реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Выявление лингвосинэргетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстов

Следует отметить, что в ответах данной группы реципиентов на вопрос о содержании текста не присутствуют лексемы, представляющие положительную эмоцию (таково влияние репрезентанта негативной эмоции, находящегося в гармоническом центре речевого произведения), тем не менее, анализ ритмомелодической структуры, фиксированной в анкетах, позволяет сделать вывод, что репрезентанты положительной эмоции также участвуют в процессе смыслопорождения. Так, лексемы искренно и нежно расположены в ядерной части экспериментальных моделей мелодической, динамической и темповой структуры текста.

В группе Б, при ответе на вопрос о содержании поэтического текста, смысл "любовь" фиксировали 100% испытуемых. При этом смысловая доминанта структурирована амбивалентными эмоциями. Так, 48,14% респондентов актуализируют эмоцию отрицательной модальности: "невзаимная любовь" (22,2%) ("лирический герой очень любит лирическую героиню, а она его не любит"; "человек очень любил девушку, которая не отвечала ему взаимностью"; "прощание еще любящего сердца с той, которая не ответила взаимностью или охладела"; "человек любил, но ему не отвечали взаимностью"; "его [поэта] любовь невзаимна"; "любовь к любимой женщине, но она не с ним"); "безответная любовь" (14,81%); "несчастная любовь" (25,9%) ("влюбленный человек становится отвергнутым"; "печаль покинутого, но все еще любящего человека"; "печальное размышление о любви"; "невеселые раздумья о любви"; "стихотворение о человеке с любящим сердцем, трепетной душой, но с невезением в любви"; "чувствуется грусть оттого, что приходится расставаться"; "любовь потеряна"; "ностальгия, безысходность положения автора стихотворения"). Лексему безнадежно, являющуюся наиболее ярким репрезентантом негативной эмоции и представляющую гармонический центр текста, мелодическим максимумом выделили 40,74% испытуемых, пиком интенсивности - 44,4%, замедлением темпа - 55,5% респондентов.

Смысл "благородство чувств" актуализирован в ответах 37% испытуемых: "печаль покинутого, но все еще любящего человека, благородно желающего своей любимой быть счастливой с другим"; "она его не любит, но он все же желает ей добра, счастья"; "лирический герой желает счастья своей возлюбленной"; "влюбленный человек становится отвергнутым, но, несмотря на это, он желает счастья своей возлюбленной; "он желает ей быть счастливой с другим"; "поэт любил и, может быть, любит до сих пор, но он не хочет нарушать покой любимой, так как, скорее всего, его любовь невзаимна, и желает ей счастья с другим"^ Актуальность данного смысла отражена ив характере ритмомелодической структуры. Мелодическим максимумом выделены следующие вербальные компоненты: не хочу (не хочу печалить), Бог (как дай вам Бог любимой быть другим) (44,4%); пусть (пусть не тревожит) (40,74%); динамически акцентированы: Бог (55,5%); дай (51,85%); не хочу (44,4%); пусть (37%); замедлением темпа выделены: ничем (я не хочу печалить вас ничем) (51,85%); не хочу печалить (40,74%); не тревожит (пусть она вас больше не тревожит), Бог (33,3%).

В анкетах данной; группы реципиентов фиксирована и эмоция положительной модальности, представленная репрезентантами "искренняя любовь" (29,62%), "чистая любовь" (11%), "настоящая любовь" (7,4%), "нежная любовь" (7,4%), "бескорыстная любовь" (любовь, не требующая ничего взамен) (3,7%), "трепетная любовь" (3,7%), "красота чувств" (3,7%). Лексемы искренно и нежно, репрезентирующие данный смысл, расположены в зоне гармонического центра и акцентированы большинством испытуемых мелодическим и динамическим максимумом и замедлением темпа.

Интенсивность эмоции отмечается 18,51% реципиентов: "сильная, несчастная любовь мужчины, который искренне любит"; "автор выразил свои чувства в связи с сильной любовью"; "человек очень сильно любил девушку, которая не отвечала ему взаимностью"; "лирический герой очень любит лирическую героиню, а она его не любит"; "поэт очень сильно любил и все еще любит". Мелодическим максимумом выделены следующие репрезентанты данного смысла: Бог (как дай вам Бог) (44,4%), дай (29,62%), так (нежно) (25,92%), так (искренно) (22,2%); максимумом интенсивности акцентированы: Бог (55,5%), дай (51,85%), так искренно (33,3%), так нежно (25,92%), замедление темпа фиксировано на лексемах так нежно (59,25%), так искренно (48,14%), томим (44,4%), Бог (33,3%).

Испытуемые группы В также демонстрируют адекватное понимание смысла текста. В ответах 92,8% реципиентов присутствуют лексемы "любовь", "любит", "любил", "любимая" (1 респондент отказался отвечать на вопрос о содержании текста). 50% испытуемых определяют смысл текста как "признание в любви" (вариант — "обращение к любимой женщине"): "мужчина признается женщине в прошедшей любви (не совсем прошедшей)"; "мужчина, любящий когда-то женщину, признается ей в этом" (на наш взгляд, показательная оговорка (описка), свидетельствующая об отсутствии у реципиента однозначного толкования смысла); "это искреннее признание в любви". В анкетах 64,2% испытуемых фиксирована эмоция отрицательной модальности, интегрирующая смыслы "безответная любовь" (28,5%) ("это стихотворение о безответной любви к девушке"; "один парень любил девушку безответно и безнадежно"; "стихотворение о безответной любви поэта"); "невзаимная любовь" (14,2%); "несчастная любовь" (14,2%) ("стихотворение о несчастной любви"; "стихотворение - признание в любви отвергнутого мужчины"); "сожаление" (7,14%). Следует подчеркнуть, что преобладание в ответах реципиентов всех экспериментальных групп вербальных: компонентов, репрезентирующих негативную эмоцию, связано, на наш взгляд, с тем, что в гармоническом центре текста находится лексема безнадежно, как раз и представляющая данную эмоцию. Характерно, что в группе В здесь наиболее часто фиксируется мелодический максимум (71,4%), 50% испытуемых выделяют данную лексему максимумом интенсивности, замедление темпа отмечено в анкетах 42,8% реципиентов..

Эмоция положительной модальности фиксирована в ответах 35,7% испытуемых, при этом 14,2% акцентируют смысл "чистая любовь"; 14,2% -"искренняя любовь"; 7,14% -"возвышенная любовь". Репрезентанты данного смысла также находятся вблизи; ядра экспериментальных моделей мелодической, динамической и темповой структур..

Для 21,4% респондентов актуален смысл "благородство чувств", что также находит отражение в ритмомелодической структуре: мелодическим пиком выделены вербальные компоненты пусть (пусть не тревожит), Бог (как дай вам Бог любимой быть другим) (42,8%); дай (35,7%); динамический максимум фиксирован на лексемах не хочу (не хочу печалить), Бог (57,1%); пусть (пусть не тревожит) (42,8%); дай (35,7%).

Наконец, 14,2% респондентов фиксируют интенсивность эмоции (любовь связана с бурными чувствами). Репрезентанты данного смысла находятся в ядерной части: экспериментальных моделей ритмомелодической структуры.

При сопоставлении лексем и языковых выражений, фиксируемых реципиентами как наиболее важные для понимания смысла текста, выявлено, что в ответах фигурируют одни и те же вербальные компоненты.

Частотность указанных вербальных компонентов представлена в таблицах 4.1, 4.2.



Анализ экспериментальных данных показал, что наиболее часто испытуемые выделяют те вербальные компоненты, которые репрезентируют актуальные доминантные смыслы текста. Более того, наблюдается большое сходство в проценте реципиентов, выделивших тот или иной языковой репрезентант.


Таблица 4.2. Вербальные компоненты, фиксируемые как наиболее значимые (группа Б)

%

Вербальные компоненты

92,5

"Я вас любил"

62,9

"так искренно"; "так нежно"

55,5

"Как дай вам Бог любимой быть другим"

44,4

"безмолвно"; "безнадежно"; "Я не хочу печалить вас ничем"

33,3

"любимой быть другим"

22,2

"В душе моей угасла не совсем"; "любовь еще, быть может"

18,5

"Как дай вам Бог"; "угасла не совсем"

14,8

"то ревностью томим"; "не тревожит"

11,1

"В душе"; "то робостью"; "Но пусть она вас больше не тревожит"; "томим"

7,4

"любовь"

3,7

"ничем"



Как видим, 100% реципиентов каждой из экспериментальных групп, фиксируют компонент "Я вас любил". Вероятно, это связано с тем, что данный компонент трижды встречается в экспериментальном тексте, акцентируя указанный смысл, что и приводит к такой его частотности у испытуемых. Чрезвычайно показательно, что вербальные компоненты, важные в смысловом отношении с точки зрения воспринимающих, являются и наиболее часто обособляемыми компонентами при ритмическом структурировании текста во всех трех экспериментальных группах. Так, уже указанное выше языковое выражение "Я вас любил" наиболее часто выделяется в ритмической структуре текста.

На вопрос о том, способствуют ли выделяемые реципиентами ритмомелодические характеристики текста восприятию его смысла, абсолютное большинство испытуемых каждой из экспериментальных групп отвечает утвердительно. Так, в группе А положительный ответ дают 100%, в группе Б — 92,5%, в группе В - 92,8% респондентов.

4.3 Выводы по второму эксперименту


Подводя итоги 2 этапа эксперимента, необходимо отметить, что подавляющее большинство реципиентов демонстрирует адекватное понимание смысла текста. При этом инварианты ритмической структуры, а также экспериментальные модели мелодической, динамической и темповой структур обнаруживают большое сходство. Тот факт, что данные экспериментальные модели по существенным параметрам совпадают с исследовательской моделью смысла текста, строятся изоморфно, свидетельствует о том, что существуют объективные основания адекватного восприятия смысловой доминанты. Полагаем, что именно ритмомелодическая структура текста во многом определяет адекватность, восприятия. Следовательно, ритмомелодическая структура текста, которую традиционно принято считать формальным компонентом, в действительности является частью смысла, компонентом смыслообразующим. Эмоция, лежащая в истоке процесса речепорождения и являющаяся проявлением мотивации, задает ритм. Таким образом, ритм, эмоция и доминантный смысл - это компоненты единого целого, смысла текста как такового. Звуковая материя текста, организованная изоморфно смыслу, способна регулировать протекание процесса смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающих.


Глава 5. Третий этап экспериментального исследования


5.1 Цель, задачи, материал и методика исследования


Поскольку формообразование в природе подчиняется единым физическим законам самоорганизации, мы предположили, что при восприятии ритмомелодической структуры музыкального текста, как и поэтического, должны обнаружиться общие закономерности. Звуковая материя должна иметь единые законы физической организации. На 3 этапе эксперимента предполагалось выявить наличие/отсутствие общих закономерностей восприятия ритмомелодической структуры поэтического и музыкального текстов. Эксперимент был проведен в два этапа. На 1 этапе реципиентам был предложены для анализа два письменных поэтических текста с заданиями к ним;

1.      Прочтите текст;

а)      разделите текст на смысловые отрезки, отметив их границы вертикальной чертой /,

б)      отметьте в выделенных Вами отрезках повышение (/^), понижение (\) интонации, ровное звучание ( ^);

в)      расставьте динамические оттенки (Г-громко, НГ-не очень громко, Т-тихо);

г)       обозначьте темп (Б-быстро, У-умеренно, М-медленно).

2.      Способствуют ли восприятию смысла текста его ритмомелодические характеристики, и какую роль при этом играет ритм?

На 2 этапе эксперимента реципиенты анализировали музыкальный текст (романс). Испытуемым была предложена анкета, содержащая текст (слова романса) со следующим заданием:

1.               Прослушайте романс;

2.               Опишите эмоции, возникшие у Вас по восприятии романса;

З.а) разделите текст на смысловые отрезки, отметив их границы вертикальной чертой /;

б) отметьте в выделенных Вами отрезках повьппение ), понижение ) интонации, ровное звучание (—►);

в) расставьте динамические оттенки (Г-громко, НГ-не очень громко, Т-тихо);

г)  обозначьте темп (Б-быстро, У-умеренно, М-медленно);

4. Влияют ли на возникшие у Вас эмоции ритм, темп, динамика, повышение/понижение интонации?

6. Если да, то какие из ритмомелодических характеристик, по Вашему мнению, более всего повлияли на эмоциональное восприятие романса?


5.2 Характеристика испытуемых


В эксперименте принимали участие

-      студенты-филологи 5 курса Горно-Алтайского госуниверситета (12 чел.);

-      студенты-филологи 4 курса Горно-Алтайского госуниверситета (16 чел.);

-      учащиеся 4 курса Горно-Алтайского педагогического колледжа (25 чел.);

-      учащиеся 3 курса Горно-Алтайского педагогического колледжа (23 чел.);

-      учащиеся 8 класса школы-лицея №6 г. Горно-Алтайска (11 чел.). Всего обработана 171 анкета.


5.3 Эксперимент с использованием поэтического текста


3 группы реципиентов получили анкеты с поэтическим текстом "На нивы желтые" А.К. Толстого.


На нивы желтые нисходит тишина, В остывшем воздухе от меркнущих селений, Дрожа, несется звон... Душа моя полна Разлукою с тобой и горьких сожалений. И каждый мой упрек я вспоминаю вновь, И каждое твержу приветливое слово, Что мог бы я сказать тебе, моя любовь,

Но что на дне души я схоронил сурово.


В процессе анализа данного текста нами был выделен доминантный смысл "состояние невыраженной любви". Смыслы, формирующие данную смысловую доминанту, интегрированы эмоцией отрицательной модальности, репрезентантами которой являются: словоформа разлукою (разлука — 2) жизнь вдали от того, кто близок, дорог. - Ожегов, с. 647); языковое выражение горьких сожалений (горький — 2) горестный, тяжелый (выделено мной.-М.Ч.). - Ожегов, с. 144), как видим, здесь фиксируется и интенсивность указанного смысла; в свою очередь, "горестный" имеет значение "исполненный горести, печальный, скорбный" (Ожегов, с. 142); сожалений (сожаление — 1)чувство печали, огорчения, вызванное утратой, сознанием невозможности изменить или осуществить что-нибудь. — Ожегов, с. 742); лексема упрек (упрек — выражение неудовольствия, неодобрения, обвинение. - там же, с. 834); языковое выражение схоронил сурово, то есть отказался от притязаний на любовь (лексема "хоронить" имеет: переносное значение "считая отжившим, ненужным, предавать забвению". — Ожегов, с. 797; суровый — 2) очень тяжелый, трудный, тяжкий (выделено мной.- М.Ч.); 3) угрюмый, сердитый, -там же, с. 778-779), таким образом, данное выражение фиксирует и значительную интенсивность, степень проявления смысла. Интенсивность фиксирована и в лексеме полна (полный- 1) содержащий в себе что-нибудь до своих пределов, замещенный целиком; 4) достигающий предела, наивысший. — Ожегов, с. 509). Неявно данный смысл репрезентирован в словоформе твержу (твердить — 1) постоянно говорить одно и. то же. — там же, с. 726). Негативная эмоция актуализирована и в сочетании мог бы я сказать, выражающем сознание невозможности что-либо изменить. Кроме того, актуальным в анализируемом тексте является смысл "постепенное исчезновение, охлаждение", который репрезентирован в языковом выражении нисходит тишина (нисходит — постепенно спускается;: тишина: — 1) отсутствие шума, безмолвие, 2) спокойствие, умиротворенное состояние. — Ожегов, с. 797), а также в словоформах в остывшем (производное от "стыть" - теряя тепло, становиться холодным. - Ожегов, с. 775), меркнущих (меркнуть - постепенно утрачивать яркость, блеск.- там же, с. 349). Опосредованно данный смысл фиксирован в словоформе дрожа (дрожать — 2)быть прерывистым, изменяющимся. -там же, с. 183).

Модель доминантного смысла текста представлена на рис. 5 (с. 143).

В целях установления динамики становления смысловой структуры исследуемого текста нами был проведен позиционный анализ. В данном тексте 46 словоформ. Граница зачина располагается после 7 словоформы (46 х 0,146 = 6,716 " 7). Гармонический центр зоны начала (ГЦн) находится на 11 словоформе (46 х 0,236 = 10,856 " 11). Гармонический центр текста (ГЦ) расположен на 28 словоформе (46 х 0,618 = 28,428 " 28). Абсолютно слабые позиции текста располагаются симметрично от ГЦ на расстоянии 11 словоформ (46 х 0,236 = 10,856 "11). Формула модели циклической организации текста: 2/11121/1.




Представим схему самоорганизации циклической структуры модели текста (рис. 6)


Рис. 6. Схема самоорганизации циклической структуры модели текста "На нивы желтые"


Это так называемая ГЦ-стремительная модель, сочетающая в себе три тенденции формообразования — началостремительность, центростремительность и концестремительность. Наибольшее структурное напряжение наблюдается в начальных интервалах текста: от абсолютного начала до гармонического центра сохраняется ровная интенсивность циклических плотностей (5). Здесь сосредоточены все наиболее важные репрезентанты смысловой доминанты: нисходит тишина; в остывшем; от меркнущих; дрожа; разлукою; горьких сожалений; упрек. После гармонического центра интенсивность синергетического процесса снижается — смысл уже порожден (плотность циклов в интервале "ГЦ — "0,236" равна 4), а зона конца текста характеризуется минимальным структурным напряжением (плотность циклов - 2).

Экспериментальные данные, полученные в 3 группах испытуемых, в целом подтвердили выводы, сделанные нами по результатам предыдущих экспериментов: большинство реципиентов демонстрируют сравнительно одинаковое восприятие ритмомелодической структуры поэтического текста. Анализ анкет показал, что в структуре текста существуют смысловые отрезки, выделяемые большей частью испытуемых. Кроме того, обнаружено, что экстремальные точки развития ритмомелодической структуры, выявленные в результате анализа экспериментальных данных, совпадают с теми фрагментами структуры текста, где наблюдается наибольшая циклическая плотность и доминантный смысл представлен наиболее концентрированно. Это позволяет говорить о том, что ритмомелодическая структура способна неосознаваемо направлять процесс смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающего, что, в свою очередь, предполагает адекватное восприятие смысловой доминанты.

Частотность выделения тех или иных смысловых отрезков реципиентами представлена в таблицах (см. Приложение 3, с. 241-243).

Представим инварианты ритмической структуры экспериментального текста.

Группа А (студенты-филологи 5 курса ГАГУ)

На нивы желтые нисходит тишина, / В остывшем воздухе / от меркнущих селений, / Дрожа, (/) несется звон.../ Душа моя полна Разлукою с тобой / и горьких сожалений./ И каждый мой упрек я вспоминаю вновь, / И каждое твержу приветливое слово, / Что мог бы я сказать тебе, / моя любовь, / Но что на дне души я схоронил сурово.

Инвариант группы А содержит И (12) смысловых компонентов. Неоднозначное структурирование отмечается в 3-й строке: 33,3% реципиентов разделили фрагмент Дрожа, несется звон на два ритмических отрезка (вероятно, под воздействием знака препинания), а 33,3% зафиксировали его как единый смысловой отрезок.

Группа Б (студенты-филологи 4 курса ГАГУ)

На нивы желтые нисходит тишина, / В остывшем воздухе / от меркнущих селений, / Дрожа, несется звон.../ Душа моя полна / Разлукою с тобой / и горьких сожалений. / И каждый мой упрек (/) я вспоминаю вновь, / И каждое твержу приветливое слово, / Что мог бы я сказать тебе, / моя любовь, / Но что на дне души / я схоронил сурово.

Данный инвариант содержит 13 (14) смысловых компонентов. Неоднозначность структурирования отмечается в 5-й строке, которую 43,75% испытуемых группы Б фиксируют как единый отрезок, а 43,75% членят на два смысловых компонента. В отличие от инварианта ритмической структуры группы А, здесь обособлен компонент Душа моя полна в 3-й строке (влияние графической формы - строчного расположения поэтического текста), а в 8-й строке большинство испытуемых (75%) фиксируют два смысловых компонента.

Группа В (учащиеся 8 класса школы-лицея №6)

На нивы желтые нисходит тишина, / В остывшем воздухе (/)от меркнущих селений, / Дрожа, / несется звон.../ Душа моя полна (/) Разлукою с тобой / и горьких сожалений. / И каждый мой упрек / я вспоминаю вновь, / И каждое твержу / приветливое слово, / Что мог бы я сказать тебе, / моя любовь, / Но что на дне души / я схоронил сурово.

Ритмический инвариант группы В включает 14 (16) смысловых компонентов. Колебания в структурировании текста зафиксированы в двух стихотворных строках. Так, 45,4% реципиентов данной группы обозначили 2-ю строку как единый отрезок, а 45,4% -разделили на 2 компонента, что свидетельствует об актуальности смыслов, представленных в каждом из выделенных смысловых компонентов, для данной части испытуемых. 36,3% респондентов обособили в 3-й строке компонент Душа моя полна, в то время как другие 36,3% фиксировали фрагмент Душа моя полна разлукою с тобой как единый смысловой отрезок. 63,6% реципиентов в 3-й строке выделили компонент Дрожа (влияние пунктуационного оформления). В группе А такой вариант ритмического структурирования данной строки фиксирован в анкетах 33,3% испытуемых. Экспериментальные модели мелодической, динамической и темповой структур текста (см. Приложение 3, рис. 6.1.-6.9), построенные по результатам экспериментальных данных, полученных в 3 группах, также демонстрируют значительное сходство. Активность звуковой материи отмечается в одних и тех же фрагментах структуры текста, что свидетельствует о суггестивном воздействии ритмомелодической структуры в процессе восприятия речевого произведения. Цель 2-го вопроса анкеты заключалась в том, чтобы выяснить, осознается ли реципиентами значение ритмической структуры текста при восприятии его смысла. Абсолютное большинство реципиентов всех экспериментальных групп на вопрос о том, способствуют ли восприятию смысла текста его ритмомелодические характеристики, дают положительный ответ. Так, в группе А утвердительно ответили 91,6% испытуемых. Характерно, что большинство реципиентов, отвечая на данный вопрос, фиксирует эмоции (преимущественно негативной модальности), возникшие у них в процессе восприятия экспериментального поэтического текста. Приведем наиболее характерные ответы: "Ритмомелодические характеристики способствуют восприятию смысла текста, ритм наводит на какие-то определенные чувства и эмоции (тоска, печаль, сожаление), этому также способствуют динамические оттенки (НГ и Т), темп (У, М); "Ритмомелодические характеристики способствуют восприятию смысла текста. Это находит отражение прежде всего в эмоциональном плане"; "Темп и динамические оттенки придают особый характер стиху (трагичность)"; "ритм помог определить смысловые отрезки, темп чтения. При чтении возникли чувства грусти, сожаления о недосказанном, утраты, невозможности вернуть время назад"; "ритм придает размеренность, напевность некоторым словам (опорным). Взволнованность передается убыстрением темпа. Понижение интонации выражает горечь чувств, которые испытывает человек. Возникает чувство тихой грусти, тоски, обиды"; "ритм; определяет интонацию стихотворения"; "Автор с помощью мелодики и ритма передает нам. свое душевное состояние при, может быть, невзаимной любви, безответной"^ "мелодика у этого стихотворения спокойная, медленная, что наводит какую-то грусть..."; "С помощью ритма и ритмомелодических характеристик рисуется более яркая картина стихотворения, стихотворение как бы оживает. Эмоциональное восприятие более богатое". В группе Б утвердительный ответ зафиксирован у 81,25% испытуемых, которые отмечают, что "ритм и мелодика много значат для понимания: произведения"; "Текст вызывает немного грустное настроение. Восприятию смысла текста помогло разделение текста на смысловые отрезки, обозначение темпа, расстановка динамических оттенков"; "Этот текст навеял на меня грусть. Пришла осень. Чувствуешь какую-то опустошенность и в природе, и в жизни. Более глубокому восприятию текста способствуют паузы и интонация"; "Мне помогло воспринять текст разделение текста на смысловые части. ...Грустное стихотворение о сложных взаимоотношениях"; "Стихотворение навеяло грусть и чувство разлуки с чем-то важным и значимым, а впереди неопределенность. Восприятию способствует разделение текста на смысловые отрезки и определение темпа"; "Грусть. Тоска. Переживания. Соответствует времени года. На восприятие повлиял ритм и динамические оттенки"; "восприятию текста помогло ритмическое содержание стихотворения (подчеркнуто мной.- М.Ч.) и ассоциации на отдельные слова. Например: нивы желтые — осень, грусть; тишина — покой, одиночество"; "Текст оставил грустное настроение. Помогло восприятию деление на смысловые части и интонация"; "Этот текст навеял на меня грусть и почему-то печальное воспоминание. ...На мой взгляд, восприятию смысла текста способствуют его ритмомелодические характеристики". Наконец, в группе В утвердительный ответ дали 100% реципиентов. Наиболее частые ответы: ритмомелодические характеристики способствуют восприятию текста; "Так воспринимается лучше"; "Ритмомелодические характеристики способствуют лучшему восприятию текста". Две группы испытуемых анализировали поэтический текст "Растворил я окно", уже использовавшийся нами в 1-м эксперименте. Реципиенты этих экспериментальных групп также продемонстрировали существенное сходство восприятия ритмомелодической структуры текста. Частотность выделения смысловых отрезков см. в Приложении 3, с. 253254. Представим инварианты ритмической структуры текста, построенные на основании наиболее часто обособляемых смысловых отрезков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.