реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансы. Денежное обращение. Кредит

внешних заимствованиях Российской Федерации"..., к ним относятся

привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их

юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым

возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика или

гаранта. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный

внешний долг.

Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно

утверждается в форме федерального закона. Он, как правило, не превышает

годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы

государственного внешнего долга РФ. На 1996 г. верхний предел

государственного внешнего долга РФ установлен в сумме 124, 1 млрд. долл.

США, а предельный размер государственных внешних заимствований

— в сумме 9, 2 млрд. долл. США.

По оценке Минфина, на начало 1995 г. внешний долг РФ составил 119, 9

млрд. долл. США. Собственно российский долг

— 111 млрд. долл., остальное — долги СССР, унаследованные Россией.

Последние состоят из кредитов членов Парижского клуба (40 млрд. долл. ),

Лондонского клуба, объединяющего примерно 600 банков (25 млрд. долл. + 7

млрд. просроченных процентов), фирм-поставщиков (около 5—7 млрд. ), стран,

не входящих в Парижский клуб (около 30 млрд. ). После вступления РФ в члены

МВФ и МБРР эти международные институты также предоставляют кредиты РФ.

Тяжелое финансовое положение РФ определяет сложности с погашением

внешних долговых обязательств. Особенно острой ситуация была в 1992 г., на

который пришелся пик платежей. Предстояло выплатить 21 млрд. долл. Поэтому

летом 1992 г. российское Правительство предложило своим кредиторам

заключить соглашение о реструктуризации платежей, т. с. пересмотреть сроки

и порядок выплаты долгов. В 1993 г. были реструктуризированы все платежи за

1992 — 1993 гг. Затем переговоры проводились ежегодно.

8. 5. Российская Федерация как гарант

Деятельность Российской Федерации как гаранта постепенно расширяется.

• Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном

банке. В Законе "О восстановлении и защите сбережения граждан Российской

Федерации", принятом Государственной Думой 24 февраля 1995 г. (№ 68-ФЗ),

еще раз подчеркивается, что государство гарантирует восстановление и

обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем

помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк РФ в период до

20 июня 1991 г. и на вклады в организации государственного страхования РФ

по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1

января 1992 г.

• Гарантированные сбережения граждан являются государственным

внутренним долгом РФ. Ценностью гарантированных сбережений граждан

признается покупательная способность вложенных денежных средств на момент

их вложения. Восстановление и обеспечение сохранности ценности

гарантированных сбережений производятся путем перевода их в целевые

долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами.

• В последние годы государство стало выступать гарантом и по долговым

обязательствам различных, обществ и групп. В частности, в соответствии с

Указом Президента РФ "О создании финансово-промышленных групп в Российской

Федерации" от 5 декабря 1993 г. № 2096 государство стимулирует создание и

деятельность финансово-промышленных групп путем предоставления

государственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных

ресурсов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994

г. № 671 "О финансовой поддержке государства в создании высокоскоростной

пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург—Москва"

государственные гарантии предоставлены РАО ВСМ по выпускаемому этим

обществом в 1994 — 1999 гг. облигационному займу.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 января 1995 г. №

53 "О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг"

государственная финансовая поддержка экспорта товаров и услуг, производимых

российскими товаропроизводителями, осуществляется из средств федерального

бюджета на возвратной и платной основе путем предоставления Правительством

РФ гарантийных обязательств под кредитные ресурсы, привлекаемые Российским

экспортно-импортным банком и другими уполномоченными Правительством РФ

специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-

ориентированных предприятий и организаций, гарантирования и страхования

экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных

коммерческих (банковских) и политических рисков.

• Государственные гарантии направлены и на поддержку малого

предпринимательства. В соответствии с Указом Президента РФ "О

первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в

РФ" от 4 апреля 1996 г. № 491 Правительство РФ начиная с 1996 г. должно

предоставлять государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл.

ежегодно иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на

поддержку малого предпринимательства.

Выступает Минфин России от имени Правительства РФ и поручителем по

кредитам, предоставленным коммерческими банками администрациям субъектов

РФ. Расходы по погашению и обслуживанию этих кредитов обычно

предусматривается производить за счет соответствующих статей федерального

бюджета.

8. 6. Российская Федерация как кредитор

В середине 90-х гг. усилилась активность Российской Федерации как

кредитора на внутреннем рынке. Если ранее предпочтение отдавалось

бюджетному финансированию, то в 1994 — 1996 гг. кредитным отношениям,

которые рассматриваются как более эффективные и позволяющие сэкономить

достаточный объем бюджетных ресурсов. Напротив, деятельность РФ как

кредитора на международной арене остается свернутой и в основном

ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР.

Внутренние ссуды. В качестве заемщиков средств федерального бюджета

выступают российские предприятия и организации—юридические лица и органы

исполнительной власти субъектов РФ.

Предоставление ссуд юридическим лицам в период осуществления ими

структурной перестройки осуществлялось в соответствии с Указом Президента

РФ "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет

средств федерального бюджета" от 8 июля 1994 г. № 1484.

Ссуды выдавались на срок, не выходящий за пределы текущего финансового

года, и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по

государственному долгу. Ссуды имели целевой характер и предоставлялись на

проведение структурной перестройки производства, для расчетов по целевым

кредитам (например, на закупку оборудования), на разработку, внедрение и

приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и

за рубежом.

В соответствии с "Порядком контроля за целевым использованием средств

краткосрочной финансовой поддержки", утвержденным Постановлением

Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714, контроль за соблюдением договора

о предоставлении бюджетной ссуды возлагался на Министерство финансов РФ

через его органы — Казначейство и Контрольно-ревизионное управление и их

аппарат на местах.

Контролирующие структуры особое внимание должны обращать на целевой

характер использования средств. Запрещается помещение средств на депозитные

счета в качестве кредитных ресурсов, их использование для покупки свободно

конвертируемой валюты ( за исключением необходимости приобретения импортных

материалов), их отвлечение на другие финансовые операции. В случае

выявления фактов нецелевого использования ссуды Министерство финансов РФ

принимает меры по ее досрочному возврату и взысканию процентов за

пользование ссудой.

Внешние ссуды. Это кредиты, предоставляемые Российской Федерацией

иностранным государствам, их юридическим лицам и международным

организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и

международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как

кредитором.

Ежегодно утверждается предельный размер государственных кредитов,

предоставляемых РФ. На 1995 г. предельный размер государственных кредитов,

предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением государств-

участников СНГ), установлен в сумме 600 млн. долл. США. Кредиты

государствам СНГ ограничиваются средствами, поступающими в виде процентных

платежей и сумм в погашение основной задолженности по ранее предоставленным

кредитам.

В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ

выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х —

первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в

качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой

деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной до сих пор

задолженности иностранных заемщиков — 140 млрд. долл (по курсу Госбанка

СССР тех лет 1 долл. равнялся 0, 67 руб. ). Долги стран СНГ Российской

Федерации составляют 5812 млн. долл. Возникли они в основном в результате

неэквивалентной торговли (почти на 90%) в 1992 г. и в первой половине 1993

г. Чтобы отечественные предприятия могли получить платежи за поставленные в

эти страны товары, им были предоставлены технические кредиты,

переоформленные впоследствии в государственные. В последующем объемы

кредитования сократились и задолженность возрастала в основном за счет

процентов. По состоянию на март 1996 г. государственные долга стран СНГ

составляют (в млн. долл. ): Армении — 92, 6, Белоруссии — 470, 2,

Таджикистана — 254, 5, Узбекистана — 486, 8, Молдавии — 122, 3, Украины —

2703, 9, Киргизии — 134, 3, Казахстана — 1318, 0, Грузии — 147, 4,

Азербайджана — 81, 5.

8. 7. Займы территорий

В соответствии с Законом "Об основах бюджетных прав и прав по

формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и

исполнительных органов государственной власти республик в составе

Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев,

областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного

самоуправления", принятым 15 апреля 1992 г. № 4807-1, исполнительным

органам власти разрешено получать ссуды из иных бюджетов, у коммерческих

банков или выпускать займы на инвестиционные цели.

Одновременно этот Закон предусматривал, что максимальный размер

соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств

соответствующего бюджета и объема его расходов устанавливается законами РФ.

Такая мера вполне оправдана, поскольку опыт развитых стран Запада дает

многочисленные примеры банкротства отдельных территорий, в том числе и

таких крупных городов, как Нью-Йорк. Однако до настоящего времени заемная

деятельность территорий в нашем государстве практически не контролируется.

Начиная с марта 1992 г. по сентябрь 1995 г. в Министерстве финансов РФ

зарегистрировано свыше 90 проспектов эмиссии займов органов местного

самоуправления и субъектов Федерации на сумму свыше 5, 7 трлн. руб. по

номиналу. Причем некоторые из них сумели разместить по нескольку займов.

Наибольшее количество эмиссий приходится на Московскую, Нижегородскую,

Ленинградскую, Оренбургскую и Кемеровскую области.

Сроки займов. Под воздействием высокого уровня инфляции долгосрочные

займы не получили распространения. Наибольший удельный вес имеют

среднесрочные займы (от 1 до 5 лет) — 64% и краткосрочные займы (от 2 до 12

месяцев) — 21%.

По целям заимствования такие займы делятся на три основные группы:

- инвестиционные (финансирование социально-экономических проектов,

жилищного строительства, развитие местной инфраструктуры);

- социальные (финансирование социальных программ, решение экологических

проблем);

- бюджетные (для финансирования текущих расходов, погашения задолженности

перед предприятиями, покрытия кассовых разрывов).

Виды ценных бумаг: облигации со сроком погашения более одного года и

краткосрочные долговые обязательства, эмитируемые на срок до одного года.

