![]() |
|
|
Выявление лингвосинэргетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстовВ тексте как синергетическом объекте структура является элементом содержания. Это возможно в силу синхронизирующего воздействия креативного аттрактора (эмоционально-смысловой доминанты), под влиянием которого смысловая: и "формальная" стороны речевого произведения интегрируются в эволюционирующую целостность. В ходе ряда экспериментов доказано, что ритмомелодическая структура отражает динамику процесса смыслообразования, коррелирует с ней. Следовательно, ритмомелодическая структура текста является его содержательным компонентом и относится к уровню глубинных, а не поверхностных структур, как это традиционно считается. Звуковая материя текста, организованная изоморфно смыслу, способна регулировать процесс смыслопорождения. Ритмомелодическая структура текста, эксплицируя вероятную совокупность путей развертывания процесса смыслопорождения, является в то же время фактором, регулирующим протекание этого процесса в концептуальной системе воспринимающего. Научная достоверность описываемых в работе фактов подтверждается практически, — в серии экспериментов и теоретически — соотнесением с результатами психологических, психолингвистических, нейрофизиологических, физиологических и лингвосинергетических исследований. В ходе экспериментального исследования по восприятию реципиентами ритмомелодической структуры текста было подтверждено предположение о том, что ри™омелодическая структура играет ведущую роль в формировании направления процесса смыслопорождения, как бы программируя его результат. Возникая в процессе когерентных взаимодействий ее стабильных и нестабильных компонентов, ритмомелодическая структура определяет упорядоченную во времени и пространстве последовательность и интенсивность воздействий на концептуальную систему реципиента в процессе восприятия речевого произведения. Под воздействием квантов энергии, вещества и информации, поступающих из внешней среды, данной как текста, концептуальная система настраивается на ритм внешних воздействий, обретая новый; режим функционирования. Таким образом, в процессе восприятия і текста: его ритмомелодическая структура неосознаваемо (для реципиента) направляет процесс смыслопорождения. Это возможно потому, что сходные в ритмомелодическом отношении участки структуры способны выявлять интегративный признак, связьгоающий смыслы в единую функциональную систему. Так, под регулирующим воздействием ритмомелодической структуры речевого произведения концептуальная система реципиента выходит на ведущий аттрактор — доминантный смысл текста.. Вместе с тем, была выявлена универсальность восприятия испытуемыми ритмомелодической организации текстов разных знаковых систем. При сопоставлении экспериментальных данных по восприятию ритмомелодической структуры поэтического и музыкального текстов было обнаружено существование общих закономерностей функционирования ритмомелодических характеристик сопоставляемых видов текста, что, на наш взгляд, свидетельствует о единстве ритма на вербальном и музыкальном уровнях. Таким образом, в основе организации ритмической структуры лежат одни и те же фундаментальные принципы, которым подчиняется звуковая материя в своем функционировании. Единство ритма предполагает наличие определенных когнитивных структур, которые устойчиво соотносят вербальные и музыкальные структуры. Существенно сходный характер воздействия ритмомелодической структуры вербального и музыкального текстов на эмоциональную сферу воспринимающих, выявленный в эксперименте, позволяет говорить о том, что ритмомелодическая структура текста, во-первых, фиксирует определенное эмоциональное состояние продуцента речевого произведения, во-вторых, она способна формировать эмоциональную доминанту, с опорой на которую происходит понимание доминантного смысла текста в процессе рецепции. Иными словами, ритмомелодическая структура, коррелирующая с эмоциональной и смысловой структурой текста, задает путь процесса смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающего. Выводы, полученные в результате теоретического и экспериментального исследования ритмомелодической структуры текста, могут стать одним из оснований теории, исследующей роль эмоций в процессах порождения и восприятия речи. Интересным представляется изучение суггестивных свойств речи (текста), где ритмомелодическая организация выступает как один из эффективных способов воздействия и коррекции эмоционального состояния индивида. Для этого необходимо более детальное экспериментальное исследование всех динамических характеристик в их взаимодействии и создание более адекватной модели процессов ритмической самоорганизации текста. Библиографический список 1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы). М: Сов. Россия, 1977.256 с. 2. Алякринский Б.С. Адаптация в аспекте биоритмологии // Проблемы временной организации живых систем. М.: Наука, 1979. С. 8-36. 3. Алякринский Б.С, Степанова СИ. По закону ритма. М.: Наука, 1985.176 с. 4. Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество. Л., 1983. С 259-279 5. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Анохин П.К. Избр. труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978 6. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.448 с. 7. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. 196 с. 8. Анохин П.К. Электроэнцефалографический анализ корково-подкорковых соотношений при положительных и отрицательных условных реакциях // Высшая нервная деятельность. - Тр. конф., посвященной И.П.Павлову в США. М.: Медицина, 1963 9. Анохин П.К. Эмоции// Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 181-187. 10. Антипова A.M. Основные проблемы в изучении речевого ритма // Вопросы языкознания. 1990. №5. С. 124-134. 11. Арановский М.Г. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора// Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т.2. Тбилиси: Мецниереба, 1978 12. Арнаудов М. Психология литературного творчества. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1970. 654 с. 13. Аршинов В.И., Войцехович В.Э. Синергетическое знание: между сетью и принципами // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 107-120. 14. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Синергетическое движение в языке // Самоорганизация в науке. Опыт философского осмысления М.: Ин-т философии РАН, 1994. С 33-47. 15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.376 с. 16. Асмолов А.Г Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.150 с. 17. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1989.216 с. 18. Балаш М.А. Фоносемантическая структура текста как фактор его понимания (экспериментальное исследование): Дисс.канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 1999.160 с. 19. Барьппникова К.К. О ритме диалогической речи // Экспериментальная фонетика. Минск, 1971. Вып. 3 20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. литература, 1975. 504 с. 21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.424 с. 22. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с. 23. Беляева-Экземплярская С. Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. С. 303-329. 24. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. М.: ЧеРо, 1999. 128 с. 25. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988. 120 с. 26. Бескадаров А.В., Галунов В.И. Анализ вариативности мелодических контуров речи // Речь, эмоции и личность. Л.:Наука, 1978. С. 49-52. 27. Бехтерева Н.П., Бундзен П.В., Гоголицьш Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. М.: Наука, 1977.165 с. 28. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1974. 152 с. 29. Блехман И.И. Синхронизация в природе и технике. М.: Наука, 1981.352 с. 30. Блехман И.И. Синхронизация динамических систем. М.: Наука, 1971. 896 с. 31. Блохина Л.П., Потапова Р.К. Просодические характеристики речи. М., 1970 32. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.200 с. 33. Боллинждер Д. Интонация как универсалия // Принципы типологического анализа языков различного строя. М., 1972 34. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. 152 с. 35. Бондарко М.В., Вербицкая Л.А., Игнаткина Л.В. и др. О фонетических коррелятах различной степени выразительности и эмоциональности речи // Речь и эмоции. Л.: Наука, 1975. С. 84-90. 36. Бонда СМ. О ритме // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1977. С. 100-129. 37. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2-х т. Смоленск: Русич, 1997. 38. Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика. М.: Наука, 1980. Т. 1. С. 96122. 39. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.:Высш. школа, 1970. 208 с. 40. Бураго СБ. Музыка поэтической речи. Киев: Дніпро, 1986. 181 с. 41. Буткевич О.В. Красота: Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 1983. 440 с. 42. Вайман СТ. Гармонии таинственная власть. Об органической поэтике. М.: Сов. писатель, 1989. 368 с. 43. Валери П. Поэзия и абстрактная мысль// Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. С. 313-338. 44. Валуева М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма. М.: Наука, 1967. 95 с. 45. Валянский СИ., Илларионов СВ. Физические основы самоорганизации // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994. С. 306-325. 46. Ванслов В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1956. 372 с. 47. Васадзе А.Г. Художественное чувство как переживание созревшей установки// Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т.2. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 512-517. 48. Васильев И.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1979. С 55-62. 49. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев: Наукова думка, 1988.237 с. 50. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. 4.1. Ритмика. М.: Музыка, 1972. 150 с. 51. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. 4.2. Интонация. Ч.З. Композиция. М.: Музыка, 1978.368 с. 52. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М.: Молодая Гвардия, 1999.240 с. 53. Веренинова Ж.Б. К трактовке понятия "интонация" в работах отечественных и зарубежных фонетистов // Филол. науки. 1994. №5-6. С. 84-88 54. Верли М. Общее литературоведение. М.: Изд. иностр. лит., 1957.243 с. 55. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 3-28. 56. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.288 с. 57. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 144 с. 58. Виноградов Ю.Е. Влияние аффективных следов на структуру мыслительной деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 50-55. 59. Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации // Вопросы психологии. 1965. №3. С. 89-102. 60. Возовик Ю.И. О повторяемости событий в процессе развития ландшафтов во времени //Ритмы и цикличность в природе. М.: Мысль, 1970. С. 3-14. 61. Волкова Е.В. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы) // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 73-85. 62. Волынкина Г.Ю., Замаховер Ш.М., Тимофеева А.Н. Электромиографическое исследование эмоциональных состояний // Вопросы психологии. 1971. №4. С. 4959 63. Волынкина Г.Ю., Суворов Н.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. Л.: Наука, 1981.160 с. 64. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по вниманию. М.: Изд-во МГУ, 1976 65. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 520 с. 66. Выготский Л.С. О влиянии речевого ритма на дыхание // Проблемы современной психологии. Л., 1962 67. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998. 480 с. 68. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т.6. С. 92-318. 69. Галунов В.И., Манеров В.Х. Характеристики речевого сигнала как индикатор эмоционального состояния оператора // Проблемы инженерной психологии и эргономики. Ярославль, 1974. Вып. 3 70. Галунов В.И., Коваль СЛ., Тампель И.Б. Влияние индивидуальных и эмоциональных изменений параметров артикуляторного тракта на характеристики речевого сигнала // Речь, эмоции и личность. Л.: Наука, 1978. С. 83-90. 71. Гачев Г.Д. Развитие образного сознания в литературе// Теория литературы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С 186-311. 72. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт. Т. 2. М.: Искусство, 1969.326 с. 73. Гельгорн Э., Луфбарроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966. 74. Герман И.А., Пищальникова В.А. Введение в лингвосинергетику. Барнаул: Изд-во АГУ,1999.130 с. 75. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М.: Высш. школа, 199L 160 с. 76. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М.: Сов. писатель, 1982.368 с. 77. Голосовкер Я.Э. Имагинативная эстетика// Символ. М., 1994. №29. С.73-127. 78. Голсуорси Дж. Туманные мысли об искусстве // Голсуорси Дж. Собр. Соч. в 16-ти т. Т. 16. М.: Правда, 1962 79. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М.: Наука, 1973. 276с. 80. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1986. 104 с. 81. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1997.224 с. 82. Готт B.C. Философские вопросы современной физики. М.: Высш. шк., 1988,343 с. 83. Гридин В.П. Психолингвистические функции эмоционально-экспрессивной лексики: Автореф. дисс.канд. филол. наук. М., 1976.23 с. 84. Гридин' В.Н. Семантика эмоционально-экспрессивных: средств языка // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М.: Наука, 1991. С. 113-119. 85. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука, 1980. 181 с. 86. Гусельников В.И., Ступин Я. Ритмическая активность головного мозга. М., 1968 87. Дорфман Я.Г., Сергеев В.М. Морфогенез и скрытая смысловая структура текстов// Вопросы кибернетики. Логика рассуждений и ее моделирование. М.: ВИНИТИ, 1983. С 137-147. 88. Дрогалина Ж.А., Налимов В.В. Семантика ритма: ритм как непосредственное вхождение в континуальный поток образов // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т.З. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 293-301. 89. Дуранин В.Е., Карпов О.Н., Носенко Э.Л., Чугай А.А. О диагностической ценности сигнала частотной модуляции основного тона голоса для организации контроля за состоянием человека-оператора // Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора. М.: Наука, 1984. С. 44-45. 90. Ермолаев Б.В. Моторный аккомпанемент поэтического творчества // Психол. журнал. 1995. Т. 16. №5. С. 59-66. 91. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. 370 с. 92. Жирмунский В.М. К вопросу о стихотворном ритме // Историко-филологические исследования. М.: Наука, 1974. С. 27-37. 93. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 408 с. 94. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Сов. Писатель, 1975. 664 с. 95. Задоенко Т.П. Ритмическая организация потока китайской речи. М.: Наука, 1980. 268 с. 96. Зелинский Ф. Ритмика и психология художественной речи. Петроград: Мысль. 1922. №2. 97. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М.: Высшая школа, 1979. 312с. 98. Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. с англ.. СПб: Изд-во "Питер", 2000. 464 с. 99. Изард К.Э. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 440 с. 100.Ингве В. Гипотеза глубины // Новое в лингвистике. Вып. 4. М., 1965. С. 126-127. 101.Интонация. Киев: Вища школа, 1978.240 с. 102.Как мы пишем. М.: Книга, 1989. 208 с. 103.Калачева СВ. Стих и ритм (О закономерностях стихосложения). М.: Знание, 1978. 96 с. 104.Калачева СВ. Эволюция русского стиха. М.: Изд-во МПС, 1986.264 с. 105. Капица СП., Курдюмов СЛ., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997.285 с. 106. Кинцель А.В. Экспериментальное исследование эмоционально-смысловой - доминанты как текстообразующего фактора. Дисс... канд. филол. наук. Барнаул,1998. 177 с. 107.Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.,1983. 108.Клименко А.В. Основы естественного интеллекта. Рекуррентная теория самоорганизации. Версия 3. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1994. 304 с. 109.Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре 7/ Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 243-261. ПО. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. №3. С. 62-79. 111.Князева Е.Н., Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. 112.Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным // Вопросы философии. 1992. №12. С. 3-20. 113.Ковалев A.M. Изменяющийся и самоорганизующийся мир. Т.2. Идеи, размышления, гипотезы. М., 1999. 435 с. 114.Колмогоров А.Н. К изучению ритмики Маяковского // Вопр. языкознания. 1963. №4. С. 64-71 115.Колымба С.Н., Нушикян Э.А., Пирогова А.А. Акустические корреляты эмоционально окрашенных фраз, выражающих зону гнева, одобрения, иронии в современном английском языке // Речь и эмоции. Л.: Наука, 1975. С. 95-100. 116.К.Р. (Константин Романов) Избранное: Стихотворения, переводы, драма. М.: Сов. Россия, 1991.336 с. 117.Красиков Ю.В. Алгоритмы порождения речи. Орджоникидзе: Изд-во "ИР", 1990. 240 с. 118.Криндач В.П. Симметрия и вероятность // Принцип симметрии. Историко-методологические проблемы. М.: Наука, 1978. С. 256-267. 119.Крюковский НИ. Кибернетика и законы красоты. Минск: Изд-во БГУ, 1977.256с. 120.Курдюмов СП., Князева Е.Н. У истоков синергетического видения мира // Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления. М.: Ин-т философии РАН, 1994. С. 162-186. 121.Леннеберг Э. Биологические основы языка // Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии. Барнаул: Изд-во АТУ, 2001. С. 126-133 122.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.288 с. 123.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.214 с. 124.Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.304 с. 125.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х тт. М.: Педагогика, 1983. 126.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 171-180. 127.Линдсли Д.Б. Эмоции // Экспериментальная психология. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. С. 629-684. 128.Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. 374 с. 129.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 272 с. 130.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. С.-Петербург: Искусство-СПб, 1999. 848 с. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |