реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансы. Денежное обращение. Кредит

и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с

начисленными процентами в установленные сроки.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит

Центральному Банку России (ЦБР). Как орган государственного управления,

наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-

кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью

коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение —

Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими

банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов

банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при

предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в

зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам

воздействия: штраф в размере от 0, 1 до 1% от минимальной величины

уставного капитала; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению,

реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применение более

жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие

филиалов на срок до одного года; назначение ЦБР временной администрации

банка на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии

и ликвидация банка.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными

подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других

органов государственного управления за финансово-хозяйственной

деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.

Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и

проводятся комплексно — один раз в год в коммерческих организациях и один

раз в два года — в остальных учреждениях и организациях. Деятельность

контрольно-ревизионных служб министерств и ведомств находится, в свою

очередь, под контролем Министерства финансов РФ и финансовых органов

субъектов Федерации. Сфера ведомственного финансового контроля —

сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение

фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние

бухгалтерского учета и отчетности.

5. 4. Негосударственный финансовый контроль

Отказ от административно-командных методов управления экономикой

повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без

непосредственного участия государственных контрольных органов, но в

соответствии с государственными законами и нормативными актами. К

негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный

и аудиторский контроль

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием,

его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой

финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью своего

предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Децентрализация управления народным хозяйством, приватизация

государственных и муниципальных предприятий, появление новых хозяйствующих

субъектов привели к необходимости поиска и освоения новых методов

управлений финансами, включая контроль с учетом достижений мирового опыта

финансового менеджмента.

Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и

стратегический.

• Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной

хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации

бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись

главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный

бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и

финансового законодательства.

• Стратегический финансовый контроль предполагает разработку

оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению

капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию

прибыли. Внутрихозяйственный контроль может быть произведен и при участии

привлеченных со стороны специалистов — по инициативе руководства

предприятия или его собственников — учредителей и акционеров.

Новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с

конца 80-х гг., — аудиторский. С переходом к рыночной системе управления

экономикой и появлением различных коммерческих структур (коммерческие

банки, страховые фирмы, корпорации) резко повышаются требования к их

финансовой надежности и объективности при оценке финансового состояния.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности

бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных

финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ ;

проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других

финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение

бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о

доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах

финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций,

полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если

инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического

субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех

случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994

г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки; страховые

организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных

отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме

открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера

уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю,

принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятие (за

исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые

показатели которых превышают критерии, установленные Правительством.

Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных

органов — прокурора, казначейства налоговой службы и налоговой полиции.

Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской

проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание

штрафа по решению суда.

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый

контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие

государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-

аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые

могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским

законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После

получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они

включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-

либо другой предпринимательской деятельностью.

Все услуги аудиторских организаций платные. Отношения аудитора

(аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по

договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения

судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или

дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг

производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым

Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет

средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой

организации, признанной судом банкротом.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ,

утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат

аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской

фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и

физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре

варианта заключения:

заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность

показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем

положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-

бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые

излагаются в аналитическом разделе заключения;

отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению

аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного

законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного

представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить

свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого

субъекта достаточно убедительных доказательств.

Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его

сфера деятельности будет расширяться по мере развития цивилизованных

рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских

служб и рос роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций

с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий

6. 1. Сущность и функции финансов коммерческих организаций и

предприятий1

Финансы коммерческих организаций и предприятий как часть финансовой

системы охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в

стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального

производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и

национальный доход.

В ходе финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и

предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с

организацией производства, реализацией продукции, формированием финансовых

ресурсов, распределением и использованием доходов.

Финансы коммерческих организаций и предприятий представляют собой

экономические отношения, возникающие в процессе формирования

производственных фондов, производства и реализации продукции, образования

собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников

финансирования, их распределения и использования.

Такие экономические отношения часто называют денежными, или

финансовыми, хотя финансовые отношения являются частью денежных отношений,

возникают лишь при движении денежных средств и сопровождаются формированием

и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных

средств.

• По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых

отношений предприятий можно систематизировать по следующим направлениям:

связанные с формированием уставного капитала хозяйствующего субъекта.

Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-

правовой формы хозяйствования. Уставный капитал является основным

источником формирования производственных фондов, приобретения

нематериальных активов любой коммерческой организации и предприятия;

связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь

созданной стоимости. К ним относятся денежные отношения между поставщиком и

покупателем, транспортом и клиентурой, заказчиком и подрядчиком и т. д;

между коммерческими организациями и предприятиями, связанные с эмиссией

и размещением ценных бумаг, с взаимным кредитованием, долевым участием в

создании совместных предприятий;

между хозяйствующим субъектом и его подразделениями, вышестоящей

организацией, союзами и ассоциациями, членами которых они являются при

выполнении взаимных финансовых обязательств;

между коммерческими организациями и предприятиями и отдельными

работниками, возникающие при распределении и использовании доходов, выпуске

и размещении акций, облигаций, выплате дивидендов по акциям и процентов по

облигациям;

между хозяйствующими субъектами и финансовой системой государства при

уплате налогов и других платежей в бюджет, формировании внебюджетных

фондов, получении ассигнований из бюджета, предоставлении налоговых льгот,

применении штрафных санкций;

между хозяйствующими субъектами и банковской системой в процессе

хранения денег в банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за

кредит, оказания банковских услуг;

между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие

при страховании имущества, отдельных категорий работников,

предпринимательского и коммерческого рисков.

Очевидно, что финансовые отношения, являясь частью денежных отношений,

возникают лишь при реальном движении денежных средств и сопровождаются

созданием или изменением величины денежных фондов.

• Финансам коммерческих организаций и предприятий присущи те же

функции, что и общегосударственным финансам, — распределительная и

контрольная. Обе функции тесно связаны между собой. .

Посредством распределительной функции происходят формирование

первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей,

создание основных пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов,

обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных

товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом.

Объективная основа контрольной функции — стоимостный учет затрат на

производство и реализацию продукции (выполнение работ и оказание услуг) и

формирование доходов и денежных фондов. Финансы как распределительные

отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный

процесс (распределительная функция) и тем самым связывают воедино все фазы

воспроизводственного процесса: производство, обмен и потребление. Однако

распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе

производства и получено после реализации продукции (выполнения работ и

оказания услуг), невозможно. Размер получаемых хозяйствующим субъектом

доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности

производства, снижения затрат, рационального использования финансовых

ресурсов зависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая

устойчивость.

При нарушении нормального кругооборота средств, увеличении затрат на

производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) снижаются доходы

хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о нарушении

в производственном процессе, недостаточном воздействии распределительных

отношений на эффективность производства.

Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом,

так и отдельных хозяйствующих субъектов, их работников, акционеров,

кредитных и страховых институтов. Поскольку к распределению вновь созданной

стоимости имеется всесторонний интерес, финансовый контроль за

деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:

непосредственно хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа

финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения

финансовых планов, обязательств перед поставщиками товарно-материальных

ценностей, потребителями продукции, государством, банками и другими

контрагентами;

налоговые органы, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты

налогов и других обязательных платежей;

контрольно-ревизионная служба Министерства финансов РФ, которая

осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий

и организаций, использующих бюджетные средства;

коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других

банковских услуг;

независимые аудиторские фирмы при проведении аудиторских проверок.

Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности

коммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективности

применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами. И, наоборот,

отрицательный результат или отсутствие его говорят о недостатках в

управлении финансовыми ресурсами, организации производства и может привести

к банкротству хозяйствующего субъекта.

6. 2. Принципы организации финансов предприятий

Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на

определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности:

хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная

заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми

резервами.

• Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без

самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем,

что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно

определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений

денежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыночных отношений

существенно расширило самостоятельность хозяйствующих субъектов, появились

новые возможности в инвестировании денежных средств. Коммерческие

организации и предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут

осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера

в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций,

государства, участия в формировании уставного капитала другого

хозяйствующего субъекта, хранения денежных средств на депозитных счетах

коммерческих банков. Однако сказать о полной финансовой самостоятельности

хозяйствующих субъектов в процессе формирования финансовых ресурсов и

использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство

регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, коммерческие

организации и предприятия всех форм собственности в соответствии с

законодательством уплачивают необходимые налоги в соответствии с

установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов.

Начисление амортизации также происходит по нормам, установленным

законодательно.

• Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа — одно из

основных условий предпринимательской деятельности и обеспечивает

конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает

полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции,

инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств

и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время

не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот

принцип. Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства,

выпуская продукцию, необходимую потребителю, по объективным причинам не

могут обеспечить ее достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные

предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального

хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих

отраслей. Такие предприятия получают дополнительные ассигнования из бюджета

на разных условиях.

• Принцип материальной заинтересованности — объективная его

необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности —

получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной

деятельности в равной степени присуща коллективам предприятий и

организаций, отдельным работникам и государству в целом. Реализация этого

принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной

налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных

пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

• Принцип материальной ответственности — означает наличие определенной

системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.