реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Выявление лингвосинэргетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстов

По мнению Г.Г. Москальчук, разнообразие конфигураций отражает различные сценарии протекания синергетического процесса в целом тексте, а конкретный вариант формы речевого произведения определяется "характером внутреннего самодвижения материи текста..., интегрирующейся в новое качественное целое" (Москальчук, 1998, с. 173, 186). Отмечается, что внутритекстовые взаимодействия "весьма индивидуальны в каждом конкретном случае, но происходят в русле общих тенденций самоорганизации целого путем флуктуации около некоторого усредненного функционального оптимума" (там же, с. 196).

Г.Г. Москальчук исследует структуру текста, основываясь на том, что "в синергетических объектах структура есть элемент содержания" (Пищальникова, 1998а, с. 9). Чрезвычайно важным представляется положение о том, что в самой форме текста заключен определенный смысл. Традиционная методика выявления смысла основывается на изучении семантики единиц поверхностного языкового уровня (лексики, грамматических и синтаксических форм и т.п.). Исследование Г.Г. Москальчук, в котором изложены основные принципы динамической самоорганизации структуры текста, позволяет понять инвариантные особенности самой формы, без привлечения данных поверхностного уровня. Подчеркивается, что "в самой форме текста заключено скрытое содержание, постоянно воспроизводимое в каждом отдельном тексте на неосознаваемом уровне" (Москальчук, 1998, с. 183).

Упорядоченность структуры текста возникает в процессе сложного и непрерывного взаимодействия симметрии и асимметрии, вследствие их гармонизации: "чтобы сохранить феноменальную целостность, текст должен стремиться к симметрии, но никогда ее не достигать, поскольку симметрия его структуры ведет к резкому снижению информативности...; субстанция текста организуется, стремясь к симметрии, но одновременно и самоорганизуется, стремясь к асимметрии" (Пищальникова, 1999, с. 76). Понятие симметрии раскрывается как существующий в объективной; действительности порядок, пропорциональность и соразмерность между составными частями целого, определенное равновесное состояние, относительная устойчивость. "Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, отражающее существующее в объективном мире нарушение равновесия, связанное с изменением, а также нарушение, вызываемое перестройкой организации тех же составных частей целого, совокупность которых находилась в известном пропорциональном, равновесном состоянии" (Готт, 1988, с. 276). Функционирование системы обусловливается непрерывным взаимодействием симметрии и асимметрии, которое и создает определенный ритм. Отмечается, что "понятие симметрии раскрывает момент покоя, равновесия в состояниях движения, а понятие асимметрии — момент движения, изменения в состояниях покоя, равновесия" (там же, с 277-278).

Гармонический центр (ГЦ) структуры текста — сильная позиция, стягивающая "воедино...все наиболее существенные структурные, ритмико-интонационные, смысловые связи" (Москальчук, 1998, с. 42) — выступает в качестве стабилизатора симметричных и асимметричных тенденций. ГЦ как позиция, и зона ГЦ являются содержательно-эмоциональной кульминацией речевого произведения и "содержат наиболее важные элементы формы и смысла", считывание которых "позволяет быстро и экономно проникать в суть авторского замысла" (там же, с. 64). Коэффициент ГЦ (0,618) определяется пропорцией золотого сечения.

Исходя из того, что целью самоорганизации любой функциональной системы является достижение такого структурно-функционального состояния, когда она способна наиболее эффективно выполнять свои функции, можно полагать, что непрерывный процесс структурно-функциональных преобразований системы текста осуществляется с целью обрести оптимальный при данных условиях, относительно стабильный режим функционирования, характеризующийся фиксированной интенсивностью обменных процессов. Предположительно, в процессе самоорганизации системы поэтического текста происходит спонтанная самокоррекция его ритмомелодической структуры, приближение ее к глубинному структурному инварианту, оптимально соответствующему репрезентации доминантного смысла. Процесс самоорганизации текста завершается, когда его структура достигает наиболее полного соответствия выражению личностного смысла, то есть тому, ради чего создавался текст. Как отмечают В.А. Пищальникова и И.А. Герман, сигналом синергетических процессов внутри системы, указателем готовности к; переходу в иное состояние служит максимальная дискретность смысла (явная, вполне определенная — наблюдаемая — репрезентация; его в языковых единицах). Дискретные репрезентанты, выявляя неустойчиво стабильные интегративные компоненты смыслов, характеризующих определенные стадии в эволюции текста, свидетельствуют о переходах системы (текста) из одного состояния в другое" (Герман, Пищальникова, 1999, с. 53).

С позиций теории самоорганизации эволюция системы текста может быть описана следующим образом: непрерывно флуктуирующая и подвергающаяся внешним і воздействиям система приходит в такое состояние, когда реальной становится возможность ее разрушения (распада внутренних связей). Хаотическое поведение компонентов системы является признаком кризиса предшествующей формы и свидетельствует о том, что прежние источники развития системы себя исчерпали и преобладающими стали процессы разрушения сложившейся структуры. Отметим, в этой связи, что, с точки зрения синергетики, хаос представляет собой очень сложную структурированность бытия, не укладывающуюся в известные современной науке модели описания, и является конструктивным фактором, поскольку открывает возможность новой организации. В этот момент, называемый точкой бифуркации (от англ. fork - "вилка"), перед системой открываются несколько возможных путей эволюции. Наличие точек бифуркации, когда направление дальнейшего развития системы принципиально невозможно предсказать, предполагает вероятностный подход к объекту исследования — художественному тексту.

Выбор одной из возможных будущих структур определяется системой сложившихся на данный момент связей между языковыми компонентами и принципом минимума диссипации: если существует возможность выбора из нескольких равновесных состояний, то реализуется то, которое сопряжено с наименьшей затратой энергии и которому отвечает минимальный рост энтропии. Когда система находится в значительном удалении от состояния равновесия, резко возрастает роль случайных факторов: ничтожно малое возмущение (флуктуация) или незначительное внешнее воздействие может инициировать ее дальнейшую самоорганизацию (малые причины ведут к большим следствиям).

Процесс эволюции сложных систем характеризуется диалектическим взаимодействием случайности и необходимости. Развитие любой системы носит направленный характер, однако пути этого развития жестко не предопределены. Поэтому говорят о том, что "случайность как бы предопределяет первичный поиск в изменениях систем, а осуществившаяся случайность делает сам процесс необратимым, то есть направленным" (Сачков, 1994, с. 138). Таким образом, случайно сложившаяся корреляция между компонентами звуковой материи языка обусловливает появление в нелинейной среде частично упорядоченных участков, где энтропия убывает вследствие согласованного функционирования элементов, что значительно изменяет поведение всей системы в целом. В результате формируется структура новой і конфигурации, и система приходит к новому динамическому режиму стабилизации.

Структура текста существует в соответствии с компенсационным законом, согласно которому возникновение упорядоченности і в каком-либо' из фрагментов коррелирует с ростом деструктивных тенденций в других участках структуры. Однородность структуры нарушается за счет флуктуации плотности элементов в различных ее фрагментах, вследствие чего возникает неравномерное распределение языковой материи: области с повышенной концентрацией элементов чередуются с областями, характеризующимися их разрежением. Усиление или ослабление интенсивности обмена с окружающей средой энергией и информацией * обусловливает своеобразную пульсацию структуры текста, которая то уплотняется, то разрежается, то организуется, то дезорганизуется, при этом, образно говоря, происходит "перекачка" звукового субстрата из одних фрагментов структуры в другие. Таким образом, динамическое развитие ритмомелодической структуры определяется периодической сменой волн сгущения и разрежения, ускорения и замедления процессов самоорганизации. Области повышенной интенсивности протекания процессов, где преобладают асимметричные тенденции, сменяются участками менее напряженными.

Необходимо отметить, что области обострения характеризуются скоплением, концентрацией в них асимметричных элементов, интонирование которых связано с повышением частоты основного тона, а, следовательно, — и с увеличением интенсивности, поскольку существует закономерность, согласно которой сила звука необходимо связана с его высотой. Как подчеркивают Е.Н. Князева и СП. Курдюмов, "сама нелинейность, если она достаточно сильная, обусловливает существование двух областей: области обострения (там, где начальное возмущение возрастает) и области затухания (там, где начальное возмущение сходит на нет, нивелируется)" (Князева, Курдюмов, 1997, с. 75-76).

Пульсирующий характер становления ритмомелодической структуры может определяться конкуренцией аттракторов.

Одной из существенных особенностей функционирования открытых нелинейных систем является взаимодействие двух противоположных тенденций, связанных с энтропией и негэнтропией: разрушительной, формирующейся в результате присущего материи стремления к достижению равновесного состояния, поскольку для его поддержания не требуется дополнительных затрат энергии, и созидательной, опирающейся на стремление материи к созданию и поддержанию неравновесных состояний, которые предполагают при определенных условиях переход системы на более высокий уровень сложности. Для замкнутых систем более характерна первая тенденция, означающая регрессивное развитие, постепенное уменьшение разнообразия, стирание различий, что приводит со временем к. разрушению упорядоченной структуры. В открытых саморегулирующихся системах, обменивающихся со средой энергией, веществом и информацией, напротив, преобладает тенденция поддержания энтропии приблизительно на одном уровне или даже снижение ее. Поступление в систему кванта энергии или информации из внешней среды выводит ее из относительно • устойчивого структурно-функционального состояния, что обусловливает возобновление процесса самоорганизации, в ходе которого достигается новая интеграция компонентов звуковой структуры. В результате система обретает некоторую устойчивость в качественно новом функциональном состоянии.

Основной тенденцией прогрессивного развития нелинейной системы является усложнение ее организации; более сложно организованная структура меньше разрушается при случайных флуктуациях, то есть способна противостоять возрастанию энтропии. В изолированных системах рост структурного разнообразия приводит к росту внутреннего беспорядка, дезорганизации, хаосу, в открытых системах, напротив, - связан с достижением более высокой степени организации. В процессе усложнения система приобретает эмерджентные свойства. Эмерджентностъ характеризуется наличием у системного целого особых свойств, не присущих его подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не объединенных системообразующими связями. При этом "наблюдается не простой переход количества в качество, но особая форма интеграции, подчиняющаяся иным законам формообразования, функционирования и эволюции (курсив мой.- М.Ч.)" (Реймерс, 1990, с. 608). Таким образом, свойства новой возникшей системы не равны свойствам ее исходных составляющих компонентов. Это особенно явно проявляется в речевой деятельности. Как отмечает В.А. Пищальникова, "смыслы детерминируются одновременным воздействием совокупности факторов. Поэтому смысловая цельность речевого произведения (текста) не вытекает из дискретных языковых значений его компонентов" (Пищальникова, 2001, с. 111). В результате текст предстает как "сложный, иерархически организованный репрезентант некоей смысловой нелинейной целостности" (Герман, Пищальникова, 1999, с. 13).

По мере усложнения повышается степень структурной упорядоченности системы, при этом энтропия уменьшается, а негэнтропия (отрицательная энтропия) увеличивается. Необходимо отметить, что чем сложнее и организованнее система, тем больший объем информации она может передать. Процесс развития представляет собой процесс накопления информации. Чрезвычайно важно, что упорядоченная определенным образом система приобретает способность влиять на организацию движения (функционирование) взаимодействующих с ней систем.

Понимание (усвоение смысла) речевого произведения (текста) является синергетическим процессом и рассматривается как "частный случай взаимодействия: субъекта с информационным феноменом" (Пищальникова, 2001, с. 113), в ходе которого в концептуальной системе реципиента порождается функциональная система смыслов. Система репрезентантов включает реципиента в креативный речемыслительный процесс понимания, при этом "непрерывное пространство смысла текста дано реципиенту как совокупность языковых репрезентантов этого пространства, вследствие восприятия которых происходит актуализация имеющихся и построение новых концептов в концептуальной системе воспринимающего" (Герман, Пищальникова, 1999, с. 62). Таким образом, смысл текста. возникает в процессе динамического взаимодействия речевого произведения и концептуальной системы реципиента.

Текст как синергетический объект обнаруживает свойство спонтанной активности, реализующееся как способность текста упорядочивать не только самое себя (эндогенная активность), но и окружающую среду - концептуальные системы продуцента и реципиента (экзогенная активность). Как квант средовой информации, текст способен инициировать процесс смыслопорождения в концептуальной системе реципиента, приводя ее в неравновесное состояние. Это происходит "именно в силу несовпадения содержания концептуальной системы автора текста и концептуальной системы реципиента: системы смыслов (субъективных значений) принципиально существуют как открытые нелинейные неустойчивые системы. В этом случае динамическая система становится интегратором случайных сигналов, в частности, ассоциаций, что и приводит к интенсификации процесса поиска устойчивого состояния системы — к ее структурированию" (Пищальникова, 2001, с. 113). Отмечается, что "в момент перцепции концептуальной системой реципиента информации (содержания текста/речевого произведения) поле интерпретации поступающей информации предельно расширено (теоретически оно равно всему содержанию концептуальной системы). Это поле интерпретации креативно, поскольку в нем синергетически порождается новая система смыслов, инициированная исходной системой, но не равная совокупности ее смыслов" (Герман, Пищальникова, 1999, с. 30-31). При этом необходимо учитывать, что "после репрезентации уже порожденной системы смыслов в тексте можно говорить лишь о реконструкции этой системы на основе характера репрезентантов" (Пищальникова., 2001, с.117).

Процесс смыслопорождения с позиций лингвистической синергетики может быть описан следующим образом: в процессе рецепции речевого произведения (текста) специфика концептуальной системы воспринимающего выступает по отношению к заданной продуцентом относительно устойчивой системе вербально репрезентированных смыслов как "фактор, приводящий к возникновению случайных (не совпадающих с "исходными") смыслов / компонентов смысла. Текст как воздействие внешней среды вызывает в концептуальной системе реципиента состояние неравновесия (поиск смыслового соответствия воспринятым репрезентантам). Следовательно, воспринимаемая вербальная система смыслов утрачивает исходную стабильность в ходе рецепции и осмысления вторым коммуникантом. Однако стремление системы к самоорганизации приводит к поиску ее организующего начала в концептуальной системе реципиента. В оптимальном случае (при максимальном сходстве ассоциативно-апперцепционного содержания концептуальных систем коммуникантов) возможно понимание текста продуцента как построение системы смыслов, эквивалентной "исходной". Подчеркивается, что "в силу неустойчивости самоорганизующейся системы она принципиально необратима, поэтому порождение тождественной системы смыслов реципиентом невозможно" (Герман, Пищальникова, 1999, с. 34).

Полагаем, что ритмомелодическая структура поэтического текста играет ведущую роль в формировании направления процесса смыслопорождения, как бы программируя его результат. Возникая в процессе когерентных взаимодействий ее стабильных и нестабильных компонентов, ритмомелодическая структура определяет упорядоченную во времени и пространстве последовательность и интенсивность воздействий на концептуальную систему реципиента в процессе восприятия речевого произведения. Под воздействием квантов энергии и информации, поступающих из внешней среды, данной как текст, концептуальная система настраивается на ритм внешних воздействий, обретая новый режим функционирования.

Таким образом, в процессе восприятия текста его ритмомелодическая структура неосознаваемо (для реципиента) направляет процесс смыслопорождения. Это возможно потому, что сходные в ритмомелодическом отношении участки структуры способны выявлять интегративный признак, связывающий смыслы в единую функциональную систему. Так, под регулирующим воздействием ритмомелодической структуры речевого произведения концептуальная. система реципиента выходит на ведущий аттрактор — доминантный смысл текста.

Структуру текста можно представить как сложную сеть взаимодействующих и воздействующих друг на друга с различной силой компонентов. Характерной особенностью при; этом является постоянное переключение функций элементов, изменение их ранга вследствие нелинейных внутритекстовых взаимодействий. Г. Хакен развивает концепцию параметров порядка, то есть основных ключевых переменных, которые определяют, подчиняют все остальные степени свободы системы, находящейся в неустойчивом состоянии. Как отмечает исследователь, параметры порядка "временно существуют, растут и пропадают в ходе конкуренции друг с другом" (Хакен, 1999, с. 19)._ Проявлением нелинейности системы является тот факт, что в ней существует круговая причинная связь: хотя параметр порядка определяет поведение отдельных частей системы, однако, с другой стороны, и сами части, в свою очередь, способны генерировать параметр порядка своим коллективным поведением. Из концепции Г. Хакена следует, что функционирование неравновесной системы подчиняется наиболее неустойчивому, асимметричному компоненту. Отмечается, что "вблизи точки возникновения неустойчивости можно провести различие между устойчивыми и неустойчивыми коллективными движениями (модами). Устойчивые моды подстраиваются под неустойчивые и могут быть исключены. В общем случае это приводит к колоссальному уменьшению числа степеней свободы. Остающиеся неустойчивые моды служат в качестве параметров порядка, определяющих макроскопическое поведение системы (курсив мой.- М.Ч.)" (Хакен, 1980, с. 379). Можно предположить, что асимметричные компоненты структуры ритма, выделяющиеся на общем і симметричном фоне, служат маркерами перехода системы из одного структурно-функционального состояния в другое и сигнализируют: о наличии в процессе порождения смысла моментов неустойчивости. Данные асимметричные элементы являются, как правило, наиболее яркими репрезентантами смысла текста и на какое-то время определяют ход его самоорганизации.

В процессе конкуренции компоненты саморегулирующейся системы изменяют свой ранг: подчиненный элемент может стать главенствующим, что кардинально меняет всю структуру связей в становящемся речевом произведении. Таким образом, смысл текста непрерывно преобразуется за счет постоянного переключения функций языковых элементов, уже вовлеченных в процесс самоорганизации, и втягивания в него новых компонентов.

Области обострения в структуре текста свидетельствуют о наличии в них большого числа конкурирующих параметров порядка, каждый из которых, в силу своей природы, стремится организовать среду вокруг себя, что проявляется в столкновении множества асимметричных тенденций. Подобные фрагменты в структуре текста должны быть неоднородными и в смысловом, и в структурном отношении, то есть неоднородной должна быть и ритмомелодическая структура. По нашему предположению, такие области могут характеризоваться скоплением асимметричных отрезков текста, разнонаправленными и контрастными: ритмомелодическими характеристиками. Исследования Г.Г.. Москальчук показали, что в асимметричных участках текста наблюдается нарушение равновесия и упорядоченности, что связано, по ее мнению, "с развитием некоторого содержания и разнообразием используемых языковых средств выражения" (Москальчук, 1998, с. 58). Таким образом, асимметрические компоненты, выступая в роли аттракторов, включают в поле формирования доминантного смысла разнородные языковые репрезентанты.

Наличие некоторой асимметричности структуры является необходимым; условием развития системы. Асимметричность системы во взаимодействии с окружающей средой обеспечивает ей автономный режим функционирования, возможность эволюционировать как самостоятельный целостный объект. Структура, строго соответствующая метрической схеме,. не имеет потенции к прогрессивному развитию, поскольку представляет собой пространство равномерно распределенных элементов, обладающих одинаковыми свойствами. В данных условиях вероятность какого-либо события исключена. Как отмечают Г. Николис и И. Пригожий, "нарушение симметрии порождает упорядоченность и, следовательно, снижает энтропию системы" (Николис, Пригожий, 1979, с. 228). Необходимо отметить, что одно из значений понятия симметрия - равновесие. Только асимметричные системы имеют возможность эволюционировать. Поэтому нарушение симметрии следует признать необходимым условием устойчивого развития.

Полностью детерминированная система не только нежизнеспособна (в равновесном состоянии обменные процессы совершаться не могут), но и не способна передавать информацию, поскольку симметричные, повторяющиеся соотношения языковых элементов в большой мере предсказуемы. Как подчеркивает В.А. Пищальникова, "функционируют (= обмениваются информацией и энергией) лишь неустойчиво равновесные системы. Вот почему реально функционируют только отклонения от монотона, стремящиеся к гармонии, равновесию, но никогда не достигающие его, а потому способные инициировать динамику тех систем, с которыми они взаимодействуют, то есть инициировать процесс смыслопорождения.(...)Силше/ирмя предсказуема, вероятна, а потому менее информативна. Симметричные системы не инициируют создания новых функциональных систем, восприятие их опирается на устойчивые паттерны и операциональные связи. Любая статика структуры связана с пониженной информативностью" (Пищальникова, 1998, с. 10).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.