реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Выявление лингвосинэргетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстов

Группа А (учащиеся 3 курса педагогического колледжа)


Растворил я окно, -/ стало грустно невмочь, -/

Опустился пред ним на колени, /

И в лицо мне пахнула (/) весенняя ночь /

Благовонным дыханьем сирени. /

А вдали / где-то чудно так пел соловей; /

Я внимал ему с грустью глубокой /

И с тоскою о родине / вспомнил своей; /

Об отчизне / я вспомнил далекой, /

Где родной соловей / песнь родную поет /

И, не зная земных огорчений, /

Заливается целую ночь напролет /

Над душистою веткой сирени.


Группа Б (учащиеся 4 курса педагогического колледжа)


Растворил я окно, -/ стало грустно невмочь, /

Опустился пред ним на колени, /

И в лицо мне пахнула / весенняя ночь /

Благовонным дыханьем сирени. /

А вдали / где-то чудно так пел соловей; /

Я внимал ему с грустью глубокой /

И с тоскою о родине / вспомнил своей; /

Об отчизне я вспомнил далекой, /

Где родной соловей / песнь родную поет /

И, не зная земных огорчений, /

Заливается целую ночь напролет /

Над душистою веткой сирени.


Как видим, данные ритмические инварианты обладают почти абсолютным сходством, за исключением ритмической структуры 8-й строки, в которой 52,1% реципиентов группы А обособляют компонент "Об отчизне", акцентируя смысл, представленный им, тогда как реципиенты группы Б (60%) фиксируют данную строку как единый смысловой отрезок.

В процессе анализа экспериментальных моделей мелодической, динамической и темповой структур исследуемого текста (см. Приложение 3, рис. 7.1.-7.6) подтвердился вывод об универсальности восприятия ритмомелодической структуры большинством реципиентов. При сравнении экспериментальных моделей двух групп оказалось, что в ядерной части каждого из указанных типов моделей расположены одни и те же вербальные компоненты. Таким образом, актуальными для испытуемых при восприятии ритмомелодической структуры являются языковые единицы, расположенные в интервалах текста с наибольшей циклической плотностью, то есть с наивысшей интенсивностью синергетического процесса, и являющиеся наиболее яркими репрезентантами доминантного смысла.

При ответе на 2-й вопрос (о влиянии ритмомелодических характеристик на восприятие смысла текста) 78,2% реципиентов группы А и 92% реципиентов группы Б дали положительный ответ.


5.4 Эксперимент с использованием музыкального текста


Эксперимент с использованием музыкального текста (романса), кроме выявления специфики восприятия (наличия/отсутствия общих закономерностей) ритмомелодической структуры текстов разных знаковых систем, предполагал выявить особенности воздействия данной структуры на эмоциональную сферу воспринимающих, поэтому реципиентам дополнительно был предложено задание зафиксировать эмоции, возникающие при восприятии романса и ответить на вопрос, влияют ли на возникновение этих эмоций ритм, темп, динамика, повышение/понижение интонации.

При сравнении инвариантов ритмической структуры музыкального текста "На нивы желтые" (муз. П.И.Чайковского), построенных на основе наиболее частотных смысловых отрезков, выделенных реципиентами трех экспериментальных групп (частотность выделения отрезков представлена в таблицах,. см. Приложение 3, с. 267-269), оказалось, что они абсолютно идентичны и включают 13 смысловых компонентов:


На нивы желтые / нисходит тишина, / В остывшем воздухе / от меркнущих селений, / Дрожа, несется звон.../ Душа моя полна Разлукою с тобой / и горьких сожалений. Г И каждый мой упрек я вспоминаю вновь, / И каждое твержу приветливое слово, / Что мог бы я сказать тебе, / моя любовь, / Но что на дне души / я схоронил сурово.

В отличие от инвариантов ритмической структуры поэтического текста, здесь 1-я строка включает два смысловых отрезка, в целом же по количеству и характеру выделяемых ритмических компонентов, данные инварианты в значительной мере сходны между собой. Таким образом, выявляется единство ритмической структуры вербального и поэтического текстов. Это позволяет сделать вывод о том, что в основе организации ритмической структуры лежат одни и те же фундаментальные принципы, которым подчиняется звуковая материя в своем функционировании.,

Сопоставление экспериментальных моделей мелодической, динамической и темповой структур музыкального текста 3 групп; реципиентов (см. Приложение 3, рис. 8.1.-8.9) выявило, что они сходны по существенным параметрам. Активность звуковой материи фиксируется в одних и тех же фрагментах структуры. В ядерной части экспериментальных моделей располагаются, как правило, одни и те же вербальные компоненты, выделяемые большинством реципиентов при помощи мелодического и динамического максимума, а также при помощи замедления темпа.

В процессе анализа эмоциональных реакций на музыкальный текст (романс), фиксируемых реципиентами, выяснилось, что они могут быть подразделены на две неравные группы. Первую группу составляют реакции, фиксирующие эмоциональное состояние, возникшее при восприятии самого романса (в группе А —75%, в группе Б — 87,5%, в группе В - 72,7% респондентов), в подавляющем большинстве это эмоции отрицательной модальности. Представим частотность эмоциональных реакций. Группа А — грусть (3), подавленность (2), разочарование (2), раскаяние (2), сожаление (2), тоска (2), нежелание жить (1), хочется плакать (1), непреодолимая тоска (1), тяжелая, давящая тоска (1), безысходность (1), тяжесть обиды (1), обида (1), чувство запущенности (1), чувство неуютности (1), чувство утраты (1), печаль (1),чувство вины (1), жалость (1), страх (1). Группа Б - грусть (11), печаль (7), сожаление (5), переживание (3), разлука (3), чувство недосказанности (3), чувство одиночества (3), тревога (3), безысходность (2), ожидание (2), утрата любви (2), тоска (1), взволнованность (1), чувство смятения (1), мучает совесть (1), мрак (1), темнота (1), камень на душе (1), горе (1), утрата любимого человека (1), чувство брошенности (1), обреченность (1), безнадежность (1), горечь (1), чувство потерянности (1), жалость (1), сострадание (1), сопереживание (1), ощущение полноты души (1), спокойствие (1), задумчивость (1). Один испытуемый группы данной группы, сопоставляя впечатления от поэтического и музыкального текстов, отмечает, что при анализе поэтического произведения у него возникло сходное настроение: "печаль, грусть, тревога". Группа В — грусть (8), тоска (6), тревога (2), печаль (1), большая печаль (1), чувство разлуки (1), захотелось плакать (1), жалость (1), радость (1), любовь (1). Вторая группа представлена реакциями, которые фиксируют негативное эмоциональное отношение к исполнению романса (в группе А — 25%, в группе Б - 12,5%, в группе В — 27,2% испытуемых). Приведем подобные реакции. Группа А — "Эмоции: тоска, подавленность, разочарование в исполнении романса"; "Возникает равнодушие и полнейшее безразличие. Такое ощущение, что исполнитель не проникся тем чувством, которое заложено в самом тексте. На возникновение этих эмоций влияет ритм,, варьирование интонации и темп. Неожиданное усиление темпа в 5-й строке создает искусственность и наигранность в исполнении романса. Это отталкивает слушателя"; "Равнодушие и полнейшее безразличие, просто спать хочется от такого романса". Группа Б — "Впечатлений никаких. Слова теряют свой смысл при таком исполнении"; "Романс не произвел на меня никаких впечатлений. Я его не поняла. Никаких эмоций. Музыка больше похожа на похоронную (выделено мной.- М.Ч.)". Как видим, хотя реципиент и утверждает, что у него не возникло никаких эмоций, тем не менее, обнаруживается определенное (негативное) эмоциональное воздействие музыкального текста. Группа В - "После прослушивания я почувствовала тоску и раздражение"; "Прослушав этот романс, я почувствовала грусть, раздражение и большую печаль"; "Я почувствовал раздражение и тоску". Эмоция раздражения, безусловно, связана с негативным отношением к характеру исполнения романса.

Таким образом, выявляется существенно сходный характер воздействия ритмомелодических структур поэтического и музыкального текстов на эмоциональную сферу воспринимающих: в процессе рецепции текстов разных знаковых систем формируется эмоция негативной модальности. Чрезвычайно важно, что именно такая эмоция интегрирует репрезентанты доминантного смысла текста. Следовательно, ритмомелодическая структура текста способна регулировать процесс порождения эмоциональной доминанты,, вводить реципиента в эмоциональный континуум, на основе чего впоследствии; происходит восприятие доминантного смысла речевого произведения.

Отвечая на вопрос, влияют ли на возникновение эмоций, описанных реципиентами, ритмомелодические характеристики, подавляющее большинство реципиентов дает утвердительный ответ: в группе А — 100%, в группе Б - 87,5%, в группе В - 100% испытуемых.

Аналогичные результаты были; получены в экспериментальных группах, анализировавших музыкальный текст "Растворил я окно" (муз. П.И.Чайковского).

Частотность выделения смысловых отрезков представлена в таблицах (см. Приложение 3, с. 279-280).

Инварианты ритмической структуры данного текста практически одинаковы, за исключением того, что в группе Б отмечается неоднозначное структурирование 5-й строки: 39,1% испытуемых выделяют в ней два смысловых компонента, как и большинство испытуемых (49,9%) группы А, а 43,4% респондентов фиксируют данную строку как единый смысловой отрезок.


Растворил я окно, -/ стало грустно невмочь, -/

Опустился пред ним на колени, /

И в лицо мне пахнула весенняя ночь /

Благовонным дыханьем сирени. /

А вдали где-то чудно / так пел соловей; /

Я внимал ему с грустью глубокой /

И с тоскою о родине вспомнил своей; /

Об отчизне я вспомнил / далекой, /

Где родной соловей / песнь родную поет /

И, не зная земных / огорчений, /

Заливается целую ночь напролет /

Над душистою веткой сирени.


В отличие от инвариантов, смоделированных по результатам восприятия реципиентами ритмической структуры поэтического текста, в данном ритмическом инварианте обособлены компоненты "А вдали где-то чудно", "далекой", "огорчений", что является следствием воздействия ритмической структуры музыкального текста (удлинение слогов в лексемах чудно и земных, в одном случае, и пауза перед словоформой далекой, в другом случае). Таким образом, актуализируются смыслы, представленные в этих ритмических компонентах.

Экспериментальные модели мелодической, динамической и темповой структур данного музыкального текста (см. Приложение 3, рис. 9.1.-9.6) также демонстрируют значительное сходство, что подтверждает выводы, сделанные по результатам экспериментальных данных по тексту "На нивы желтые".

Подавляющее большинство реципиентов фиксируют эмоциональное состояние, возникающее при восприятии романса (как правило, негативной модальности), лишь один реципиент из группы А фиксирует негативное отношение к исполнению музыкального произведения, отмечая, что у него возникло чувство пустоты, поскольку "голос певца не дает таких эмоций, как при прочтении. Непонятные эмоции". Как уже отмечалось, в большинстве своем данный музыкальный текст вызывает эмоции отрицательной модальности. Представим частотность эмоциональных реакций. Группа А — грусть (15), тоска (12), печаль (5), тоска по дому (3), сожаление (2), переживание (1), какое-то щемящее чувство (1), страх перед будущим (1), чувство глубокой грусти (1), ностальгия по родным местам (1), "меланхолия о прошлом" (1), задумчивость (1), у 5 реципиентов данный текст вызвал воспоминания о доме, у 1 — желание поехать домой. Группа Б — грусть (21), тоска (5), одиночество (3), переживания (2), печаль (2), тоска по родине (2), ностальгия (2), тоска по прошедшему (2), тоска по дому (2), безысходность (2), желание поехать домой (2), ностальгия по родине (1), легкая грусть (1), ностальгия по прошедшим годам (1), разочарование (1), чувство несвободы (1), страх перед одиночеством в будущем (1), сожаление (1), уныние (1), боль (1). 1 реципиент группы А зафиксировал амбивалентные эмоции: "Грусть, печаль, переживание, тоска, ностальгия по родным местам, оптимистический настрой на будущее и в то же время в душе какое-то безразличие". В группе Б амбивалентные эмоции зафиксировали 17,39 % реципиентов: "Грусть, тоска по прошедшему, может быть, по прекрасным минутам, проведенным в родных местах"; "При прослушивании романса мне стало грустно и в то же время приятно от нахлынувших воспоминаний"; "Романс вызвал чувства тоски, безысходности, одиночества. Нахлынули воспоминания (светлые)"; "Ностальгия по родине, грусть, тоска, гордость за родину".

100% реципиентов каждой из экспериментальных групп полагают, что на возникновение эмоционального состояния, описанного ими, безусловно, влияют ритмомелодические характеристики музыкального текста.