Последние в свою очередь делятся на долговые обязательства по типу ГКО, то

есть дисконтные ценные бумаги, выпускаемые в безналичной форме,

казначейские сертификаты, краткосрочные конвертируемые долговые

обязательства и казначейские обязательства, аналогичные КО, выпускаемые

Минфином РФ.

Обеспечение. Гарантами муниципальных займов выступают сами эмитенты, за

исключением муниципального займа Нижегородской области, где гарантами были

администрация города и АО "ГАЗ". Случаи дополнительного обеспечения займов

гарантиями отсутствуют. Эмитенты гарантируют ценные бумаги кто чем может:

либо своим имуществом и бюджетом в целом, либо конкретной статьей доходов

бюджета, либо доходами от реализации инвестиционного проекта, либо

строящимся жильем, как например, жилищный займ в г. Москве. Займ

Министерства финансов Республики Саха обеспечен золотом.

Объем эмиссии. Максимальный объем — 2, 1 трлн. руб. выпустило

правительство Санкт-Петербурга, минимальный — 50 млн. руб. — администрация

Пушкинского района Московской области.

Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы

построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней

бюджетов. Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих

на территории страны.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В

унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена:

государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

- государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального

правительства;

- бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ,

провинций — в Канаде, субъектов Федерации — в России;

- местные бюджеты.

В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не

входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах — не

включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в

федеральный бюджет.

Государственная бюджетная система Российской Федерации, как отмечалось

ранее, состоит из трех звеньев и включает:

республиканский (федеральный) бюджет;

21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и

областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10

окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области;

около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых,

сельских).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и

расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

• Бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах

единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов,

входящих в государственную бюджетную систему.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой,

использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной

документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой

социально-экономической и налоговой политикой. Принцип полноты означает,

что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в

их полном объеме. Реальность означает правдивость бюджетных показателей.

Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов

об их исполнении, сводного отчета консолидированного бюджета РФ,

консолидированных бюджетов территорий, а также Бюджетного послания

Президента РФ. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием

собственных источников доходов и правом определять направления их

использования. К собственным источникам доходов относятся закрепленные

законом доходные источники для каждого уровня бюджета, отчисления по

регулирующим доходам, дополнительные источники, устанавливаемые

самостоятельно представительными органами субъектов Федерации и местными

самоуправлениями.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, т. е.

бюджетов национально-государственных и административно-территориальных

образований образует понятие "Консолидированный бюджет" РФ. Этот бюджет

используется для анализа показателей бюджетной системы, в частности, при

установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты

национально-государственных и административно-территориальных образований.

Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом власти.

Советы министров республик в составе РФ, исполнительные органы

субъектов Федерации также составляют консолидированные бюджеты,

представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

• Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — бюджетный

федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В

соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов

должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и

субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы — это доходы, полностью поступающие в

соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за

бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за

местными бюджетами — налог на имущество физических лиц.

Регулирующие доходы — средства, передаваемые из вышестоящего звена

бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для

покрытия его расходов; зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из

размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении

вышестоящего бюджета. В 1995—1996 гг. по Закону о федеральном бюджете РФ

10% подоходного налога с физических лиц поступает в федеральный бюджет, а

90% — в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; 75% НДС направляется

в федеральный бюджет, а 25% — в бюджеты субъектов Федерации; 13% налога на

прибыль предприятий и организаций поступает в федеральный бюджет и до 22%

(для банков и страховых организаций — до 30%) — в бюджеты субъектов

Федерации и т. д.

Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и местных бюджетов

в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов.

Дотации—средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме

для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субвенции — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим

бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. В федеральном

бюджете России на 1996 г. дотации бюджетам закрытых административно-

территориальных образований, в пределах которых расположены объекты

Министерства обороны РФ и Министерства РФ по атомной энергии, и дотация на

содержание инфраструктуры г. Ленинска (Республика Казахстан), связанной с

арендой космодрома Байконур и др, составляют 2, 8 трлн. руб.; субвенции г.

Москве для осуществления ею функций столицы РФ — 2, 7 трлн. руб.

Кредитные ресурсы — средства, передаваемые на кредитной основе, т. е.

они должны быть возвращены с процентами или без них.

В 1994 г. был введен новый механизм межбюджетных отношений, при котором

основным регулятором их стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки

регионов. Средства этого фонда распределяются для всех регионов по единому

принципу. В 1994 г. этот фонд формировался в размере 22% НДС за счет его

доли, поступавшей в федеральный бюджет, в 1995 г. — в размере 27% от НДС. В

1996—1998 гг. Фонд формируется за счет 15% от общего размера налоговых

доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением подоходного

налога с физических лиц и ввозных таможенных пошлин.

Из Фонда финансовой поддержки субъектов Федерации оказывается помощь

тем субъектам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.