реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансы. Денежное обращение. Кредит

предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм

хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к

смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и

государственных хозяйствующих субъектов.

На этой основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм.

Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными

отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на

налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все

экономические субъекты получают единые правила распределения созданных

финансовых ресурсов на достаточно длительную перспективу.

Конечно, в этих условиях всю тяжесть налогового бремени несут

плательщики. Не следует забывать, что снижение налогового изъятия доходов

возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном

зависит от широты выполняемых государством функций. Поэтому важнейшей

задачей было изменение расходов бюджета. Эта проблема имела два главных

аспекта.

1. Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита.

Произошло сокращение бюджетного финансирования оборонных отраслей

промышленности, расходов на финансирование народного хозяйства, на

содержание убыточных предприятий. При решении этих вопросов имеются крупные

недостатки, которые связаны с планированием завышенных объемов бюджетного

финансирования и поступления доходов в бюджет. Это приводит к невозможности

профинансировать в полном объеме запланированные расходы, а тем самым

способствует усилению напряженности в экономической и социальной сферах

жизни общества.

2. Изменение порядка предоставления бюджетных средств. Все большее

значение приобретает нормативный метод планирования расходов, особенно в

непроизводственной сфере. Кроме того, заслуживает внимания переход к

выделению не только безвозвратных бюджетных ассигнований, но и бюджетных

ссуд. Все это приводит к повышению эффективности использования бюджетных

средств.

Получила новое направление система государственного кредита. Впервые за

последние 60 лет государственный кредит стал важным и открытым источником

покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные

формы — различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных

займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального

Банка.

Изменяется в последнее время организация бюджетной системы. На смену

централизованной бюджетной системы пришла бюджетная система, основанная на

реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Новое

развитие получают бюджетные взаимоотношения. Начиная с 1994 г. применяется

система трансфертных платежей, которая позволяет увязать объем

предоставляемых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов

Федерации со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов.

Большое значение в плане активизации финансовой политики имеет

изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме

вертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, все более

широкое развитие получает горизонтальное перераспределение средств. Для

этой цели используется формируемый в настоящее время финансовый рынок,

посредством которого финансовые ресурсы перераспределяются между

экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.

Широкое распространение получила система внебюджетных фондов

государства. Она позволяет сконцентрировать необходимые средства для

целевого финансирования социальных расходов. Важную роль в решении этих

проблем могут играть создаваемые в настоящее время негосударственные

пенсионные фонды, обеспечивающие переход к накопительной системе

финансирования пенсионных расходов.

Развитие рыночных методов управления привело к демонополизации

страхового дела и появлению страхового рынка — созданию независимых частных

страховых компаний, введению новых отраслей и видов страхования, изменению

в соотношении между обязательной и добровольной формами страхования в

пользу последней.

Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому

органу управления — Министерству финансов пришла целая система

специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная

налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата,

Государственный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием

государственных органов контроля широкое развитие получил независимый

аудиторский финансовый контроль.

Процесс совершенствования финансовой политики носит постоянный

характер. В 1995 — 1998 гг. намечен ряд мероприятий по совершенствованию

финансовой политики. Основная задача на этом этапе — снижение дефицита

федерального бюджета до уровня 3% ВВП, чтобы его финансирование за счет

внутренних и внешних источников не тормозило экономическое развитие страны

в целом и способствовало снижению инфляции. Основная задача следующего

этапа (с 1998 г. ) по мере накопления финансовых ресурсов — полная

сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета.

В этот же период будет осуществляться налоговая реформа, направленная

на укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов

бюджета. Пути реализации налоговой реформы связаны со снижением налогового

бремени и упрощением налоговой системы за счет отмены низкоэффективных

налогов, расширения налоговой базы путем отмены ряда налоговых льгот,

увеличения круга плательщиков и облагаемых доходов, постепенного

перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц.

Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усиление

контроля за соблюдением налогового законодательства.

Будет продолжаться государственная поддержка структурной перестройки

экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а

также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства, направленные на

инвестиции, будут предоставляться в первую очередь для промышленных

высокоэффективных проектов на конкурсной основе. В промышленности

государственные инвестиционные ресурсы предусмотрено направлять на

поддержку проектов, финансируемых с привлечением частного капитала, с

постепенным переходом от прямого государственного льготного кредитования к

долевому участию государства в окупаемых проектах, а также к предоставлению

государственных гарантий предприятиям для привлечения частных кредитных

ресурсов. Предоставление государственных гарантий должно производиться в

рамках имеющихся бюджетных средств. Следует расширить практику применения

инвестиционных налоговых кредитов как части инвестиционной политики

государства.

Дальнейшее развитие получат расходы бюджета на социальные нужды.

Основное направление здесь — повышение эффективности использования средств,

обеспечение потребностей на уровне не ниже сложившегося в 1995 г.

Продолжается совершенствование бюджетного устройства Российской

Федерации. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы:

реформирование бюджетной системы в целом на основе самостоятельности и

равноправия всех бюджетов;

установление регламента бюджетного процесса;

уточнение системы межбюджетных отношений;

укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

Большое внимание должно уделяться развитию и регулированию рынка ценных

бумаг. Предстоит найти оптимальное сочетание обращения на этом рынке

государственных и корпоративных ценных бумаг, что позволит, с одной

стороны, обеспечить потребности государства в средствах покрытия бюджетного

дефицита, а с другой стороны, создаст условия для нормального перелива

финансовых ресурсов между отдельными предприятиями и отраслями экономики.