5.5 Выводы по третьему эксперименту


Сопоставление экспериментальных данных по восприятию ритмомелодической структуры поэтического и музыкального текстов выявило существование общих закономерностей функционирования ритмомелодических характеристик сопоставляемых видов текста, что свидетельствует о единстве ритма на вербальном и музыкальном уровнях. Таким образом, ритмомелодическая организация текстов разных знаковых систем, как одна из форм проявления самоорганизации звуковой материи, универсальна при восприятии. Это позволяет сделать вывод о том, что в основе организации ритмической структуры лежат одни и те же фундаментальные принципы, которым подчиняется звуковая материя в своем функционировании. Должен существовать инвариант ритмической структуры, оказывающий воздействие в процессе рецепции текста. Единство ритма предполагает наличие определенных когнитивных структур, которые устойчиво соотносят вербальные и музыкальные структуры.

Обнаружено, что активность звуковой материи (экстремальные точки развития ритмомелодической структуры, выявленные в результате анализа экспериментальных данных), отмечается в тех фрагментах структуры текста, где наблюдается наибольшая циклическая плотность и доминантный смысл представлен наиболее концентрированно. Таким образом, ритм, во-первых, служит связующим компонентом системы текста, органически входящим в содержание, во-вторых, является связующим компонентом синергетических систем - концептуальных систем продуцента и реципиента.

Актуальными для испытуемых при восприятии ритмомелодической структуры являются языковые единицы, расположенные в интервалах текста, с наибольшей циклической плотностью, то есть с наивысшей интенсивностью синергетического процесса, и являющиеся наиболее яркими репрезентантами доминантного смысла. Это позволяет говорить о том, что ритмомелодическая структура способна неосознаваемо регулировать протекание процесса смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающего, что, в свою очередь, предполагает адекватное восприятие смысловой доминанты. В то же время это свидетельствует о том, что ритмомелодическая структура текста является его содержательным компонентом и относится к уровню глубинных; а не поверхностных структур, как это традиционно считается.

Абсолютное большинство реципиентов всех экспериментальных групп отмечают воздействие ритмомелодических характеристик текста на восприятие его смысла и возникновение определенного эмоционального состояния.

Выявлен существенно сходный характер воздействия ритмомелодической структуры вербального и музыкального текстов на эмоциональную сферу воспринимающих (при восприятии текстов разных знаковых систем испытуемые фиксируют эмоции одинаковой модальности). Чрезвычайно важно, что именно такая эмоция интегрирует репрезентанты доминантного смысла текста. Следовательно, ритмомелодическая структура текста, во-первых, фиксирует определенное эмоциональное состояние продуцента речевого произведения, во-вторых, она способна формировать эмоциональную доминанту, с опорой на которую происходит понимание доминантного смысла текста в процессе рецепции.

Таким образом, ритмомелодическая структура, коррелируя с эмоциональной и смысловой структурой текста, задает путь процесса смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающего.

Все вышесказанное позволяет предположить, что вербальные и музыкальные знаковые системы интегрируются на основе ритма, который является объединяющим компонентом когнитивной структуры, но для этого необходимо исследование и других невербальных систем.



Заключение


Проблема понимания текста является одной из приоритетных в современной лингвистике, психолингвистике и ряде других наук. В настоящее время все более возрастает интерес к исследованию суггестивных свойств речи (текста), позволяющих адекватно воспринять доминантный смысл. Активизируются фоносемантические исследования, выявляющие роль звуковой субстанции языка в коррекции и регуляции эмоционального состояния личности. Фоническая организация речевого произведения, вследствие своей связи с эмоциями и смыслом (гомоморфизм смыслового и фонического уровней) рассматривается в качестве универсального средства регуляции понимания, репрезентированного звуковой материей языка. В представленной диссертационной работе осуществляется: теоретико-экспериментальное исследование роли ритмомелодической структуры текста в процессах его порождения и восприятия. Исследование осуществляется в рамках психолингвистической и лингвосинергетической научных парадигм

Анализ философского, естественнонаучного, эстетического, литературоведческого и музыковедческого подходов к изучению ритма, актуализирующих различные аспекты этого понятия, позволил констатировать, что ритм принадлежит к числу универсальных природных закономерностей, характеризующих процессы возникновения и эволюционного развития любых природных систем. Одним из важнейших свойств ритма является его способность интегрировать разрозненные элементы в сложное, иерархически организованное, динамически развивающееся системно-структурное единство.

В связи с тем, что ритм является фактором, определяющим функционирование любых систем, независимо от их природы, необходимо было исследовать специфику реализации этого универсального свойства ритма в процессах порождения и восприятия художественного текста как сложной системы вербально репрезентированных смыслов.,

Обобщение и систематизация; данных психологических, психолингвистических, нейрофизиологических и физиологических исследований, а также свидетельств художников слова позволили установить, что ритм является неотъемлемым компонентом эмоционально-смысловой доминанты и предопределяет способ ее репрезентации в речевом произведении. Ритм служит для автора своеобразным индикатором, первичной материализацией замысла как целостности и играет роль организующего начала, которое инициирует и корректирует пути развертывания смысла текста. Определенная ритмическая форма, будучи устойчиво связанной с доминантной эмоцией, способна задавать границы выбора того или иного языкового выражения. В процесс представления личностных смыслов могут включаться единицы, не сопоставимые ни по ядерным, ни по периферийным семам, но обладающие формальным (ритмико-структурным) сходством. Ритмически сходные языковые единицы способны представлять тождественные эмоции, а потому, с точки зрения репрезентации данной эмоционально-смысловой доминанты, они становятся функциональными синонимами.

Таким образом, доминантная эмоция, определяя ритм речемыслительной деятельности, получает закономерное закрепление на ритмомелодическом уровне речевого произведения. Ритмомелодическая структура текста служит своеобразным кодом, несущим эмоциональную информацию. При этом кодирование эмоциональной информации на ритмомелодическом уровне в процессе речепорождения осуществляется непроизвольно и носит универсальный характер.

Ритм (а также интонация, неразрывно с ним связанная) является основным способом эмоционального воздействия речевого произведения и вхождения в эмоциональную сферу автора. Данный процесс происходит на сенсорном, бессознательном уровне, следовательно, восприятие эмоциональной доминанты возможно уже на начальных этапах перцепции поэтического текста, а именно - на уровне восприятия его звуковой, ритмомелодической структуры. На последующих этапах восприятия под регулирующим воздействием смысловой структуры поэтического текста и ритмомелодической организации ее вербальных репрезентантов происходит формирование доминантного смысла текста в концептуальной системе реципиента. Ритмомелодическая структура способна акцентировать эмоционально-смысловую доминанту, ограничивая континуальность смыслов и неосознаваемо направляя процесс смыслопорождения в КС воспринимающего. Поэтому, несмотря на несходство концептуальных систем автора и реципиента, возможно адекватное понимание смысла текста.

Рассмотрение ритмомелодической структуры текста с позиций, лингвосинергетической парадигмы позволяет определить ее как: развертывающееся в пространственно-временном континууме единство темпоритма, мелодики, динамики и тембра. Данная структура возникает в ходе сложных коллективных взаимодействий составляющих ее компонентов, как результат их спонтанного упорядочивания под регулирующим воздействием креативного аттрактора (эмоционально-смысловой доминанты).

Пути эволюции системы текста предзаданы ее аттракторами. При этом в процессе самоорганизации система производит селективный отбор компонентов, способных стать составляющими будущей структуры. В синергетический процесс могут быть втянуты: 1) языковые единицы, структура которых изоморфна структуре аттрактора и 2) единицы, обладающие подходящей структурой для того, чтобы органично вписаться в окружающую аттрактор ритмомелодическую среду. Тем самым ограничивается разнообразие языковых единиц, потенциально возможных в качестве репрезентантов личностного смысла, устраняется неопределенность, множественность путей развития процесса смыслопорождения.

Смысловой континуум и звуковая материя языка принципиально нестабильны, динамичны. В процессе самоорганизации речевого произведения происходит поиск и установление гармоничных отношений между ними. Данный процесс осуществляется через цепь дискретных переходов, посредством ритмичного переключения: режимов функционирования системы (смены ее структурно-функциональных состояний). В процессе самоорганизации системы поэтического текста происходит спонтанная самокоррекция его ритмомелодической структуры, приближение ее к глубинному структурному инварианту, оптимально соответствующему репрезентации доминантного смысла. В результате временной стабилизации потоков обмена энергией, веществом и информацией текст приобретает определенную метастабильную структуру.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.