реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансы. Денежное обращение. Кредит

отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных

производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель

можно рассчитать и по чистой прибыли.

Рентабельность вложений в предприятие определяется как процентное

отношение балансовой или чистой прибыли к стоимости имущества предприятия,

характеризует уровень продаж на один рубль вложений в имущество

предприятия.

Финансовая работа организаций и предприятий в современных условиях

приобретает качественно новое содержание, что объективно связано с

развитием рыночных отношений. В условиях становления рынка важнейшими

задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед

бюджетом, банками, поставщиками, своими работниками, всех остальных

финансовых обязательств, но и организация финансового менеджмента, который

кроме перечисленных задач содержит и качественно новые. Он предполагает

разработку определенной финансовой стратегии и тактики хозяйствующего

субъекта на основе анализа финансовой отчетности, прогнозных оценок доходов

в зависимости от изменения структуры его активов и пассивов.

Это меняет прежние представления о структуре финансовой службы и ее

месте в системе управления предпринимательской деятельностью.

В функции финансовой службы входят:

- обеспечение финансирования хозяйственной деятельности;

- разработка финансовой программы развития;

- определение кредитной политики;

- установление смет расходов денежных средств для всех подразделений;

- разработка валютной политики;

- осуществление финансового планирования;

- осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, банками, бюджетом и

другими контрагентами;

- обеспечение страхования от финансовых и других рисков;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от размеров хозяйствующего субъекта, отраслевой

принадлежности, поставленных целей перечисленные функции могут

детализироваться и расширяться.

Глава 7. Бюджет государства

7. 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства

В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой

системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть

единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита,

государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются

постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план

государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается

законодательным органом власти — парламентом.

Республиканский бюджет Российской Федерации (или федеральный бюджет

России) — главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические

денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования

централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается

Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через этот бюджет

мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично

доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства,

социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на

содержание органов государственного управления, финансовую поддержку

бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание

государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое

значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий

претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает

возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках

экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и

финансовую политику на территории страны.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою

важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу

социальных отношений изменяются.

Основными функциями бюджета являются:

- перераспределение национального дохода и ВВП;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда

денежных средств.

• Федеральный бюджет — основное орудие перераспределения национального

дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет

широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения

финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения

производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории

России, включая республики, края, области, районы.

В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного

бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной

перестройки экономики, комплексных целевых программ, наращивание научно-

технического потенциала, ускорение социального развития и социальную

защищенность наименее обеспеченных слоев населения.

В современных условиях наиболее приоритетными выступают

агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и

транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры

общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному

использованию государственных средств.

• Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом

регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения

эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым

отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной

промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка

связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов.

Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая

политика путем применения соответствующего налогового механизма.

• Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств.

Культура в широком смысле — один из центральных компонентов экономического

развития. Ускоренное развитие человеческих способностей — главный двигатель

человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты—поддержка

наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов,

малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений

здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены

гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводиться

активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально

слабых слоев населения, обеспечено эффективное использование денежных

средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.

• Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и

учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования.

Будучи основным финансовым планом образованиями использования

государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми

предприятиями и организациями.

• Государственный бюджет выполняет функцию организатора

распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет

перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях

различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на

размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым

планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее

целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными

фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов,

концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия

предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего

федерального бюджета Российской Федерации.

• В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета

осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного

хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного

контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается.

В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной

политики состоят в следующем:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде

всего предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как

основы успешного проведения экономических реформ. Только в условиях

устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно

реализовать связи между всеми участниками и составными частями

хозяйственного механизма.

Как известно, инфляция — многофакторный процесс. В Российской Федерации

на развитие инфляционного процесса наибольшее воздействие оказали крупные

бюджетные дефициты и либерализация цен, проведенная в январе 1992 г. В 1995

— 1996 гг. инфляционный процесс резко снизился. В 1996 г. развитие инфляции

должно ограничиться 2% в месяц. Для укрепления денежного обращения

необходимо снижать бюджетный дефицит, уменьшать военные расходы, затраты на

содержание государственного аппарата управления, установить жесткий

контроль над динамикой денежной массы. Только подавление инфляции позволит

рассчитывать на удешевление кредита, на массовый приток инвестиций в

производство;

3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли

накопления в национальном доходе;

4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные

дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

5) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования

налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным и

целенаправленным использованием государственных расходов;

7) усилить контроль за величиной государственного долга.

В Послании Президента РФ Правительству РФ "О бюджетной политике в 1997

г. " подчеркивается, что основные задачи бюджетной политики состоят в

полноценном финансировании социальной сферы, стимулировании инвестиционной

активности, безусловном выполнении государством своих финансовых

обязательств.

7. 2. Состав и структура расходов федерального бюджета

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

- по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с

финансированием материального производства и содержанием

непроизводственной сферы;

- по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного

хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание

аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение

безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-

техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного

долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального

характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие

закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления

на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному

внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в

основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов

федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко

сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на

централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь

программы приватизации происходит преобразование. значительной части

государственных предприятий в акционерные общества, которые должны

осуществлять расширенное воспроизводство за счет собственных средств и

ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.

Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование

отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ,

государственного сектора экономики продолжает сохранять свое важное

значение.

• Рассмотрим расходы федерального бюджета Российской федерации на 1996

г.:

|Виды расходов |млр|% к |

| |д. |обще|

| |руб|й |

| |. |сумм|

| | |е |

| | |расх|

| | |одов|

|Государственное управление |674|1,6 |

| |9 | |

|Международная деятельность |280|6,4 |

| |36 | |

|Национальная оборона |801|18,4|

| |85 | |

|Правоохранительная |351|8,1 |

|деятельность и обеспечение |15 | |

|безопасности государства | | |

|Фундаментальные исследования и|115|2,8 |

|содействие научно-техническому|65 | |

|прогрессу | | |

|Промышленность, энергетика, |495|11,4|

|строительство |10 | |

|Сельское хозяйство |144|3,3 |

| |85 | |

|Охрана окружающей среды |213|0,5 |

| |1 | |

|Образование |151|3,6 |

| |89 | |

|Культура и искусство, средства|509|1,2 |

|массовой информации |8 | |

|Здравоохранение и физическая |747|1,7 |

|культура |5 | |

|Социальная политика |125|3,0 |

| |95 | |

|Обслуживание государственного |581|13,4|

|долга |44 | |

|Финансовая помощь субъектам РФ|546|12,6|

| |25 | |

|в том числе | | |

|Федеральный фонд финансовой |393|9,0 |

|поддержки регионов |37 | |

|Прочие расходы |249|5,8 |

| |35 | |

|Расходы целевых бюджетных |267|6, 2|

|фондов (Федерального дорожного|08 | |

|фонда, Федерального | | |

|экологического фонда и др. ) | | |

|Общая сумма расходов |435|100,|

| |750|0 |

Как следует из таблицы, расходы федерального бюджета включают следующие

основные группы затрат: государственную поддержку отдельных отраслей

народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий,

обороны страны, правоохранительной деятельности, международного

сотрудничества, погашение и обслуживание государственного долга и

финансовую поддержку регионов.

Главное место в расходах на народное хозяйство занимают дотации

угольной промышленности, сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному

хозяйству и некоторым другим отраслям. Общая сумма дотаций в 1996 г.

определена в 28 300 млрд. руб., или 57% от всех расходов на народное

хозяйство.

Основные средства направляются в топливно-энергетический и аграрно-

промышленный комплексы. Предусматривается финансовая поддержка комплексного

переустройства аграрного сектора. В этих целях средства направляются на

проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание

рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на

селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог,

строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей

промышленности, рыболовецкого флота.

Конверсия военного производства финансируется не только за счет

бюджетных ассигнований, но и целевого льготного кредита по

перепрофилированию оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции,

внебюджетных средств, отечественных и иностранных инвесторов, кредитов

Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Федеральная инвестиционная программа, финансируемая за счет средств

федерального бюджета на 1996 г., предусмотрена в 29 184 млрд. руб., из

которых 20 721 млрд. руб. должны быть направлены на социальный комплекс.

Предприятиям и организациям предоставляются иностранные кредиты для закупок

оборудования по производству медпрепаратов и медтехники, сельхозтехники,

транспортного оборудования, средств связи.

Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений

ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых

невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на

обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное

направление состоит в создании относительно небольших проектов с высокой

скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны

концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по

ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с

социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для

военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатками

умственного и физического развития, детских домов.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на

образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение,

социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации.

Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. В 1993 — 1996

гг. приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения.

Гарантируется получение бесплатного общего и на конкурсной основе

профессионального образования.

Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных

слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня

заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание

детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению

заработной платы работников бюджетных учреждений.

Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по

внебюджетным социальным фондам.

Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование,

введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям

средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских

услуг.

Крупные расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития

комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии,

продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением

социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением

окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других

причин.

Структура военных расходов (1996 г. ):

|Виды расходов |тлрн|% к |

| |. |общей |

| |руб.|сумме |

| | |военных |

| | |расходов|

|Закупки вооружений и |13,0|16 |

|военной техники | | |

|Научно-исследовательские|6,5 |8 |

|работы | | |

|Капитальное |7,6 |10 |

|строительство | | |

|Пенсии военнослужащим |9,9 |12 |

|Содержание вооруженных |41,0|50 |

|сил | | |

|Прочие военные расходы |2,0 |4 |

| |80,1|100 |

Таким образом, наибольшие средства направляются на содержание

Вооруженных Сил. На 1 января 1996 г. штатная численность Вооруженных Сил РФ

составляла 2069, 9 тыс., в том числе 1469, 9 тыс. — военнослужащих и 600, 0

тыс. — гражданского персонала.

Недостаточные средства — 2, 8% от общей суммы расходов федерального

бюджета — на 19% г. выделяется на фундаментальные исследования и содействие

научно-техническому прогрессу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.