![]() |
|
|
Выявление лингвосинэргетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстовОпределенная ритмическая форма, будучи устойчиво связанной с доминантной эмоцией, задает границы выбора того или иного языкового выражения. Показательным в этом отношении является стремление авторов в процессе творчества непременно сохранить особенности ритмомелодической структуры становящегося текста. Так, у А.С. Пушкина нередки случаи полной смены лексических единиц при сохранении самопроизвольно возникшего соотношения ритмических фигур. Редактируя одно из своих произведений ("Два чувства дивно близки нам..."), поэт меняет лексическое наполнение строки, но сохраняет особенности ее ритмической организации: "самостоянье человека" заменено на "животворящая святыня". В черновом варианте "Элегии" глагол "мечтать" заменен на "страдать" без каких-либо иных изменений в поэтическом произведении. В этой связи Ю.М. Лотман. отмечает, что выбор лексических единиц определяется требованием изометризма. Как указывает исследователь, случаи замены весьма далеких в семантическом отношении (вне данного контекста), но изометрических слов друг другом очень часты, вместе с тем, замены семантически близких, но не изометричных слов друг другом почти не встречаются (Лотман, 1999). Следовательно, в рамках эстетической речевой деятельности • важное значение приобретает ритмическая организация языковых единиц, в то время как их конвенциональное значение становится нерелевантным. Таким; образом, в процесс представления личностных смыслов могут включаться единицы, не сопоставимые ни по ядерным, ни по периферийным семам, но обладающие формальным (ритмико-структурным) сходством. Учитывая характер взаимосвязи эмоционально-смысловой доминанты и ритмомелодики, можно1 сделать вывод,, что ритмически сходные языковые единицы способны представлять тождественные эмоции,, а потому, с точки: зрения репрезентации данной эмоционально-смысловой доминанты, они становятся; функциональными; синонимами, то есть могут приравниваться друг к другу и взаимозаменяться в процессе создания речевого произведения.- Как отмечает В.А. Пищальникова, "эмоциональный континуум выражает и задает смысловую близость ритмико-динамически сходных слов..." (Пищальникова, 1999, с. 101). Итак, поиск слов — репрезентантов доминантного смысла может осуществляться не только на основе их семантической значимости, но и на основе звукового сходства, в частности, сходства ритмической организации языковых единиц. В результате нейро- и психолингвистических исследований (А.Р. Лурия, Л.А. Шварц, А.А. Леонтьев и др.) было показано, что в психике человека слова вступают в два вида связей: звуковые и семантические. Для измерения смысловой близости слов А.Р. Лурией и О.С. Виноградовой (см. Лурия, 1998) была разработана особая методика, основанная на особенностях сосудистых рефлексов человека. В ответ на раздражитель могут наблюдаться три вида реакций: защитная (сосуды пальцев и головы сжимаются), ориентировочная (сосуды пальцев сжимаются, сосуды головы расширяются) и нейтральная, при которой никаких изменений не происходит. В ходе психофизиологического эксперимента у испытуемого на определенное слово вырабатывалась защитная реакция за счет того, что каждый раз называние этого слова сопровождалось несильным ударом тока. После этого назывался ряд других слов. Было обнаружено, что на слова, близкие по семантике, испытуемый реагировал защитной реакцией. Таким образом, было выявлено наличие в языковом сознании семантических полей, куда входят слова, объединяемые общим понятием. При этом в семантическом поле выделяют центр и периферию, где смысловые связи между словами ослаблены. Вместе с тем, отмечалась и ориентировочная реакция — в тех случаях, когда испытуемому предъявлялись, слова, связанные с исходным словом-стимулом лишь фонетически, по звучанию. Важно подчеркнуть, что данные слова обладали также и сходной ритмической структурой. Следовательно, слова в нашем сознании связаны не только по смыслу, но и по форме, поэтому и становится принципиально возможным ассоциирование, в основе которого лежит ритмическое сходство языковых единиц. При этом ассоциативный поиск, опирающийся на форму слова, происходит на бессознательном уровне. Психолингвисты, опираясь на данные психологических исследований, полагают, что неосознаваемая связь ритмических характеристик с определенными аффектами обусловлена генетически, а потому ритмически сходные слова, даже имея разные значения, не пересекаясь в периферийных семах, способны выражать сходные эмоции, чем и объясняется тот. факт, что "в индивидуальной речевой эстетической деятельности принципиально возможно ритмико-динамическое сопряжение слов, объективно не сходных по значению" (Пищальникова, 1999а, с. 101). В этом смысле понятным становится замечание Ю.Н. Тынянова о том, что слова, приравненные друг к другу на основе одинаковой ритмомелодии, "окрашиваются одной эмоцией, и их странный порядок, их иерархия делаются обязательными" (Тынянов, 1977, с. 180). Таким образом, в процессе речепорождения доминантная эмоция определяет особенности ритмомелодической структуры становящегося текста. Для: выявления характера этой взаимосвязи необходимо обратиться к психофизиологическим исследованиям эмоций. В структуре эмоций выделяют три компонента: внутреннее переживание, поведенческую реакцию и физиологические изменения в организме. Согласно данным нейропсихологии и физиологии высшей нервной деятельности, нервным субстратом эмоций является гипоталамо-лимбическая система, занимающая "промежуточное положение между подкоркой (центром вегетативных процессов) и корой (центром высших психических функций)" (Раппопорт, 1972, с. 16-17). Отмечается, что, "формируясь в промежуточном мозге, эмоции имеют не только "нисходящие" (от центра к периферии), но и "восходящие" (от подкорки к коре) выходы" (там же, с. 21). Таким образом, эмоциональные процессы координируют совместную работу корковых и подкорковых отделов мозга. Установлено, что переживание эмоции влечет за собой целый комплекс вегетативных и соматических изменений (Симонов, 1966, 1970, 1975; Русалова, 1979; Рейковский, 1979; Лук, 1982; Линдсли, 1960; Изард, 2000 и др.), которые представляют собой не случайный набор разрозненных признаков, а взаимосвязанные и взаимообусловленные психофизиологические реакции организма. Интегральность как важнейшая черта эмоционального состояния (способность эмоций охватывать весь организм, объединять в единое целое все функциональные проявления) отмечается, А.А. Ухтомским и П.К. Анохиным (Ухтомский, 1950; Анохин, 1993). Для каждой эмоциональной реакции: характерен свой комплекс вегетативных и висцеральных изменений. При реализации эмоции наблюдаются значительные сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, желез внутренней секреции, биоэлектрической активности головного мозга, наблюдаются изменения мышечного тонуса, химического состава крови, кожно-гальванической реакции и др.. — все эти изменения представляют собой объективно регистрируемые компоненты эмоционального состояния и носят неконтролируемый, непроизвольный характер. Экспериментально установлено, что эмоциональный процесс, возникающий в центральной нервной системе, активизирует вегетативную нервную систему, а также ось гипофиз-надпочечники, вследствие чего возникает сложный комплекс изменений в деятельности организма (Рейковский, 1979, с. 317). Полагают, что все эти целостные комплексы изменений зафиксированы в глубинах памяти. В свое время У. Кеннон, отмечая, что сильные эмоции вызывают глубокие телесные изменения в организме, подчеркивал, что изменения эти происходят автоматически, то есть имеют рефлекторную природу, и носят биологически целесообразный характер (Выготский, 1984). По словам П.В. Симонова, "в каждом конкретном случае возникновения эмоционального напряжения складывается именно та комбинация симпатических и парасимпатических влияний, которая оказалась наиболее целесообразной и была закреплена естественным отбором" (Симонов, 1981, с. 74). К. Изард, определяя эмоцию как сложный феномен, включающий нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты, также акцентирует внимание на том, что взаимодействие этих компонентов представляет собой результат эволюционно-биологических процессов и отмечает, что у человека переживание и выражение эмоций является врожденным, общекультурным и универсальным (курсив мой.- М.Ч.)" (Изард, 2000). Следовательно, висцеральные и вегетативные сдвиги, реализующие эмоциональную реакцию, носят непроизвольный характер, закреплены генетически и универсальны в своем проявлении. Экспериментально установлено, что даже мысленное воспроизведение эмоционально окрашенных ситуаций способно вызывать, изменения непроизвольных физиологических функций - частоты сердечных сокращений, кожных потенциалов, электрической активности мозга и т.п. (Симонов, 1998, с. 61). Характер функциональных изменений непосредственно связан с качеством переживаемой эмоции,, ее знаком (различают положительные и отрицательные эмоциональные состояния) и интенсивностью. В зависимости от воздействия на общую жизнедеятельность индивида различают стенические (приводящие к увеличению активности, побуждающие к действию) и астенические (характеризующиеся уменьшением общей активности) эмоциональные состояния. Наиболее объективным показателем степени эмоционального напряжения считаются изменения функционального состояния сердечно-сосудистой: системы. Установлено, что даже небольшое эмоциональное напряжение вызывает существенные изменения в ритме сердечной деятельности. Так, стенические эмоциональные реакции (как отрицательные, так и положительные), реализуются на фоне повышения частоты сердечных сокращений, повышения кровяного давления, в то время как астенические эмоции, связанные с состояниями пассивности и депрессии, характеризуются урежением сердцебиений, замедлением пульса. М.Н. Русалова, исследовавшая изменения сердечной деятельности, в четырех эмоциональных состояниях (радость, страх, гнев и печаль), обнаружила, что наибольшая частота сердечных сокращений наблюдается при стенических эмоциях, а самая низкая - при состоянии печали (Русалова, 1979). Выявлено, что эмоции оказывают мощное активирующее влияние на высшие отделы мозга. Сложный комплекс фундаментальных сдвигов состояния мозговых структур рассматривается в качестве одного из компонентов общей активации высших отделов центральной нервной системы, характерной для эмоционального реагирования. Показано, что различным эмоциональным состояниям (аффективным синдромам) соответствует определенная картина электроэнцефалографических показателей (Русалова, 1979, с. 24). Выявлено, например, что при умственном напряжении или отрицательной эмоции мозг начинает функционировать в тета-ритме, регистрируемом в электроэнцефалограмме как электрические колебания с частотой 4-7 Гц (его также называют "ритмом напряжения") (Анохин, 1963). Согласно другим исследованиям, возрастание тета-ритма наблюдается не только при отрицательных, но и при положительных эмоциях (Валуева, 1967). Видимо, существенным при этом является не знак эмоции, а ее интенсивность, уровень возбуждения. Состояние повышенного эмоционального напряжения, сильного возбуждения, особенно при отрицательных эмоциях, сопровождается десинхронизацией электроэнцефалограммы, нарастанием быстрых колебаний, преобладанием бета-активности. Сильные пассивные отрицательные эмоции (глубокое горе, сильный страх, переходящий в оцепенение и т.п.) характеризуются преобладанием "тормозных влияний с появлением в электроэнцефалограмме медленных волн", в то время как "для состояния покоя характерно преобладание синхронизирующих влияний, что соответствует хорошо выраженному альфа-ритму" (Лукьянов, Фролов, 1969, с. 108,107). Важным, на; наш взгляд, является факт координации деятельности сердечнососудистой системы и электрической активности коры головного мозга. Так, в частности, обнаружено, что синхронные медленные волны высокой амплитуды сопровождаются медленным ритмом сердечных сокращений и снижением артериального давления. Существенно и указание психологов на то, что последствием активации нервного аппарата эмоций являются особые формы реагирования, выражающиеся в том, что "эмоционально активированный мозг начинает по-иному воспринимать и перерабатывать поступающую информацию, по-иному использует ранее накопленный опыт" (Симонов, 1975, с. 104). Одним из показателей эмоционального и интеллектуального напряжения является изменение мышечного тонуса и характера двигательной активности. Выявлено, что по мере повышения уровняактивации (эмоционального возбуждения) напряжение мышц увеличивается. При этом различным эмоциональным состояниям соответствуют различные комплексы моторных реакций, определенный ритм движений. Экспериментально установлено, что человек не может выполнять движение, характерное для одного вида эмоций, и одновременно переживать другую эмоцию (Bull, 1962). Согласно другим исследованиям, существует корреляция между движениями человека и его речью (Birdwhistell, 1970). Данные современных электрофизиологических исследований свидетельствуют о том, что состояние эмоционального напряжения реализуется в активации произвольной (поперечнополосатой) мускулатуры, хотя явных движений при этом может и не быть. Отметим, что дыхательные мышцы также относятся к поперечнополосатым, регулируемым соматической нервной системой. Как отмечают Э. Гельгорн и Дж. Луфбарроу, активность этих мышц меняется под влиянием самых незначительных сдвигов в эмоциональном состоянии и выражается в изменении ритма и амплитуды дыхательных движений" (Гельгорн, Луфбарроу, 1966, с. 127). Изменениям подвергаются частота, глубина (определяемая степенью наполненности легких) и форма дыхания (характеризуемая соотношением между продолжительностью вдоха и выдоха, плавностью или толчкообразностью). Каждому эмоциональному состоянию соответствует свой тип дыхания (например, при радости - 17 вдыханий в минуту, пассивной грусти - 9 вдыханий, активной грусти - 20 вдыханий, страхе - 64 вдыхания, гневе - 40 вдыханий в минуту) (Медушевский, 1976). Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что в эмоциональный процесс вовлекаются практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. При этом возбуждение эмоциональных мозговых структур активирует различные паттерны психофизиологических реакций, то есть каждому эмоциональному состоянию соответствует свой комплекс вегетативных и висцеральных изменений, имеющих свои специфические нейрофизиологические и нейрохимические основания и представляющих собой взаимосвязанные и взаимообусловленные реакции организма. Существенно, что выявлен; факт координации ритма деятельности головного мозга с деятельностью сердечнососудистой и дыхательной систем. Все это, безусловно, определяет характер протекания речемыслительной деятельности и получает отражение в лексической, грамматической и ритмомелодической структуре речи. Как отмечает В.П. Гридин, "эмоциональное состояние говорящего, которое является частью сложного эмоционально-мотивационного комплекса, определяющего возникновение речевой интенции, действует на семантическую и грамматическую реализацию программы высказывания в виде аффективного фактора" (Гридин, 1976, с. 18-19). Данные экспериментальных: исследований свидетельствуют о том, что при возникновении у человека состояния эмоциональной напряженности в его речи происходит целый ряд количественных и качественных изменений, к числу которых относятся: средняя длина отрезка речи, произносимой без пауз, колебания темпа артикулирования, длительность интервалов между повышениями частоты основного тона, латентный период речевых реакций, словарное разнообразие, ошибки, оговорки и т.д. (Носенко, 1978, с. 76). Несомненно, особенности эмоционального состояния, испытываемого индивидом, определяют и ритм процесса речепорождения. Еще Вильгельм Вундт подчеркивал, что одной из особенностей протекания процессов в сфере сознания является их ритмичность: "наше сознание ритмично по природе своей. ...Это явление находится в тесной связи со всей нашей психофизиологической организацией. Сознание ритмично потому, что вообще наш организм устроен ритмично (курсив мой.- М.Ч.)" (Вундт, 1976, с. 10). Ф. Зелинский связывал явление ритмической организации речи с действием неосознаваемых психологических факторов. По словам исследователя, "не подлежит никакому сомнению, что в нас есть таинственный регулятор, определяющий ритм нашей художественной речи, и притом так, что мы в причинах этого определения непосредственного отчета себе не даем" (Зелинский, 1922, с. 68). Обобщение данных психологических и нейрофизиологических исследований позволяет сделать вывод, что этим "таинственным регулятором" ритма является доминантная эмоция, под воздействием которой находится автор в процессе речепорождения. X. Зайдлер был убежден, что речевой ритм детерминирован эмоциональными процессами и характеризовал чувство как фактор, определяющий ритмическую организацию речи. При этом исследователь различал собственно ритм, отражающий, по его мнению, лишь чувственный мир человека, и акцентуацию, которая способна выражать смысловые отношения в высказывании (Seidler, 1953). Ритмическую организованность речи объясняли воздействием различных факторов. Так, основоположник физиологического направления в. трактовке ритма О. Есперсен полагал, что ритмичность речи, создаваемая чередованием ударных и безударных слогов, обусловлена физиологическими особенностями артикуляторного аппарата, требующими смены усилий и ослаблений напряжения органов речи: органы речи испытывают большое напряжение при слитном произнесении двух и более выделенных слогов и, наоборот, их работа облегчается, если между двумя сильными слогами появляется один или два более слабых. С точки зрения СВ. Калачевой, ритмическая организация речи возникает в результате сочетания физиологического ритма дыхания и звукового состава (фонетической структуры) языка, воспроизводится говорящим непроизвольно и в равной мере присуща стихотворной и прозаической речи (Калачева, 1986, с. 23). О.А. Норк и Н.Ф. Адамова, также считающие, что ритмическая организованность речи обусловлена физиологическими закономерностями речеобразования, вводят понятие ритмической базы, которую составляют физиологические особенности образования фонетических единиц, таких, как слог, акцентная группа, речевой такт и целая фраза. При этом каждый язык, по мнению исследователей, обладает своей ритмической базой, определяемой свойственным данному языку характером выдоха, накопления и разрядки энергии при образовании соответствующих фонетических единиц (курсив мой.- М.Ч.) (Норк, Адамова, 1976, с. 23-26). Одной из особенностей ритмической организации является распределение длительности внутри элементарных ритмических единиц, по-разному проявляющееся в разных языках (Блохина, Потапова, 1970; Барышникова, 1971). Нельзя не согласиться с тем, что каждому национальному языку свойственно свое специфическое представление ритма речи, особые ритмические законы, несоблюдение которых приводит не только к нарушению произносительных норм языка, но и затрудняет понимание или даже ведет к искажению информации (Никонова, 1958; Реформатский, 1969; Задоенко, 1980). Отметим в этой связи, что, согласно некоторым исследованиям, первые признаки ритмической организации будущего языка ребенка выявляются уже на начальных этапах онтогенетического развития. Так, в частности, исследования У. Кондона и Л. Сандерса показали, что движения здорового новорожденного ребенка обнаруживают много общих черт с ритмической организацией его будущего языка, на основании чего был сделан вывод о том, что к тому времени, когда ребенок должен заговорить, у него уже складывается система речевых форм, в том числе ритмических (Condon, Sanders, 1974). Тем не менее, в каждом конкретном случае ритмические особенности процесса речепорождения определяются эмоциональным состоянием продуцента, обусловливающим, в том числе, и "характер выдоха". В этом смысле более обоснованной представляется; концепция Л.И. Тимофеева, который указывает на то, что ритмичность речи определяют "с одной стороны, чисто физиологические условия — прежде всего дыхание, членящее речь на относительно равные отрезки, благодаря регулярно чередующимся вдохам и выдохам. С другой стороны, этот физиологический ритм связан с ритмом, так сказать, интеллектуальным, определяющим смысловую законченность фраз и подчиняющим им работу дыхания, сливая: физиологические паузы с паузами: смысловыми". По мнению исследователя, эти факторы обусловливают "тот естественный фразовый ритм, который присущ речи вообще (курсив мой.- М.Ч.)" (Тимофеев, 1958, с. 184-185). Подобной точки зрения на природу речевого ритма придерживается и Н.В. Черемисина, считающая, что ритм речи, имеющий физиологическую основу, корректируется интеллектуально. По ее словам, здесь обнаруживается следующая взаимосвязь: "изменения ритма дыхания влекут за собой и изменения ритма разговорной речи. А поскольку регуляция дыхания осуществляется при участии коры больших полушарий головного мозга, то и ритм речи определяется в конечном счете особенностями высшей нервной деятельности... (курсив мой.- М.Ч.)" (Черемисина, 1981, с. 32-33). При этом "между дыханием и интеллектом существует обратная связь, позволяющая регулировать длительность вдоха в зависимости от задач сообщения" (там же, с. 33). Таким образом, ритм речемыслительной деятельности обусловлен психофизиологически - ритмом деятельности головного мозга, дыхательной системы и артикуляторного аппарата, определяемым, в свою очередь, особенностями переживаемого индивидом эмоционального состояния. Эмоции, оказывая разностороннее влияние на жизненные функции, детерминируют и характер фонетического, спектрального и интонационного оформления речи. Изменения голоса (просодических параметров речи) представляет собой древний механизм выражения эмоций. При этом эмоциональные голосовые средства общения в процессе эволюции возникли гораздо раньше, чем речь. Подтверждением тому служит структурная организация головного мозга, где речевые центры (Брока и Вернике) расположены в коре головного мозга, а центры, управляющие непроизвольными эмоциональными голосовыми реакциями, -в подкорковой области, так называемой лимбической системе, эволюционно более древней, чем кора головного мозга. Данные многочисленных психологических исследований свидетельствуют о том, что в процессе онтогенеза, задолго до овладения речью ребенок способен общаться на языке эмоций - не только выражать свое эмоциональное состояние, но и реагировать на эмоционально окрашенную речь окружающих.. Р.В. Тонкова-Ямпольская, исследовавшая особенности развития речевой интонации у детей первых двух лет жизни (этот ранний период развития рассматривается как отражение той стадии эволюции человека, которая предшествовала появлению логической речи), выявила поразительное разнообразие интонационно-слуховых проявлений: интонации недовольства, радости, интонации просьбы, спокойное гуление. В результате исследований был сделан вывод о том, что слух ребенка от рождения до двух с половиной лет имеет преимущественно интонационную природу (Тонкова-Ямпольская, 1968). При этом характер интонирования необходимо связан: с качеством и интенсивностью переживаемой эмоции (см. Тарасов, 1996). Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |