![]() |
|
|
Выявление лингвосинэргетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстовВ последнее время все более активизируются исследования звуковой; структуры текста. В русле лингвистического подхода одним из наиболее содержательных, на наш взгляд, является исследование ритма и интонации художественной речи, осуществляемое Н.В. Черемисиной (Черемисина, 1971, 1981, 1989). Традиционно интонация рассматривалась как принадлежность устной, звучащей речи. Исследователем впервые предложено описание многообразных способов фиксации интонации в письменном (художественном) тексте. Исследуя ритмоинтонационную организованность художественной прозы и стиха, Н.В. Черемисина обнаружила формулу ритмической организации русской синтагмы, получившую название ритмической фигуры. Выявлено, что ритмические фигуры регулярно повторяются в художественных текстах, а их границы совпадают с границами синтагм. Структура ритмической фигуры (РФ) определяется ритмической структурой составляющих синтагму слов, в частности - позицией словесного ударения в каждом из соседних фонетических слов. Как полагает исследователь, именно ритмические фигуры определяют организованность так. называемой естественной (неритмизованной) прозы и первичный ритм стиха,, сосуществующий одновременно с метроритмом. Установлено, что типу РФ закономерно соответствует определенное движение мелодики. Акцентируется важная роль ритмических фигур как в определении заданных в тексте пауз, так и в расстановке смысловых ударений, в выявлении направленности движения мелодики, в определении относительных ускорений и замедлений темпа синтагмы, влияющих на осмысление нюансов содержания. Таким образом, ритмическое строение художественной речи, по утверждению Н.В. Черемисиной, является одним из важнейших материальных средств закрепления интонации. Важным для нашего исследования является положение о том, что организованность художественного текста, в том числе его ритмоинтонационная организованность, ориентирована на адекватное восприятие его смысла читателем, то есть читатель способен постичь заданный художником слова интонационно-ритмический строй текста, относительную выделенность (акцентуацию) составляющих его слов, синтагм и фраз, а следовательно, способен воспринять смысл более или менее адекватно авторскому замыслу. Важным представляется также вывод, сделанный исследователем в процессе сопоставительного анализа речи и вокальной музыки, о том, что ритмические фигуры письменного текста задают границы музыкальных мотивов. В психолингвистическом аспекте исследование ритмической организации текста осуществляется В. А. Пищальниковой, рассматривающей поэтический текст "как совокупность составляющих его звуков, (осознанно и неосознанно) структурированных поэтом с учетом их ритмомелодических характеристик (качественных и количественных) для адекватного выражения личностного смысла" (Пищальникова, 1999, с. 87). Как; утверждает исследователь, ритмомелодическая структура является содержательно значимым компонентом поэтического текста, способным і адекватно представлять доминанту личностного смысла. В.В. Налимов, решая проблему континуальности мышления и дискретности языковых значений, полагает, что каждый национальный язык имеет свою особую систему входа в континуальные потоки сознания (Налимов, 1979, с. 219). В этом процессе особую роль, по мнению исследователя, играет ритм, являющийся тем фактором, который помогает преодолеть ограниченность конвенциональных значений языковых знаков. По словам В.В. Налимова, "ритм в поэзии и песнопении — попытка наложить континуальную составляющую на дискретные носители речи" (там же, с. 219). Ритм способствует размытию смысла слов, слиянию их "в непрерывный, внутренне неразрывный - континуальный поток образов" (Дрогалина, Налимов, 1978, с. 293). В этой связи В.А. Пищальникова отмечает, что хотя содержание текста представляет собой континуум смыслов, в этом континууме всегда присутствует доминанта, обусловленная мотивом или целью речевой деятельности, а ритм, как и другие ритмомелодические характеристики, обусловливает понимание художественного текста, представляя доминанту данного континуума: организованная звуковая структура поэтического текста обеспечивает реципиенту эмоциональное вхождение в смысл текста. Вслед за В.А. Пищальниковой, ритмомелодические характеристики художественного текста как его смыслообразующая основа, выполняющая регулятивную функцию и направляющая континуум сознания воспринимающего, рассматриваются Н.Ю. Чернышевой (Чернышева, 1998). Исследование звуковой организации речевого произведения с психолингвистических позиций представляется аргументированным и, несомненно, плодотворным, вместе с тем, оно не дает полного теоретического основания для анализа ритма текста. Нерешенным остается вопрос о том, существуют ли общие закономерности организации ритмомелодической структуры речевого произведения, на какой основе возможна интеграция смыслового и ритмомелодического уровней текста. Более перспективным, на наш взгляд, является рассмотрение данной проблемы с позиций лингвосинергетической парадигмы, в рамках которой речевая деятельность (язык) и текст исследуются как открытые неравновесные нелинейные самоорганизующиеся системы, обладающие способностью обмениваться с окружающей средой энергией, веществом и информацией. При этом фоническая (звуковая) субстанция текста является не чем иным, как веществом, способным воздействовать на процессы восприятия, регулируя протекание смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающего. 1.3 Ритмомелодическая структура текста как компонент синергетического процесса Исследования, проводившиеся в самых различных научных областях в последние годы, позволили осознать, что физическая, социальная и ментальная реальность является нелинейной и сложной. В рамках нового холицистического мировидения окружающая действительность предстает как сложная саморегулирующаяся и самосовершенствующаяся система, состоящая из огромного числа взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем, в основе возникновения и эволюционного развития которых лежат общие фундаментальные законы самоорганизации, функционирующие в качестве природных алгоритмов. Утверждается, что между поведением сложных систем существуют глубинные аналогии, то есть "сложное поведение может быть реализовано на совершенно различных субстратах" (Хакен, 1991, с. 22-23). Характерно, что множество научных направлений, становление которых относится к 60-70 годам 20 века, изучающих самые разнородные явления и использующих разный концептуальный аппарат, исследуют, в сущности, одни и те же процессы самоорганизации. Так, теория автопоэзиса занимается изучением проблемы самоподдержания и сохранения биологических структур; теория фракталов исследует самоподобие (схожесть) элементов системы, проявляющееся в том, что при увеличении или уменьшении масштаба рассмотрения системы оказывается, что она повторяет себя на всех уровнях; целью теории диссипативных структур является исследование спонтанного формирования структур за пределами термодинамического равновесия при помощи процессов диссипации энергии. Таким образом, актуальной в современной науке является проблема поиска закономерностей структурогенеза природных систем, фундаментального принципа, лежащего в основе организации мироздания. Представляется, что именно синергетика как новая система естественнонаучных взглядов, ориентированная на поиск универсальных алгоритмов эволюции и самоорганизации открытых нелинейных систем любого вида, независимо от их конкретной природы, обладает большой объяснительной силой. В противовес господствующей методологической парадигме, основанной на приоритете линейности, стабильности и устойчивости, в синергетике за исходные, базовые понятия принимаются нелинейность, нестабильность и неравновесность. Синергетика предполагает "нелинейное, творческое отношение к миру", где "не субъект дает рецепты и управляет нелинейной ситуацией, а сама нелинейная ситуация, будь то природная, ситуация общения с другим человеком или с самим собой, как-то разрешается и в том числе строит самого субъекта" (Князева, Курдюмов, 1997, с. 71). Отличие процесса самоорганизации от процесса организации состоит в том, что его сущность объясняется природой самой системы,, саморазвитием материи за счет внутренних взаимодействий элементов, а не действием внешних факторов. В синергетическом аспекте материя не является пассивной субстанцией: обладая свойством; спонтанной активности, она способна к самопроизвольному упорядочиванию и образованию структур, причем активность материи связана с неравновесными условиями, ею же и порождаемыми. Систему называют самоорганизующейся, "если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную или функциональную структуру" (Хакен, 1991, с. 28-29). В основе синергетики лежат несколько ключевых положений: 1) исследуемые системы являются открытыми и находятся в условиях, далеких от равновесия; 2) системы состоят из множества сходных или разнородных компонентов, находящихся во взаимодействии друг с другом; 3) эволюционное развитие систем нестабильно, подвержено внутренним и внешним колебаниям; 4) в процессе самоорганизации происходят качественные изменения систем: при переходе на макроуровень они приобретают эмерджентные свойства; 5) в процессе эволюционного развития системы происходит спонтанное образование пространственных, временных или пространственно-временных функциональных структур, которые могут быть упорядоченными или хаотическими. В настоящее время закономерности, открытые синергетикой, применяются при исследовании самых различных явлений природы и мира человека во всех его разнообразных проявлениях. С 1997 года методологические принципы синергетики все более активно распространяются в лингвистике. Теория лингвистической синергетики, научно обосновывающая возможность и необходимость применения синергетической парадигмы к анализу лингвистического объекта, была выдвинута В.А. Пищальниковой (1997) и поддержана И.А. Герман (1999), М.А. Балаш (1999), Е.В. Рыловой (2000). Необходимость пересмотра представлений о природе и структуре лингвистической реальности вызвана противоречием: между онтологией объекта и принципами его описания. Доминирующее представление о языке как статичной инвариантной иерархически организованной системе не может объяснить его сложную и противоречивую природу. Как отмечает В.А. Пищальникова, при системоцентрическом подходе к языку "господствовала уровневая модель языка — стройная, логичная схема иерархически зависимых компонентов. Однако перенесение внимания исследователей на изучение речевых процессов повлекло за собой поиск такой модели языка, которая была бы способна представить потенциальную динамику смысла1 речевого произведения", поскольку "закономерные отношения инвариантных (статичных) компонентов языка...не могут объяснить динамизм языка, его эволюцию" (Пищальникова, 2001, с. 126-127). В то же время, в рамках синергетического подхода возможно создание целостной концепции языка, объединяющей дискретно-структурный и континуально-структурный принципы исследования лингвистического и психолингвистического объекта и позволяющей утверждать, что "свойства языка/речевой деятельности не столько присущи объекту сами по себе, сколько порождены условиями его существования и характером, способом установления этих свойств" (Герман, Пищальникова, 1999, с. 9-10). Теория лингвистической синергетики утверждает, что образ реальности имеет психофизическую природу,-объясняющую принципы взаимодействия познающего субъекта и отражаемых им объектов (материальных и идеальных), при: этом "континуальность мышления и разноприродность реалий действительности позволяют говорить о возможности возникновения систем, генезис которых предполагает принцип самоорганизации" (там же, с. 4). Представление синергетики об аналогии процессов различной природы позволяет совместить в одной модели речемыслительной деятельности психические, физиологические и нейрофизиологические процессы, существующие как единое целое. Речемыслительная деятельность определяется как "лингво- , ментально- и субстанциональное образование" (там же, с. 18) и может быть представлена в виде нелинейной открытой среды, где "границы между субъектом и внешним миром размыты" (Аршинов, Свирский, 1994). С позиций лингвистической синергетики язык, речевая деятельность и текст как ее продукт рассматриваются как неравновесные системы, к которым оказываются применимы параметры описания любого синергетического объекта, такие как открытость, нелинейность и диссипативность. Открытость предполагает возможность обмена с окружающей средой энергией, веществом и информацией, постоянный приток которых поддерживает систему в неравновесном состоянии и является необходимым условием ее динамического развития. Под энергией понимается эмоциональное содержание, под веществом - звуковая материя (фоносемантическое содержание), под информацией — смысловое содержание. Нелинейность означает изменение системы под воздействием множества причин, при этом осуществляется принцип обратной положительной связи, когда последствия способны оказывать влияние на причины, их обусловившие, а причинами могут являться еще не наступившие следствия. Существенно, что в нелинейной среде возможно спонтанное зарождение пространственных и пространственно-временных, структур. Диссипативность определяется как особое динамическое состояние материи, когда неравновесное протекание множества процессов на микроуровне приобретает на макроуровне некоторую интегративную результирующую, "благодаря диссипативности в неравновесных системах могут спонтанно возникать новые типы структур, совершаться переходы от хаоса и беспорядка к порядку и организации, возникать новые динамические состояния материи" (Найдыш, 1999, с. 424-425). Диссипативность проявляется в способности системы "забывать" детали внешних воздействий, в "естественном отборе" среди множества микропроцессов, разрушающем то, что не отвечает общей тенденции: развития, в когерентности (согласованности) микропроцессов, устанавливающей их некий общий темп развития, и др." (там же, с. 425). Речевая деятельность исследуется как принципиально нестабильная диссипативная система, эволюционирующая под воздействием флуктуации элементов, текст же (речевое произведение) представляет собой временное состояние относительной устойчивости системы. Нелинейность речевой деятельности предполагает принципиальную непредсказуемость эволюции, множественность качественно различных путей ее развертывания (порождения). Необратимость и многовариантность развития системы обусловлены возможностью изменения под воздействием множества причин. Таким образом, нелинейная среда, под которой в лингвосинергетике понимается концептуальная система, выступает как поле возможных путей эволюции. В то же время известно, что существует набор эволюционных запретов, накладывающихся на несвойственные системе пути развития, поэтому в данной конкретной среде возможны не любые, а лишь определенные структуры. Утверждается, что нелинейная среда "потенциально содержит в себе различные типы локализации процессов (различные типы структур)" (Князева, 2000, с. 245). Следовательно, в данной нелинейной среде может быть реализован не любой путь эволюции, а только определенный набор эволюционных путей, предзаданный спектром будущих возможных структур. По словам Е.Н. Князевой, "будущее открыто в виде спектра преддетерминированных возможностей" и способно оказьюать влияние на текущее развитие системы: "в некотором смысле оно (будущее. — М.Ч.) существует в настоящем" (Князева, 2000, с. 246). Это положение теории самоорганизации представляется принципиально важным, поскольку позволяет предположить, что нелинейная среда является носителем различных форм будущей организации речевого произведения (текста). Данные структуры, представляющие собой.: относительно устойчивые макросостояния, служат аттракторами эволюции самоорганизующейся системы. Под аттракторами (от англ. to attract — притягивать) понимают "реальные структуры в пространстве и времени, на которые выходят процессы самоорганизации в открытых нелинейных средах. Структуры-аттракторы выглядят, как цели эволюции...в качестве таких целей могут выступать как хаотические состояния, так и различные типы структур, имеющих симметричную, правильную архитектуру и возбуждаемых в среде в некотором смысле резонансно" (Князева, Курдюмов, 1997, с. 39). Необходимо отметить, что предзаданность структур-аттракторов как будущих состояний системы является характерной чертой процессов самоорганизации и существенно ограничивает множественность путей эволюции системы. Все внешние воздействия учитываются системой только в применении к этим возможным структурам, то есть производится селективный отбор компонентов, способных стать составляющими будущей структуры. Аттракторы определяют динамику системы, обусловливают наиболее оптимальный режим ее эволюции. Как утверждает теория самоорганизации, в случае определения возможных путей развития (спектра структур-аттракторов) возможно не только моделирование развивающейся сложной системы, но даже управление ее развитием. При этом необходимо учитывать, что нелинейные системы избирательно реагируют на внешние воздействия: малые причины могут приводить к большим следствиям, а сильные воздействия на систему могут вызывать лишь незначительные отклонения в ее функционировании. Определяющим фактором здесь служит не интенсивность воздействия, а степень его соответствия внутренним тенденциям развития системы, поскольку подобные системы чрезвычайно чувствительны к слабым, но правильно организованным резонансным возмущениям. Таким образом, непропорциональность ответных реакций системы на внешние воздействия, с одной стороны, делает ее очень устойчивой к сильным неблагоприятным воздействиям, а с другой стороны — необычайно чувствительной к незначительным колебаниям состояния нелинейной среды. Для образования сложной системы необходимым условием является наличие некоторой совокупности элементов, генерирующей целостность объекта. Так, в физиологии А.А. Ухтомский сформулировал принцип доминанты, согласно которому временно •■ господствующий рефлекс определяет поведение всего организма (Ухтомский, 1966). В теории рекуррентности, предложенной А.В. Клименко и описывающей общие закономерности функционирования и внутреннего устройства всех естественных объектов природы, актуализируется понятие эгокрейта сообщества как особой совокупности элементов, которая "прямо или опосредствованно участвует в родственном обмене со всеми остальными элементами сообщества и, вследствие этого,- может упорядочить их функционирование, что и создает феномен целостности и персональности, то есть эгоидности: сообщества" (Клименко, 1994, с. 51). В синергетике Г. Хакен развивает концепцию параметров порядка, то есть основных ключевых переменных, которые подчиняют себе все остальные степени свободы системы, находящейся в неустойчивом состоянии (Хакен, 1980). Кроме того, в теории самоорганизации существует понятие креативного аттрактора, определяемого как та область объекта, "где в наибольшей степени сосредоточено "творческое" начало, порождающее, концентрирующее в себе разнонаправленные смыслы, эффективные для интерпретации целого" (Москальчук, 1998, с. 150). С психолингвистических позиций креативный аттрактор соотнесен В .А. Пищальниковой с доминантным личностным смыслом речевого произведения, регулирующим; и синхронизирующим связи между симметричными и асимметричными компонентами текста (Герман, Пищальникова, 1999, с. 54). Синхронизирующая функция креативного аттрактора (доминантного смысла) выявляется в том, что "часть текстовых компонентов оказывается репрезентантом той или иной части содержания аттрактора, то есть лингвистическая единица в тексте релевантна лишь как носитель кванта смысла креативного аттрактора, поэтому ее системные языковые свойства могут быть не просто неактуальными, но и модифицированными, нарушенными, разрушенными" (Пищальникова, 1998, с. 9). Креативный аттрактор характеризуется как "зона гармонизации симметрии и асимметрии, организации и самоорганизации текста, зона притяжения всех элементов текста, позволяющая ему существовать как целому, одновременно допуская возможность его пребывания в состоянии относительной стабильности и перехода к иному состоянию. Креативный аттрактор, с одной стороны, задает "путь" восприятия текста, сужает его, с другой - позволяет привлекать к его интерпретации практически неограниченное количество смысловых элементов, как-либо связанных с доминантным смыслом" (Герман, Пищальникова, 1999, с. 55). В процессе самоорганизации система текста стремится уменьшить энтропию смысла, выйти на креативный аттрактор, "попадая в поле действия которого смысловые элементы довольно жестко выстраиваются в определенном порядке" (там же, с. 59). Акцентируется функциональность креативного аттрактора, выражающаяся в том, что языковые элементы являются его компонентами непостоянно. Исследование любого объекта или явления с позиций синергетики актуализирует его процессуалъностъ, нестабильность. Акцентируется не бытие объекта, а его становление. Так, отмечается, что "главная форма бытия — не ставшее, а становящееся, не покой, а движение, не завершенные, вечные, устойчиво-целостные формы, а переходные, промежуточные, временные, эфемерно-дробные образования (курсив мой.- М.Ч.)" (Аршинов, Войцехович, 2000, с. 113). В этом аспекте любое языковое/речевое явление рассматривается как отдельная процессуальная стадия его эволюции. С этой точки зрения структура текста представляет собой временно организованный участок нелинейной среды, локализованный в определенной ее области процесс, обладающий способностью перемещаться в среде, перестраиваться в ней. По справедливому замечанию В.Б. Шкловского, структура,— это "выделенная часть движения; движение — изменение состояний — переключает структуры" (Шкловский, 1983, с. 305). В свое время на динамичность и процессуальность формы поэтического произведения указывал Ю.Н. Тынянов,. подчеркивая, что "ощущение формы...есть всегда ощущение протекания (курсив мой.- М.Ч.)" (Тынянов, 1965, с. 28). Роль каждого элемента формы при этом функциональна и изменяется в зависимости от общей динамики произведения. Единство произведения представляет собой развертывающуюся во времени динамическую целостность, между элементами которой, по словам исследователя, "нет статического знака равенства и сложения, но всегда есть динамический знак соотносительности и интеграции" (там же). Ю.Н. Тынянов акцентирует мысль о том, что "форма литературного произведения должна быть осознана как динамическая" (там же). Для нас важны два положения: о динамическом развертывании поэтического произведения, а также о том, что форма образуется не в результате механического соединения элементов, а в процессе их динамического взаимодействия, интеграции. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |