![]() |
|
|
Выявление лингвосинэргетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстовЭмоциональная окраска голоса обеспечивается сложным взаимодействием частотных, динамических и темпоральных характеристик. Особенности акустических средств выражения эмоций обусловлены характером физиологического состояния организма индивида - общей активацией, увеличением скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов (при стенических эмоциональных состояниях) или ослаблением активности (на фоне астенических эмоциональных состояний). Таким образом, для формирования акустических характеристик речи важное значение имеет общая функциональная перестройка организма, что необходимо влечет за собой и перестройку голосового и артикуляторного аппарата. Как показывают современные психофизиологические исследования (Витт, 1965; Попов и др., 1971; Галунов, Манеров, 1974; Лукьянов, Фролов, 1969; Носенко и др., 1977; Фролов, 1987), изменения ритмомелодических характеристик речи, закономерно отражающие динамику протекания эмоционального процесса, могут служить объективной основой для заключения о характере и степени интенсивности эмоционального напряжения. В речевой реализации эмоций большую роль играет интонация, субъективно воспринимаемая как изменение высоты и интенсивности голоса и объективно регистрируемая в виде сдвигов во времени частоты основного тона и амплитуды речевого сигнала. В свое время на важную роль интонации как одного из основных голосовых проявлений эмоционального состояния указывал А.М. Пешковский: "Стоит только вспомнить обилие восклицательных высказываний в нашей повседневной речи и их. интонационное,. особенно" тембровое (а тембр, конечно, тоже часть интонации) многообразие, чтобы признать, что чувства наши мы выражаем не столько словами, сколько интонацией" (Пешковский, 1959, с. 458). Компонентами интонации являются: частота основного тона голоса (высотный, или мелодический компонент),, интенсивность (динамический компонент), длительность, или темп (временной, темпоральный компонент), паузы и тембр. Наиболее часто в качестве ведущего компонента интонации, имеющего первостепенное значение для выражения эмоциональных оттенков речи, называется s мелодика (ритмически организованное движение речи с повышением или понижением основного тона голоса) (Зиндер, 1979; Русская грамматика, 1980; Светозарова, 1982; Нушикян, 1986). В ходе психофизиологических исследований выявлено, что существует принципиальная возможность распознавания качества и интенсивности эмоций по характеру мелодического контура (Галунов, Манеров, 1974; Фролов и др., 1978; Бескадаров, Галунов, 1978; Дуранин и др., 1984). Так, стенические эмоции вызывают увеличение средней частоты основного тона, характер мелодических подъемов и спадов становится более выраженным, в то время как для депрессивных эмоциональных состояний характерным является снижение среднего уровня частоты основного тона, плавность переходов от подъемов к спадам на мелодической кривой. Изменения интонации при увеличении или уменьшении степени эмоционального напряжения носят непроизвольный характер, что имеет психофизиологическое основание: высота основного тона определяется скоростью (частотой) колебаний голосовых связок, зависящей от скорости потока воздуха через голосовую щель, величиной подсвязочного давления, степенью натяжения голосовых связок, что регулируется, в свою очередь, центральной нервной системой. Общее повышение уровня основного тона при увеличении степени эмоционального напряжения описано для многих языков, а, следовательно, - является универсальным. Как отмечает Д. Боллинджер, "единственный безупречный аспект проблемы мелодической универсальности — это несомненная ассоциация с мускульным напряжением всего организма. Эмоциональное же напряжение отражается в напряжении голосовых связок, что автоматически повышает общий тон" (Боллинджер, 1972, с. 228). Важную роль, в реализации эмоционального состояния играет динамический компонент интонации. Физиологически интенсивность звука зависит от величины подсвязочного давления, активности дыхательных мышц и напряжения периферийных произносительных органов: чем больше амплитуда колебания голосовых связок, тем больше интенсивность звука. Согласно данным психофизиологических исследований, большинство стенических эмоций, связанных с возрастанием эмоционального напряжения, характеризуются увеличением громкости речи, а для астенических эмоциональных состояний характерно уменьшение среднего уровня речевого сигнала (Бондарко и др., 1975; Колымба и др., 1975; Никонов, Попов, 1975). Показано, что о развитии эмоциональных состояний стенического типа сигнализируют резкие колебания громкости, а депрессивные эмоциональные состояния характеризуются в большинстве случаев неизменным уровнем речи (Носенко и др., 1975). Обусловленность динамических характеристик речи особенностями переживаемого индивидом эмоционального • состояния отмечается и лингвистами. Так, Э.А. Нушикян, проводившая исследование интонации эмоциональной речи на материале русского, украинского и английского языков, пришла к выводу, что "большинство эмоциональных фраз характеризуется увеличением общефразовой энергии и энергии главноударного слога по сравнению с нейтральными вариантами во всех исследуемых языках", а в высказываниях, выражающих печаль, нежность, обиду,, наблюдается значительное уменьшение общефразовой энергии (Нушикян, 1986, с. 94-95, 152). Для передачи эмоционально-модальной информации немаловажное значение имеют и изменения во временной организации речи, реализующиеся в виде отклонений темпа в сторону ускорения; или замедления, изменении соотношения между временем интонирования и паузами. Установлено, что колебания темпа речи служат объективным индикатором динамики протекания эмоционального процесса. Так, по словам Э.Л. Носенко, "чем шире диапазон колебаний темпа речи на отдельных участках речевой "цепи", тем с большей степенью вероятности можно утверждать, что говорящий переживает состояние эмоциональной напряженности" (Носенко, 1978, с. 80). На взаимосвязь эмоций и темпоритмических характеристик в свое время указывал К.С. Станиславский, отмечавший, что "у каждой человеческой страсти, состояния, переживания свой темпоритм" (Станиславский, 1955, с. 152). В настоящее время получено экспериментальное подтверждение того, что одна и та же фраза, произносимая с разными эмоциональными оттенками, имеет разный темп произнесения (например, при выражении радости - 5,00, печали — 1,74, гнева — 2,96, страха — 4,45 слогов в секунду) (Морозов, 1993). Данные электроакустического анализа свидетельствуют о том, что при реализации, например, эмоций печали и тоски происходит увеличение длительности гласных во всех позициях фразы. Это объясняется тем, что астенические эмоции сопровождаются общим уменьшением активности, скорости протекания психических и вегетативных процессов., К числу компонентов интонации, играющих большую роль в речевом выражении эмоционального состояния, относится и тембр — качество звука, обусловленное соотношением его спектральных составляющих. Полагают, что определенным разновидностям эмоциональной речи свойственна различная тембровая окраска (Буланин, 1970, с. 193). Исследования спектральных параметров речи показали, что при различных эмоциональных; состояниях происходит смещение формант и перераспределение низкочастотных и высокочастотных составляющих (Попов и др., 1971; Морозов, 1977; Галунов и др., 1978). Выявлено, например, что увеличение эмоционального напряжения находит отражение в смещении спектра речевого сигнала в сторону более высоких частот. Причем при отрицательных эмоциях он концентрируется, в основном, в низкочастотной области, а при положительных - в высокочастотной области (Галунов, Манеров, 1974). В исследованиях, проводившихся М.В. Фроловым, установлено, что стенические эмоции (гнев, радость, страх) характеризуются расширением спектра, увеличением средней частоты спектрального максимума, повышением энергии высокочастотных компонент, а для эмоций депрессивного плана (тоска, печаль) характерно уменьшение ширины спектра, смещение энергетического максимума в область низких частот (Фролов, 1987, с. 85). Таким образом, особенности эмоционального состояния, переживаемого индивидом, получают закономерное отражение во всех компонентах интонационной (ритмомелодической) структуры речевого произведения. Следует отметить, что все составляющие данной структуры функционируют взаимосвязанно и обусловливают друг друга таким образом, что изменение какого-либо одного компонента необходимо влечет за собой изменения других. Поэтому изменение эмоционального состояния детерминирует одновременные и взаимосвязанные изменения частоты основного тона, тембра, интенсивности и темпа речи. В.П. Морозов, исследовавший четыре базовых эмоциональных состояния (горе, радость, гнев и страх) на материале вокальной речи, сделал вывод, что каждая из перечисленных эмоций "выражается изменением не какого-либо одного свойства звука, а практически всех его свойств: силы, высоты, тембра, темпоритмических характеристик и т.п." (Морозов, 1983, с. 158). Важно, что каждой из эмоций свойствен свой комплекс отличительных акустических признаков. Это позволяет сделать вывод о том, что должны существовать закономерные и устойчивые ритмомелодические корреляты эмоциональных состояний. Формы выражения эмоций в речи являются общечеловеческими, носят универсальный характер, поскольку базируются на единой психофизиологической основе. Так, состояние возбуждения, эмоционального напряжения реализуется на фоне повышения частоты основного тона, изменения тембра в сочетании; с одновременным увеличением уровня интенсивности. Здесь существует следующая взаимосвязь: высота основного тона зависит от степени напряжения голосовых связок и от силы тока воздуха, а увеличение подсвязочного давления и возрастание сила > тока воздуха способствует и увеличению интенсивности. При стенических эмоциональных состояниях повышение частоты основного тона и увеличение интенсивности нередко сочетается с возрастанием темпа речи. Показательно, что средства выражения эмоций и в речи, и в пении практически одинаковы, поскольку обусловлены "рядом чисто физических зависимостей характера звука от состояния организма в целом и органов звукообразования в частности" (Морозов, 1977, с. 204). Более того, по предположению В.П. Морозова, средства эмоциональной выразительности инструментальной музыки в значительной мере имеют общую природу со средствами: эмоциональной выразительности речи- и пения. По словам исследователя, "инструментальная музыка, родившаяся в глубокой древности, скорее всего, как средство подражания голосу человека, ив своем современном многообразии остается постольку эмоционально действенной и понятной слушателю, поскольку находится в связи со средствами голосовой эмоциональной выразительности" (Морозов, 1983, с. 163). Таким образом, определенное сочетание компонентов ритмомелодической структуры речи, отражающее особенности эмоционального состояния, не случайно, а обусловлено физиологически (ритмом деятельности головного мозга, тонусным состоянием мышц, характером дыхания и т.п.). Это находит выражение в сходстве интонационного оформления речи носителей разных языков. Данное явление отмечалось Н.С. Трубецким, утверждавшим, что "многие из интонаций, выражающих эмоции, имеют одно и то же значение в самых разных и притом далеко отстоящих друг от друга языках мира" (Трубецкой, 1960, с. 32) и Д. Боллинджером, который полагал, что при выражении эмоций в интонации проявляется больше универсальности, чем специфичности, поскольку наблюдаются тенденции к повторению одних и тех же интонационных форм в далеких друг от друга языках (Боллинджер, 1972). Закономерная связь между характером звука голоса (его ритмомелодическими характеристиками) и психофизиологическим состоянием организма, а также стабильность выражения эмоций в речи служит объективной основой для их адекватного распознавания. Основываясь на том, что возможность правильного опознавания выражаемых индивидом эмоций свидетельствует об определенной стабильности способов выражения эмоций, как в мимике, так и в речи, Н.В. Витт выдвигает гипотезу о существовании инвариантных речевых (интонационных) моделей выражения эмоциональных состояний, определенных эталонов интонирования, имеющихся в памяти как говорящего, так и слушающего. Отмечается, в частности, что "выражение эмоциональных состояний в интонации звучащей речи может иметь кодовый характер весьма сложного вида (курсив мой.- М.Ч.)" (Витт, 1965, с. 102).. Таким образом, акустические особенности речевого произведения (его ритмомелодическая структура) служат своеобразным кодом, несущим эмоциональную информацию. Важно подчеркнуть, что кодирование эмоциональной информации на ритмомелодическом уровне, в; процессе речепорождения осуществляется непроизвольно и носит универсальный характер. Эмоции, презентирующие мотивационную сферу психических процессов, являются обязательным компонентом речемыслительной деятельности, инициируя и регулируя ее протекание. Возбуждение эмоциональных мозговых структур в процессе текстопорождения активирует различные паттерны психофизиологических реакций,, определяя тем самым характер ритмомелодической структуры речевого произведения. Каждому эмоциональному состоянию присущ свой психофизиологически обусловленный комплекс ритмомелодических характеристик, выражающийся в особенностях ритма, мелодики, темпа, динамики и тембра.. Таким образом, доминантная эмоция, под воздействием которой находится продуцент, получает закономерное закрепление на ритмомелодическом уровне поэтического текста. В этой связи возникает вопрос, на каком основании возможно адекватное восприятие ритмомелодической структуры речевого произведения, а через нее - эмоционально-смысловой доминанты? Представляется, что большой объяснительной силой обладает концепция Л.С. Выготского, согласно которой любое произведение искусства рассматривается как "система раздражителей, сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию. При этом, анализируя структуру раздражителей, мы воссоздаем структуру реакции" (Выготский, 1998, с. 26). Исследователь подчеркивает, что понимание текста вызывается с принудительной необходимостью организацией поэтического материала. В психолингвистическом аспекте особое значение приобретают те языковые средства, которые, будучи целенаправленно структурированными, являются системой раздражителей, воздействующих на эмоциональную сферу воспринимающего (Пищальникова, 1999, с. 97). По мнению Л.С. Выготского, важную роль в этом процессе играет ритмический строй произведения, который разнообразно направлен на то, чтобы вызвать соответствующую функциональную реакцию (Выготский, 1998). Эмоциональное воздействие структуры поэтического текста возможно на основе присущего каждому воспринимающему чувства ритма. Согласно концепции, развиваемой А.Н. Леонтьевым, человеческое сознание многомерно. Его образующими? являются психологическое значение, личностный смысл и чувственная ткань (Леонтьев А.Н., 1983). Чувство ритма представляет собой одну из составляющих чувственной ткани, является; одним из устойчивых врожденных свойств и имеет моторную природу. В основе восприятия ритма лежит способность нервной системы настраиваться на ритм внешних воздействий (усваивать ритм). В ряде психофизиологических исследований: получено подтверждение того, что восприятие ритма; всегда сопровождается неосознаваемыми мышечными движениями: последовательность ритмических стимулов вызывает параллельный аккомпанемент в форме сенсорных рефлексов, возникающих в той или иной части тела, причем произвольное торможение этих рефлексов невозможно. Важно, что ритм воспринимается на сенсорном уровне, неосознанно. Акцентируется, что мышечные движения, которые могут быть полными или зачаточными, являются не просто результатом, а необходимым условием ритмического переживания (Теплов, 1985). Таким образом, восприятие ритма сопряжено со специфической активностью, со своеобразным ощущением деятельности. Выявлено, что при восприятии периодичности поступающих раздражителей формируется система физиологических ответов, реализующаяся как изменение ритма деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Необходимо учитывать при этом, что такие изменения служат объективным показателем эмоциональной реакции. Иными словами, существует корреляция между ритмическим функционированием вегетативной нервной системы и частотными характеристиками раздражителей. Поэтому говорят о реакции навязывания определенного ритма деятельности нервной системе воспринимающего. Полагаем, что данный механизм служит психофизиологической основой эмоционального воздействия ритмической структуры поэтического текста. В этом отношении обоснованной представляется так называемая "дыхательная теория", получившая распространение в физиологии в конце 19 века. Сторонником данной теории был и Л.С. Выготский, подчеркивавший важную роль структурной организации художественного текста в воссоздании эмоциональной реакции. Как полагает исследователь, это возможно в силу того, что ритмический строй произведения искусства, регулируя ритм дыхания, воздействует на эмоциональную сферу воспринимающего. Каждый художественный текст, по утверждению Л.С. Выготского, имеет свою систему дыхания, фиксированную в его структуре, а данная система: дыхания является признаком определенной эмоции, переживаемой автором. При восприятии художественного текста ритмическая организация влияет на дыхание, делая чередование вдоха и выдоха более или менее частым. Ускорение дыхательного процесса вызывает эмоциональное возбуждение, при замедлении дыхательного ритма происходит успокоение. Необходимо учитывать при этом, что дыхательные процессы неразрывно связаны; с деятельностью головного мозга, регулирующего все жизненные процессы организма. Л.С. Выготский отмечает, что "...в сущности говоря, мы чувствуем так, как мы дышим, и чрезвычайно показательным для эмоционального действия каждого произведения является та система дыхания, которая ему соответствует" (Выготский, 1998, с. 178). Развивая данное положение, автор основывается на психологических исследованиях В. Вундта, определявшего ритм как "временной способ выражения чувств", а отдельную ритмическую форму - как изображение течения чувств. Рассуждения В. Вундта строятся на том, что, поскольку временной способ протекания чувств составляет часть самого аффекта, то изображение этого способа в ритме вызывает и сам аффект. В связи с этим эстетическое значение ритма состоит в том, что "он вызывает те аффекты, течение которых он изображает, или, другими словами: каждый раз ритм вызывает тот аффект, составной частью которого он является в силу психологических законов = эмоционального процесса" (там же, с. 238-239). Таким образом, ритм (а также интонация, неразрывно с ним связанная) является основным способом эмоционального воздействия: речевого произведения и вхождения в эмоциональную сферу автора. Важно подчеркнуть, что данный процесс происходит на сенсорном, бессознательном уровне, следовательно, восприятие эмоциональной доминанты возможно уже на начальных этапах перцепции поэтического текста, а именно — на уровне восприятия его звуковой, ритмомелодической структуры. Восприятие и обработка ритмомелодической организации текста связаны с деятельностью нервной системы, в которой выделяют два основных отдела: центральную нервную систему (ЦНС), включающую головной и спинной мозг, и периферическую нервную систему, которую составляют нервные волокна и узлы, находящиеся вне ЦНС. В реальности же нервная система представляет собой систему органов, неразрывно связанных друг с другом анатомически и функционально. Элементарными единицами нервной системы являются нервные клетки (нейроны) с отходящими от них отростками (дендритами и аксонами) и синапсы (места соединения нейронов). Синапсы осуществляют передачу нервных импульсов с одного нейрона на другой. Основными нервными процессами, осуществляющими высшую нервную деятельность являются возбуждение и торможение. Благодаря их взаимодействию происходит анализ и синтез внешних раздражений в соответствии с их значимостью, при этом динамика возбуждения определяет и характер ответной реакции на воздействие внешней среды. Каждый из вышеназванных процессов способен распространяться от места первоначального возникновения на другие участки нервной системы (процесс иррадиации), кроме того, торможение может легко переходить в возбуждение, и наоборот (явление взаимной индукции). Полагают, что возбуждение и торможение реализуются вследствие различных химических процессов, при этом, в случае, когда торможение нервного импульса сменяется возбуждением, возникает положительный эмоциональный аффект, в то же время, если за возбуждением следует торможение, возникает отрицательный эмоциональный аффект. При анализе восприятия ритмомелодической структуры поэтического текста важно учитывать, что в процессе осуществления нервной реакции в результате координированного взаимодействия нейронов, находящихся; в различных отделах ЦНС, образуются нервные центры. Любая реакция на раздражитель, деятельность нервной системы вообще, определяется функциональным состоянием данных центров.. Важно, что в некоторых участках нервной волны образуются господствующие (доминантные) очаги возбуждения, причем импульсы, поступающие в другие участки, лишь усиливают доминантный очаг. Способность нейронов усваивать ритм возбуждений играет большую роль в координации деятельности различных, нервных центров, реализующих эмоциональную реакцию. Ритмомелодическая организация поэтического текста регулирует ритм поступления раздражений в ЦНС. Вербальные фрагменты, имеющие сходную ритмическую структуру, способны акцентировать эмоционально-смысловую доминанту. Значимым является и соотношение по-разному организованных ритмических фрагментов, что обусловливает возникновение положительного или отрицательного эмоционального аффекта. Все вышесказанное и делает возможным формирование у реципиента эмоции, адекватной той, которую испытывал автор в процессе текстопорождения. На последующих этапах восприятия под регулирующим воздействием смысловой структуры поэтического текста и ритмомелодической организации ее вербальных репрезентантов происходит формирование доминантного смысла текста в концептуальной системе реципиента. Принципиально важно, что ритмомелодическая структура способна акцентировать эмоционально-смысловую доминанту, ограничивая континуальность смыслов и неосознаваемо направляя процесс смыслопорождения в КС воспринимающего. Следовательно, ритмомелодия может быть охарактеризована как смыслообразующий фактор, определяющий восприятие смыслов речевого произведения. Поэтому, несмотря на несходство концептуальных систем автора и реципиента, возможно адекватное понимание смысла поэтического текста. Таким образом, ритмомелодическая организация вербальных смысловых компонентов представляет собой эмоциональную основу введения реципиента в авторский смысловой континуум. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |