реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Выявление лингвосинэргетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстов

В тексте как синергетическом объекте структура является элементом содержания. Это возможно в силу синхронизирующего воздействия креативного аттрактора (эмоционально-смысловой доминанты), под влиянием которого смысловая: и "формальная" стороны речевого произведения интегрируются в эволюционирующую целостность. В ходе ряда экспериментов доказано, что ритмомелодическая структура отражает динамику процесса смыслообразования, коррелирует с ней. Следовательно, ритмомелодическая структура текста является его содержательным компонентом и относится к уровню глубинных, а не поверхностных структур, как это традиционно считается.

Звуковая материя текста, организованная изоморфно смыслу, способна регулировать процесс смыслопорождения. Ритмомелодическая структура текста, эксплицируя вероятную совокупность путей развертывания процесса смыслопорождения, является в то же время фактором, регулирующим протекание этого процесса в концептуальной системе воспринимающего. Научная достоверность описываемых в работе фактов подтверждается практически, — в серии экспериментов и теоретически — соотнесением с результатами психологических, психолингвистических, нейрофизиологических, физиологических и лингвосинергетических исследований.

В ходе экспериментального исследования по восприятию реципиентами ритмомелодической структуры текста было подтверждено предположение о том, что ри™омелодическая структура играет ведущую роль в формировании направления процесса смыслопорождения, как бы программируя его результат. Возникая в процессе когерентных взаимодействий ее стабильных и нестабильных компонентов, ритмомелодическая структура определяет упорядоченную во времени и пространстве последовательность и интенсивность воздействий на концептуальную систему реципиента в процессе восприятия речевого произведения. Под воздействием квантов энергии, вещества и информации, поступающих из внешней среды, данной как текста, концептуальная система настраивается на ритм внешних воздействий, обретая новый; режим функционирования. Таким образом, в процессе восприятия і текста: его ритмомелодическая структура неосознаваемо (для реципиента) направляет процесс смыслопорождения. Это возможно потому, что сходные в ритмомелодическом отношении участки структуры способны выявлять интегративный признак, связьгоающий смыслы в единую функциональную систему. Так, под регулирующим воздействием ритмомелодической структуры речевого произведения концептуальная система реципиента выходит на ведущий аттрактор — доминантный смысл текста..

Вместе с тем, была выявлена универсальность восприятия испытуемыми ритмомелодической организации текстов разных знаковых систем. При сопоставлении экспериментальных данных по восприятию ритмомелодической структуры поэтического и музыкального текстов было обнаружено существование общих закономерностей функционирования ритмомелодических характеристик сопоставляемых видов текста, что, на наш взгляд, свидетельствует о единстве ритма на вербальном и музыкальном уровнях. Таким образом, в основе организации ритмической структуры лежат одни и те же фундаментальные принципы, которым подчиняется звуковая материя в своем функционировании. Единство ритма предполагает наличие определенных когнитивных структур, которые устойчиво соотносят вербальные и музыкальные структуры.

Существенно сходный характер воздействия ритмомелодической структуры вербального и музыкального текстов на эмоциональную сферу воспринимающих, выявленный в эксперименте, позволяет говорить о том, что ритмомелодическая структура текста, во-первых, фиксирует определенное эмоциональное состояние продуцента речевого произведения, во-вторых, она способна формировать эмоциональную доминанту, с опорой на которую происходит понимание доминантного смысла текста в процессе рецепции. Иными словами, ритмомелодическая структура, коррелирующая с эмоциональной и смысловой структурой текста, задает путь процесса смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающего.

Выводы, полученные в результате теоретического и экспериментального исследования ритмомелодической структуры текста, могут стать одним из оснований теории, исследующей роль эмоций в процессах порождения и восприятия речи. Интересным представляется изучение суггестивных свойств речи (текста), где ритмомелодическая организация выступает как один из эффективных способов воздействия и коррекции эмоционального состояния индивида. Для этого необходимо более детальное экспериментальное исследование всех динамических характеристик в их взаимодействии и создание более адекватной модели процессов ритмической самоорганизации текста.



Библиографический список


1.           Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы). М: Сов. Россия, 1977.256 с.

2.           Алякринский Б.С. Адаптация в аспекте биоритмологии // Проблемы временной организации живых систем. М.: Наука, 1979. С. 8-36.

3.           Алякринский Б.С, Степанова СИ. По закону ритма. М.: Наука, 1985.176 с.

4.           Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество. Л., 1983. С 259-279

5.           Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Анохин П.К. Избр. труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978

6.           Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.448 с.

7.           Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. 196 с.

8.           Анохин П.К. Электроэнцефалографический анализ корково-подкорковых соотношений при положительных и отрицательных условных реакциях // Высшая нервная деятельность. - Тр. конф., посвященной И.П.Павлову в США. М.: Медицина, 1963

9.           Анохин П.К. Эмоции// Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 181-187.

10.      Антипова A.M. Основные проблемы в изучении речевого ритма // Вопросы языкознания. 1990. №5. С. 124-134.

11.      Арановский М.Г. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора// Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т.2. Тбилиси: Мецниереба, 1978

12.      Арнаудов М. Психология литературного творчества. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1970. 654 с.

13.      Аршинов В.И., Войцехович В.Э. Синергетическое знание: между сетью и принципами // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 107-120.

14.      Аршинов В.И., Свирский Я.И. Синергетическое движение в языке // Самоорганизация в науке. Опыт философского осмысления М.: Ин-т философии РАН, 1994. С 33-47.

15.      Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.376 с.

16.      Асмолов А.Г Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.150 с.

17.      Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1989.216 с.

18.      Балаш М.А. Фоносемантическая структура текста как фактор его понимания (экспериментальное исследование): Дисс.канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 1999.160 с.

19.      Барьппникова К.К. О ритме диалогической речи // Экспериментальная фонетика. Минск, 1971. Вып. 3

20.      Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. литература, 1975. 504 с.

21.      Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.424 с.

22.      Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.

23.      Беляева-Экземплярская С. Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. С. 303-329.

24.      Белянин В.П. Введение в психолингвистику. М.: ЧеРо, 1999. 128 с.

25.      Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988. 120 с.

26.      Бескадаров А.В., Галунов В.И. Анализ вариативности мелодических контуров речи // Речь, эмоции и личность. Л.:Наука, 1978. С. 49-52.

27.      Бехтерева Н.П., Бундзен П.В., Гоголицьш Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. М.: Наука, 1977.165 с.

28.      Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1974. 152 с.

29.      Блехман И.И. Синхронизация в природе и технике. М.: Наука, 1981.352 с.

30.      Блехман И.И. Синхронизация динамических систем. М.: Наука, 1971. 896 с.

31.      Блохина Л.П., Потапова Р.К. Просодические характеристики речи. М., 1970

32.      Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.200 с.

33.      Боллинждер Д. Интонация как универсалия // Принципы типологического анализа языков различного строя. М., 1972

34.      Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. 152 с.

35.      Бондарко М.В., Вербицкая Л.А., Игнаткина Л.В. и др. О фонетических коррелятах различной степени выразительности и эмоциональности речи // Речь и эмоции. Л.: Наука, 1975. С. 84-90.

36.      Бонда СМ. О ритме // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1977. С. 100-129.

37.      Борев Ю.Б. Эстетика: В 2-х т. Смоленск: Русич, 1997.

38.      Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика. М.: Наука, 1980. Т. 1. С. 96122.

39.      Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.:Высш. школа, 1970. 208 с.

40.      Бураго СБ. Музыка поэтической речи. Киев: Дніпро, 1986. 181 с.

41.      Буткевич О.В. Красота: Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 1983. 440 с.

42.      Вайман СТ. Гармонии таинственная власть. Об органической поэтике. М.: Сов. писатель, 1989. 368 с.

43.      Валери П. Поэзия и абстрактная мысль// Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. С. 313-338.

44.      Валуева М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма. М.: Наука, 1967. 95 с.

45.      Валянский СИ., Илларионов СВ. Физические основы самоорганизации // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994. С. 306-325.

46.      Ванслов В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1956. 372 с.

47.      Васадзе А.Г. Художественное чувство как переживание созревшей установки// Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т.2. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 512-517.

48.      Васильев И.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1979. С 55-62.

49.      Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев: Наукова думка, 1988.237 с.

50.      Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. 4.1. Ритмика. М.: Музыка, 1972. 150 с.

51.      Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. 4.2. Интонация. Ч.З. Композиция. М.: Музыка, 1978.368 с.

52.     Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М.: Молодая Гвардия, 1999.240 с.

53.     Веренинова Ж.Б. К трактовке понятия "интонация" в работах отечественных и зарубежных фонетистов // Филол. науки. 1994. №5-6. С. 84-88

54.     Верли М. Общее литературоведение. М.: Изд. иностр. лит., 1957.243 с.

55.     Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 3-28.

56.     Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.288 с.

57.     Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 144 с.

58.     Виноградов Ю.Е. Влияние аффективных следов на структуру мыслительной деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 50-55.

59.     Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации // Вопросы психологии. 1965. №3. С. 89-102.

60.     Возовик Ю.И. О повторяемости событий в процессе развития ландшафтов во времени //Ритмы и цикличность в природе. М.: Мысль, 1970. С. 3-14.

61.     Волкова Е.В. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы) // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 73-85.

62.     Волынкина Г.Ю., Замаховер Ш.М., Тимофеева А.Н. Электромиографическое исследование эмоциональных состояний // Вопросы психологии. 1971. №4. С. 4959

63.     Волынкина Г.Ю., Суворов Н.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. Л.: Наука, 1981.160 с.

64.     Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по вниманию. М.: Изд-во МГУ, 1976

65.     Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 520 с.

66.     Выготский Л.С. О влиянии речевого ритма на дыхание // Проблемы современной психологии. Л., 1962

67.     Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998. 480 с.

68.     Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т.6. С. 92-318.

69.      Галунов В.И., Манеров В.Х. Характеристики речевого сигнала как индикатор эмоционального состояния оператора // Проблемы инженерной психологии и эргономики. Ярославль, 1974. Вып. 3

70.      Галунов В.И., Коваль СЛ., Тампель И.Б. Влияние индивидуальных и эмоциональных изменений параметров артикуляторного тракта на характеристики речевого сигнала // Речь, эмоции и личность. Л.: Наука, 1978. С. 83-90.

71.      Гачев Г.Д. Развитие образного сознания в литературе// Теория литературы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С 186-311.

72.      Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт. Т. 2. М.: Искусство, 1969.326 с.

73.      Гельгорн Э., Луфбарроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966.

74.      Герман И.А., Пищальникова В.А. Введение в лингвосинергетику. Барнаул: Изд-во АГУ,1999.130 с.

75.      Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М.: Высш. школа, 199L 160 с.

76.      Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М.: Сов. писатель, 1982.368 с.

77.      Голосовкер Я.Э. Имагинативная эстетика// Символ. М., 1994. №29. С.73-127.

78.      Голсуорси Дж. Туманные мысли об искусстве // Голсуорси Дж. Собр. Соч. в 16-ти т. Т. 16. М.: Правда, 1962

79.      Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М.: Наука, 1973. 276с.

80.      Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1986. 104 с.

81.      Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1997.224 с.

82.      Готт B.C. Философские вопросы современной физики. М.: Высш. шк., 1988,343 с.

83.      Гридин В.П. Психолингвистические функции эмоционально-экспрессивной лексики: Автореф. дисс.канд. филол. наук. М., 1976.23 с.

84.      Гридин' В.Н. Семантика эмоционально-экспрессивных: средств языка // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М.: Наука, 1991. С. 113-119.

85.      Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука, 1980. 181 с.

86.      Гусельников В.И., Ступин Я. Ритмическая активность головного мозга. М., 1968

87.      Дорфман Я.Г., Сергеев В.М. Морфогенез и скрытая смысловая структура текстов// Вопросы кибернетики. Логика рассуждений и ее моделирование. М.: ВИНИТИ, 1983. С 137-147.

88.     Дрогалина Ж.А., Налимов В.В. Семантика ритма: ритм как непосредственное вхождение в континуальный поток образов // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т.З. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 293-301.

89.     Дуранин В.Е., Карпов О.Н., Носенко Э.Л., Чугай А.А. О диагностической ценности сигнала частотной модуляции основного тона голоса для организации контроля за состоянием человека-оператора // Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора. М.: Наука, 1984. С. 44-45.

90.     Ермолаев Б.В. Моторный аккомпанемент поэтического творчества // Психол. журнал. 1995. Т. 16. №5. С. 59-66.

91.     Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. 370 с.

92.     Жирмунский В.М. К вопросу о стихотворном ритме // Историко-филологические исследования. М.: Наука, 1974. С. 27-37.

93.     Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 408 с.

94.     Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Сов. Писатель, 1975. 664 с.

95.     Задоенко Т.П. Ритмическая организация потока китайской речи. М.: Наука, 1980. 268 с.

96.     Зелинский Ф. Ритмика и психология художественной речи. Петроград: Мысль. 1922. №2.

97.     Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М.: Высшая школа, 1979. 312с.

98.     Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. с англ.. СПб: Изд-во "Питер", 2000. 464 с.

99.     Изард К.Э. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 440 с.

100.Ингве В. Гипотеза глубины // Новое в лингвистике. Вып. 4. М., 1965. С. 126-127.

101.Интонация. Киев: Вища школа, 1978.240 с.

102.Как мы пишем. М.: Книга, 1989. 208 с.


103.Калачева СВ. Стих и ритм (О закономерностях стихосложения). М.: Знание, 1978. 96 с.

104.Калачева СВ. Эволюция русского стиха. М.: Изд-во МПС, 1986.264 с.

105.  Капица СП., Курдюмов СЛ., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997.285 с.

106.  Кинцель А.В. Экспериментальное исследование эмоционально-смысловой - доминанты как текстообразующего фактора. Дисс... канд. филол. наук.

Барнаул,1998. 177 с.

107.Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.,1983.

108.Клименко А.В. Основы естественного интеллекта. Рекуррентная теория самоорганизации. Версия 3. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1994. 304 с.

109.Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре 7/ Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 243-261.

ПО. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. №3. С. 62-79.

111.Князева Е.Н., Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994.

112.Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным // Вопросы философии. 1992. №12. С. 3-20.

113.Ковалев A.M. Изменяющийся и самоорганизующийся мир. Т.2. Идеи, размышления, гипотезы. М., 1999. 435 с.

114.Колмогоров А.Н. К изучению ритмики Маяковского // Вопр. языкознания. 1963. №4. С. 64-71

115.Колымба С.Н., Нушикян Э.А., Пирогова А.А. Акустические корреляты эмоционально окрашенных фраз, выражающих зону гнева, одобрения, иронии в современном английском языке // Речь и эмоции. Л.: Наука, 1975. С. 95-100.

116.К.Р. (Константин Романов) Избранное: Стихотворения, переводы, драма. М.: Сов. Россия, 1991.336 с.

117.Красиков Ю.В. Алгоритмы порождения речи. Орджоникидзе: Изд-во "ИР", 1990. 240 с.

118.Криндач В.П. Симметрия и вероятность // Принцип симметрии. Историко-методологические проблемы. М.: Наука, 1978. С. 256-267.

119.Крюковский НИ. Кибернетика и законы красоты. Минск: Изд-во БГУ, 1977.256с.

120.Курдюмов СП., Князева Е.Н. У истоков синергетического видения мира // Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления. М.: Ин-т философии РАН, 1994. С. 162-186.

121.Леннеберг Э. Биологические основы языка // Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии. Барнаул: Изд-во АТУ, 2001. С. 126-133

122.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.288 с.

123.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.214 с.

124.Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.304 с.

125.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х тт. М.: Педагогика, 1983.

126.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 171-180.

127.Линдсли Д.Б. Эмоции // Экспериментальная психология. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. С. 629-684.

128.Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. 374 с.

129.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 272 с.

130.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. С.-Петербург: Искусство-СПб, 1999. 848 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.