть: 1) недобросовестной — это реклама, которая: а) дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; б) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов); в) вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации; 2) недостоверной — это реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении: а) таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения; б) наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте; в) стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы; г) дополнительных условий оплаты; д) доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара; е) гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности; ж) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг; 3) прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций; и) официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград; к) предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии; л) результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций; м) статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность; н) ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие; о) использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально; п) сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц; р) ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров; с) фактического спроса на товар; т) информации о самом рекламодателе; 3) неэтичной — это реклама, которая: а) содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали, используя оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц; б) порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; в) порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы; г) порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар. Не допускается заведомо ложная реклама, т. е. реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности, и к действиям, нарушающим природоохранное законодательство. На практике название многих предприятий и торговых марок продукции само по себе обращает внимание на их отечественный характер (РУССКИЕ МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ; РУССКИЕ КОНДИТЕРЫ; РОССИЙСКИЕ СЕМЕНА; РУССКОЕ ПОЛЕ; РУССКАЯ ТРАПЕЗА; РУССКИЙ БИСКВИТ; РУССКОЕ МОРЕ; РУССКИЙ ЧАЙ; РУССКИЕ БАКАЛЕЙНЫЕ ТОВАРЫ; ЗАПАСЫ РУССКОЙ КЛАДОВОЙ; РУССКАЯ ВОДКА; РУССКИЕ СЛАДОСТИ; РУССКИЙ САХАР; РОССИЙСКИЙ ШОКОЛАД; РОССИЙСКИЕ КРАХМАЛОПРОДУК-ТЫ; РУССКИЙ СВЕТ; РУССКИЙ КАРТОФЕЛЬ; РУССКАЯ КЛАССИКА; РУССКАЯ ПЕЧЬ, а иногда это находит и художественно-графическое выражение, как, например, в случае с «РУССКИМ ПРОДУКТОМ» (рис. 20.). Рис. 20. Знак «Русский продукт» Информирование о происхождении товара в форме классического «Сделано / Изготовлено / Произведено в...» является самым простым и распространенным, но также может выражаться в форме знаков и часто в комбинации с наименованиями компаний — производителей товаров, их производственного профиля и (или) элементами соответствующей национальной и государственной символики, народных мотивов, иногда и того и другого вместе взятых. Стилизованное изображение (цвета) национального флага и других государственных символов часто используется в маркировке отечественной и зарубежной продукции, и кажется довольно естественным в данном применении. При этом необходимо помнить, что зачастую государственная и региональная (местная символика) защищена законодательно и ее коммерческое использование, как правило, регулируется установленными правилами и может предусматривать за такое применение определенную плату. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |