реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Выявление лингвосинэргетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстов

Выявление лингвосинэргетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстов

Содержание


Введение

Глава 1. Ритмомелодическая структура текста как репрезентант эмоционально-смысловой доминанты

1.1 Основные тенденции исследования ритма в современной науке

1.2 Психологические, психолингвистические, нейрофизиологические и физиологические основания исследования ритмомелодической структуры поэтического текста

1.3 Ритмомелодическая структура текста как компонент синергетического процесса

Глава 2. Экспериментальное исследование специфики восприятия ритмомелодической структуры поэтического и музыкального текстов

2.1 Цель, задачи, материал исследования

2.2 Выбор методики

Глава 3. Первый этап экспериментального исследования: выявление закономерностей восприятия реципиентами ритмомелодической структуры поэтического текста

3.1 Характеристика испытуемых

3.2 Описание результатов эксперимента

3.3 Выводы по первому эксперименту

Глава 4. Второй этап экспериментального исследования: выявление характера корреляции ритмомелодической и смысловой структур поэтического текста и роли ритмомелодических характеристик текста в процессе понимания его эмоционально-смысловой доминанты

4.1 Цель, задачи, материал и методика исследования

4.2 Описание результатов эксперимента

4.3 Выводы по второму эксперименту

Глава 5. Третий этап экспериментального исследования: установление общих закономерностей восприятия реципиентами ритмомелодической структуры поэтического и музыкального текстов

5.1 Цель, задачи, материал и методика исследования

5.2 Характеристика испытуемых

5.3 Эксперимент с использованием поэтического текста

5.4 Эксперимент с использованием музыкального текста

5.5 Выводы по третьему эксперименту

Заключение

Библиографический список

Приложение



Введение


Исследование процессов порождения и восприятия (понимания) текста, способов вербальной репрезентации мыслительного содержания является актуальным в современной филологической науке. Активно изучаются семантика, структура и функционирование текста, закономерности текстообразования, детерминирующие существование речевого произведения как структурной и смысловой целостности. Осуществляется поиск элементарных смысловых единиц, ответственных за создание смысловой структуры текста. Вместе с тем, многочисленные попытки обнаружения подобных смысловых единиц показали, что вычленение в тексте смыслосодержащих компонентов (языковых единиц и смысловых блоков) любого качества и количества не позволяет решить вопрос о принципах возникновения текста как смыслового целого. Разноаспектные исследования текста в психолингвистическом аспекте в последнее время (В.А. Пищальникова, И.А. Герман, А.А. Залевская, Ю.А. Сорокин и др.) показывают, что текст представляет собой отнюдь не линейную последовательность языковых элементов, не статичную иерархию смыслов, а сложный, иерархически организованный репрезентант некоей смысловой нелинейной целостности (Герман, Пищальникова, 1999) и поэтому должен исследоваться как функциональная (процессуальная) система. Наиболее обоснованным, на наш взгляд, является подход к тексту с позиций лингвосинергетической парадигмы, в рамках которой речевая деятельность (язык) и текст исследуются как открытые неравновесные нелинейные самоорганизующиеся системы, обладающие; способностью обмениваться с окружающей средой энергией, веществом и информацией. При этом звуковая = субстанция текста, в частности, его ритмомелодическая организация является не чем иным, как веществом, способным воздействовать на процессы восприятия, регулируя протекание смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающего.

Диссертация представляет собой теоретико-экспериментальное исследование роли ритмомелодической структуры текста в процессах его порождения и восприятия.

Актуальность диссертации определяется все более возрастающим интересом в современной науке к исследованию суггестивных свойств речи (текста), позволяющих адекватно воспринять доминантный смысл; активизацией фоносемантических исследований, выявляющих роль звуковой субстанции языка в коррекции и регуляции эмоционального состояния личности; отсутствием аргументированной концепции, рассматривающей ритмомелодическую структуру как содержательно-значимый компонент текста.

Объектом нашего исследования является вербальный (поэтический) и музыкальный тексты, в которых ритмическая организация традиционно признается существенным признаком.

Предмет исследования - ритмомелодическая структура сопоставляемых видов текста, образующаяся в процессе самоорганизации сложно взаимодействующей звуковой материи.

Цель диссертационного исследования - выявление лингвосинергетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.      Установить основные тенденции исследования ритма.

2.                Исследовать психологические, психолингвистические, нейрофизиологические и физиологические основания изучения ритмомелодической структуры поэтического текста.

3.                Экспериментально аргументировать наличие/отсутствие одинаковых закономерностей функционирования ритмомелодической структуры вербального и музыкального текстов; выявить специфику реализации этих закономерностей в текстах обоих типов.

4.                Определить роль ритмомелодических характеристик текста в процессе его продуцирования и рецепции.

5.                Доказать, что ритмомелодические характеристики текста являются его содержательным компонентом и относятся к уровню глубинных, а не поверхностных структур, как это традиционно считается.

6.                Выявить возможные связующие элементы феноменальной стороны текста и среды его обитания - концептуальной системы индивида.

Специфика поставленных цели и задач обусловила использование следующих методов и приемов исследования:;

1)                прием компонентного анализа лексических единиц текста с использованием данных толковых словарей русского языка;

2)                метод концептуального анализа, направленный на выявление доминантного личностного смысла текста;

3)                различные методики психолингвистического эксперимента;

4)                методика позиционного анализа структуры текста, разработанная Г.Г. Москальчук в применении к смыслосодержащему объекту;

5)                элементы статистического анализа для количественной обработки результатов экспериментов.

Материалом исследования служат 104 поэтических и музыкальных текста, входящих в общепризнанный национальный фонд культуры.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:

смысловые отношения ритмомелодических характеристик текста рассматриваются в синергетическом аспекте;

экспериментально устанавливается взаимная обусловленность ритма, смысла и эмоции, которая обосновывалась в лингвистике ранее только теоретически; ритм текст вербальный музыкальный

экспериментально устанавливаются общие закономерности функционирования ритмомелодической структуры текстов, принадлежащих к разным знаковым системам;

ритм рассматривается как интегративный компонент когнитивной структуры.

Теоретическая значимость работы. Выводы, полученные на; основе экспериментальных данных, могут стать одним из оснований теории, исследующей роль эмоций в порождении и восприятии речи. Кроме того, работа может способствовать углублению общей теории понимания речевого произведения и роли эмоционального компонента в этом процессе.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов теоретического и экспериментального исследования ритмомелодической структуры текста при создании методик оптимизации речевого воздействия; при исследовании суггестивных свойств речи, где фоническая (ритмомелодическая) организация выступает как один из эффективных способов воздействия и коррекции эмоционального состояния индивида; в качестве материала при разработке спецкурсов по проблемам психолингвистики; на занятиях по анализу текста — изучение способов взаимодействия ритмомелодической структуры текста с его смысловым; уровнем позволяет повысить объективность интерпретации текста; в спецсеминарах по изучению новых направлений в лингвистике.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего более 250 наименований, и трех приложений, содержащих 72 рисунка и 24 таблицы.

На защиту выносятся следующие положения:

1.                Ритм предопределяет способ репрезентации эмоционально-смысловой доминанты, а, следовательно, - особенности структуры речевого произведения.

2.                Вследствие этого ритм является для автора своеобразным индикатором, первичной материализацией замысла как целостности и играет роль организующего начала, которое инициирует и корректирует пути развертывания смысла речевого произведения.

3.                Ритмические характеристики текста задают направление авторских ассоциаций.

4.                Ритмически сходные языковые единицы способны представлять тождественные эмоции, а потому они гомоморфны.

5.                Ритм фиксирует динамику процесса смыслообразования.

6.                Асимметричные компоненты структуры ритма служат маркерами перехода системы из одного структурно-функционального состояния в другое и сигнализируют о наличии в процессе порождения смысла моментов неустойчивости.

7.                Экспериментально подтверждено положение о том, что ритмомелодическая структура поэтического текста регулирует протекание процесса смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающего.

Основные положения исследования в виде докладов, выступлений, сообщений излагались на XL международной научной студенческой конференции "Студент и научно-технический прогресс" (г. Новосибирск, 2002г.); на VII межвузовской научно-практической конференции "Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста" (г. Бийск, 2002г.). Апробация отдельных частей работы проходила на аспирантских объединениях в Алтайском государственном университете в 1999-2001 годах.


Глава 1. Ритмомелодическая структура текста как репрезентант эмоционально-смысловой доминанты


1.1 Основные тенденции исследования ритма в современной науке


Исследование ритмомелодической структуры текста невозможно без обращения к проблеме ритма. Следует отметить, что данная проблема, несмотря на давнюю и плодотворную историю своего изучения, и в настоящее время не может считаться вполне решенной. Слово ритм употребляется чрезвычайно широко и по отношению к самым различным по своей природе явлениям. Показательно, что существует более пятидесяти определений этого понятия. Как отмечает М. Верли, "термин ритм в своем применении является в той же мере неопределенным и непостоянным, в какой нерешенной и загадочной представляется данная проблема в целом" (Верли, 1957, с. 133). По словам Ф.-В. Шеллинга, "ритм принадлежит к удивительнейшим тайнам природы и искусства" (Шеллинг, 1966, с. 196).

В обыденном сознании понятие ритма издавна связывается с представлением об < организованности, определенной упорядоченности процессов и явлений. Слово ритм' применяется по отношению к какому-либо процессу, в котором более или менее равномерно чередуются различные явления, то есть речь идет об определенным образом упорядоченной; организации процесса во времени. Так, к ритмическим явлениям относят смену времен года,. дня и ночи, чередование приливов и отливов, максимумов и минимумов солнечной активности и т.п.

Самыми распространенными признаками ритма являются регулярность, периодичность и повторяемость. Зачастую понятия периодичности, цикличности и ритмичности употребляются как синонимичные, однако эти понятия не являются • равнозначными. Процесс называют периодическим, когда повторное наступление какого-либо события отделяется от предыдущего равным интервалом времени, следовательно, время наступления периодических явлений можно точно предсказать. Для циклического развития характерно "такое изменение состояния системы, при котором она возвращается в идентичное, уже имевшее место в прошлом, состояние через любой интервал времени (курсив мой.- М.Ч.)" (Возовик, 1970, с. 3-4). Слово ритм употребляется по отношению к процессу закономерного чередования каких-либо соизмеримых элементов или явлений в системе. Как. отмечает Ю.И. Возовик, "для ритмично протекающего процесса характерно закономерное повторение определенных качественных состояний отдельных элементов системы, причем интервалы повторений могут быть и неодинаковы (курсив мой.- М.Ч.)" (там же, с. 4). Таким образом, ритмичность и периодичность представляют собой разные понятия. Между тем, многие научные определения ритма исходят из понимания его как простого периодического повторения при чередовании каких-либо явлений или событий. Так, в языкознании под речевым ритмом понимается "регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции" (Языкознание: Большой энцикл. сл., с. 416). Но в таком понимании ритм является не более чем абстракцией, поскольку в действительности тождественных повторений не может быть, так как ритм — это форма движения, развития материи.. Ио> словам Б.С. Алякринского и СИ. Степановой, "понятие тождества как одинаковости, равенства с самим собой с точки зрения диалектики обязательно предполагает одновременное изменение, различие" (Алякринский, Степанова, 1985, с. 8). В свое время Н.Я. Пэрна, определяя природу ритма, подчеркивал, что "...всякий периодический или волнообразный процесс есть, в сущности, прогрессивный процесс; в каждом периодическом процессе нечто достигается...; каждый следующий период, или следующая волна не есть полное повторение предыдущих, а наслаивается на эти предыдущие как их следующая и новая ступень (курсив мой.- М.Ч.)" (пит. по: Алякринский, Степанова,. 1985, с. 8). Представление о том, что повторные возвращения в исходное состояние происходят через равные промежутки времени, также не соответствует действительности: "реальные ритмы, особенно в сфере живой материи, никогда не имеют такого строгого однообразия: периоды между аналогичными состояниями равны лишь приблизительно, они также колеблются около какой-то величины, в среднем довольно постоянной" (там же, с. 8-9).

В философии понятие ритма используется при исследовании категорий времени и движения. Наряду со временем и пространством ритм признается одной из основных форм существования материи, особым образом оформленным движением. Ритмические процессы носят всеобщий характер, характеризуя все уровни развития материи. Таким образом, ритм принадлежит к числу фундаментальных природных закономерностей и является основой самого существования сложных физических объектов. Поэтому следует признать обоснованным нередко встречающееся утверждение о том, что единство жизни есть единство ритма.

В естествознании ритм изучается в связи с процессами органической природы. Общепризнанным считается тот факт, что биологические ритмы лежат в основе организации живых систем и являются неотъемлемым их свойством. Согласно теории А.И. Опарина, органическая жизнь могла возникнуть только при условии ритмических форм движения, поскольку в процессе эволюции фактором отбора наиболее совершенных систем могло служить наличие в их функционировании циклического повторения. Как полагает исследователь, "...при быстром и массовом разрастании исходных систем происходил отбор для дальнейшей эволюции только тех из них, в которых реакции клетки согласовывались между собой так, что возникали стационарные, постоянно повторяющиеся цепи или даже замкнутые циклы реакций, где эти реакции совершались все время по одному и тому же кругу, и только в определенных пунктах этого круга происходило ответвление, приводившее к постоянно повторяющемуся новообразованию того или иного продукта" (Опарин, 1957, с. 329). П.К. Анохин был убежден, что устойчивая структура живого организма могла появиться "только как результат ритмически и апериодически повторяющихся воздействий неорганической природы (курсив мой.- М.Ч.)" (Анохин, 1978, с. 12).

Известно, что биосистемы любого уровня сложности являются ритмическими системами и функционируют в колебательном режиме. Ритм является тем фактором, который позволяет отдельным и разрозненным элементам преодолеть неупорядоченность во времени и пространстве, в результате чего природный объект начинает функционировать как целостная, гармонично развивающаяся система. Кроме того, ритмичное функционирование системы обеспечивает высокую степень ее адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, способность саморегулироваться, гибко перестраивать свою деятельность. Как отмечает Н.А. Агаджанян, "целостный организм может существовать только при определенных фазовых соотношениях разных колебательных процессов в клетках, тканях, органах и функциональных системах, с одной стороны, и с другой стороны, при их синхронизации с условиями окружающей среды (курсив мой.- М.Ч.)" (Агаджанян, 1977, с. 160). Таким образом, ритм лежит в основе возникновения и динамического развития органических систем. Ритмическая деятельность на всех уровнях организации является одним из основных свойств живой материи. По выражению Р. Гольдэкра, "природа не любит пустоты, но очень любит ритм и цикличность" (цит. по: Блехман, 1981, с.245).

В эстетике ритм в качестве видового понятия связан с такими понятиями, как гармония, мера и симметрия (соразмерность в широком значении), соотносится с золотым сечением. Полагают, что симметрия представляет собой вид метрического порядка и является одним из понятий пространственных искусств, в то время как золотое сечение, которому не присуща правильность симметрии (зеркального соответствия в узком значении), но характеризующееся пропорциональным равенством отношений разных величин, являет собой вид порядка ритмического. В.М. Жирмунский противопоставляет ритм как конструктивный принцип временных искусств, то есть искусств, развивающихся во времени, динамических (музыка, поэзия, танец), симметрии как композиционному принципу искусств пространственных, статических, к которым традиционно относят живопись, скульптуру и архитектуру (Жирмунский, 1974, с. 27).

В содержании понятий симметрия и ритм много общих моментов. Так, слово симметрия в переводе с греческого языка означает "пропорциональность, соразмерность,, гармония". Симметрия представляет собой такой способ согласования многих частей, с помощью которого они объединяются в одно целое. Слово ритм означает "соразмерность, стройность" Именно этот признак ритма как соразмерности, пропорциональности актуализирован в понятии пространственного ритма, существующего • в таких видах искусства, как живопись, скульптура и архитектура. Здесь термин ритм употребляется в значении эстетически упорядоченного распределения элементов в пространстве ("ритм орнамента", "ритм картины"), где все эти элементы расположены и существуют в каком-то гармоническом сочетании.

Представление о ритме как универсальном упорядочивающем, гармонизирующем начале идет со времен античности, где ритму придавалось субстанциональное значение. Так, согласно древнегреческой мифологии, Вселенная возникла в процессе преображения Хаоса (беспорядочного нагромождения элементов) в Космос (порядок) именно при помощи Ритма.

Многие художники слова провозглашали ритм одной из центральных категорий искусства, синонимом красоты. Так, Р. Тагор отмечал, что "ритм так же естествен, как все прекрасное во Вселенной" (Тагор, 1965, с. 212). Дж. Голсуорси, определяя ритм как гармонию между частями и целым, подчеркивал, что он является неотъемлемым качеством жизни: "Важнейшее свойство искусства называют также и более удачно - ритмом. А что такое ритм, как не таинственная гармония между частями и целым, создающая то, что называется жизнью; точное соотношение, тайну которого легче всего уловить, наблюдая, как жизнь покидает одушевленное создание, когда необходимое соотношение частей в достаточной мере нарушено. ...это ритмическое соотношение частей между собой и частей и целого - иными словами, жизненность — и есть единственное свойство, неотделимое от произведения искусства (курсив мой.- М.Ч.)" (Голсуорси, 1962, с. 331).

В литературоведении, в частности в исследованиях по теории стиха, понятие ритм приобретает особое, суженное значение, имеющее отношение к структурным особенностям поэтического текста. Начиная с работ Андрея Белого (А. Белый, 1994), предложившего описание русского стиха как противоречия между некоторой структурной схемой и ее реализацией, противопоставление ритма как реального чередования ударений в стихе и метра как абстрактной схемы идеального стихотворного размера становится традиционным.

Отметим в этой связи, что в музыкознании также различают понятия ритма и метра, понимая их как две стороны художественно организованного музыкального движения. Метр является наиболее концентрированным проявлением регулярного начала и представляет собой художественно организованное чередование акцентов. Ритм определяют как последовательность длительностей звуков, отвлеченную от их высоты (ритмический рисунок в отличие от звуковысотного) (Музыка:: Большой энцикл. сл., с. 463). В более широком значении ритм представляет собой временную организацию музыки. При этом специфичность музыкального ритма проявляется в том, что он теснейшим образом связан с, характером других музыкальных компонентов. Так, В.Н. Холопова определяет музыкальный ритм; как временную и \ акцентную сторону мелодии, гармонии, тембра и всех других элементов музыки. Исследователь акцентирует, что ритм является главной конструктивной и динамической силой (Холопова, 1974).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.