Важный аспект этой проблемы — установление государственного контроля за

финансовым рынком, который обеспечит защищенность юридических и физических

лиц, оперирующих на этом рынке.

Важным представляется повышение качества работы государственных финансовых

органов. Для этого предполагается повысить квалификацию аппарата

финансовых, налоговых и таможенных органов, продолжить работу по созданию

региональных агентств Федерального казначейства, расширить функции органов

финансового управления в области аналитической, методической и

консультационной работы

Глава 5. Финансы и контроль

5. 1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода

к рыночной экономике

Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов

власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой

деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий,

учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль

за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе

формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической

эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности

произведенных расходов.

Финансовый контроль — стоимостный контроль, поэтому в отличие от других

видов контроля (экологического, санитарного, административного и др. ) он

имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает

весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления

финансовых результатов.

Конкретные формы и методы организации финансового контроля есть

практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической

категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства

охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном

уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый

контроль является многоуровневым и всесторонним.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как

государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов;

финансовые нарушения влекут санкции я штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации

финансовой политики государства, создания условий для финансовой

стабилизации. Это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех

уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью

государственных предприятий и учреждений, государственных банков и

финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства

негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения

денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие

обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при

расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также

соблюдение установленных правительством правил организации денежных

расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также

контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:

проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов —

собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических

финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов

инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой

отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь

процесс инвестирования капитала. Это так называемый "постаудит", который

включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии

производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом

разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск

путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Финансовый контроль — важный элемент системы управления финансами.

Система финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой,

как правило, включает следующие элементы:

ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением

непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого

ведомства — общий контроль за расходованием государственных средств;

налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству

финансов страны, контролирующее поступление налогов;

контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и

ревизии подведомственных учреждений;

негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой

основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых

операций;

службы внутреннего контроля, основная задача которых — поиск путей

снижения издержек и максимизации прибыли.

Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в

начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране

системы финансового контроля, постепенному приближению ее к западной

модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990

г. были упразднены органы народного контроля. Новая система политической

власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль.

Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство,

Государственная налоговая служба, Счетная палата, Федеральная служба

страхового надзора, Федеральная служба налоговой полиции и др. Перестроена

структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник

аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый

контроль.

Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и

других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового

контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием

предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со

стороны Центрального Банка России (ЦБР), так и за деятельностью самого ЦБР

со стороны законодательных органов.

Наблюдаются новые тенденции в развитии финансового контроля в России.

Если в условиях планово-распределительной системы преобладал

государственный финансовый контроль со стороны государственных органов

власти и управления, отделений Государственного Банка СССР и специально

созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех

экономических субъектов, то в условиях перехода к рынку со держание и

методы контроля претерпевают значительные изменения, вызванные изменением

роли государства в экономике.

1. Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более

концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за

стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и

использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение

государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного

финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных

организаций и т. д. и меняется его содержание.

2. Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону

предварительного. Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение

профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному

контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному

анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств

при утверждении проектов государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Этому способствует и создание специальных контролирующих органов

представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов

происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных

проектов с привлечением специализированных консультационных фирм,

инвестиционных банков и финансовых корпораций.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень

организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового.

Отчетная документация — главный объект финансового контроля.

Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом

зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы,

обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, присущем

демократическому государству.

5. 2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:

времени проведения:

предварительный; текущий (оперативный);

последующий.

субъектам контроля:

президентский;

контроль представительных органов власти и местного самоуправления;

контроль исполнительных органов власти;

контроль финансово-кредитных органов;

ведомственный;

внутрихозяйственный;

аудиторский.

сфере финансовой деятельности:

бюджетный;

налоговый;

валютный;

кредитный;

страховой;

инвестиционный;

контроль за денежной массой.

форме проведения:

обязательный (внешний);

инициативный (внутренний);

методам проведения:

проверки;

обследования;

надзор;

анализ финансовой деятельности;

наблюдение (мониторинг);

ревизии.

Содержание государственного и негосударственного финансового контроля,

действующего в Российской Федерации, и деятельность органов, его

осуществляющих, даются в следующих параграфах главы. Здесь же рассмотрим

основные формы и методы проведения финансового контроля.

• Предварительный финансовый контроль проводится до совершения

финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых

нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и

прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования

средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс

составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов

внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и

разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На

микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и

кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных

балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной

деятельности и т. д.

• Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент

совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и

т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и

расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и

своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в

этом играют бухгалтерские службы.

• Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии

отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки

результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления

финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности

осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых

издержек с прогнозируемыми и т. д.

• В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и

расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой

деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

• Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр

финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта

для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

• Надзор производится контролирующими органами за экономическими

субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой

деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и

нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за

деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за

страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.