реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Выявление лингвосинэргетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстов

В силу сложности и нелинейности системы текста, состоящей из огромного числа взаимодействующих компонентов, каждый из которых может способствовать реорганизации системы, ее поведение становится непредсказуемым. Нелинейность предусматривает возможность эмерджентных (неожиданных) изменений направления течения процессов самоорганизации, поскольку "развитие совершается через случайность выбора пути в момент бифуркации, а сама случайность (такова уж она по природе) обычно не повторяется, вновь" (Курдюмов, Князева, 1994, с. 172). Выбор пути развития может зависеть от плотности элементов в определенной области системы и размеров этой области: чем больше здесь концентрация элементов определенной ритмической организации, тем сильнее тенденция стягивания других элементов в точку скопления, что и обусловливает образование некоторой \ упорядоченной структуры. Подобные области скопления языковых элементов могут служить своего рода опорами при восприятии смысла поэтического текста, который представлен здесь наиболее концентрированно. Данные участки структуры значительно активизируют восприятие или, иными словами, интенсифицируют протекание процесса смыслопорождения в концептуальной системе реципиента.

Звуковая материя языка, энергия (эмоциональное содержание) и информация (понятийное содержание) способны образовывать гомоморфные структуры как результат установления гармоничного соотношения между ними. Принципиально важно, что в тексте как синергетическом объекте структура является элементом содержания. Это возможно в силу синхронизирующего воздействия креативного аттрактора (эмоционально-смысловой доминанты), под влиянием которого смысловая и "формальная" стороны речевого произведения интегрируются в эволюционирующую целостность. В процессе самоорганизации текста "осуществляется спонтанное синхронизирование, согласование глубинных формальных структур и смысловых компонентов, репрезентированных в единицах поверхностных языковых структур" (Герман, Пищальникова, 1999, с. 104). Полагаем, что ритмомелодическая структура должна отражать динамику процесса смыслообразования, коррелировать с ней. В свою очередь, звуковая материя текста, организованная изоморфно смыслу, способна регулировать процесс смыслопорождения.

Таким образом, ритмомелодическая структура текста, эксплицируя вероятную совокупность путей развертывания процесса смыслопорождения, является в то же время фактором, регулирующим протекание этого процесса в концептуальной системе воспринимающего.

Данная гипотеза, безусловно, нуждается в экспериментальном подтверждении. В связи с этим нами была разработана и проведена серия психолингвистических экспериментов, ориентированных на выявление специфики восприятия ритмомелодической структуры текста и роли ритмомелодических характеристик в процессе понимания смыслового содержания речевого произведения.



Глава 2. Экспериментальное исследование ритмомелодической структуры вербального поэтического и музыкального текстов


2.1 Цель, задачи, материал исследования


Цель 1 и 2 экспериментов - экспериментально аргументировать наличие/отсутствие закономерностей восприятия реципиентами ритмомелодической структуры и характер ее корреляции со смысловой структурой вербального поэтического текста.

Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:

выявить инварианты структуры экспериментального текста на основе анализа данных, полученных при анкетировании реципиентов;

выявить роль ритмомелодических характеристик в процессе самоорганизации текста и в процессе понимания его эмоционально-смысловой доминанты.

Цель 3 эксперимента - установить наличие/отсутствие общих закономерностей восприятия реципиентами ритмомелодической структуры поэтического и музыкального текстов.

В качестве материала исследования использовались более 100 поэтических произведений, входящих в общепризнанный национальный фонд культуры. Для удобства анализа были отобраны стихотворные тексты небольшого объема (до 16 строк). Вследствие ограниченного объема диссертационного исследования рассмотрение всех исследованных текстов не представляется возможным, поэтому выбраны наиболее презентативные тексты, анализ которых дал существенные результаты.



2.2 Выбор методики


Достижение поставленной цели и задач обусловило выбор экспериментальной методики.

Для определения эмоционально-смысловой доминанты поэтического текста использовался метод концептуального анализа (смысловых доминант), разработанный В.А. Пищальниковой (Пищальникова, 1991; 1992; 1993; 1999).

Динамика становления смысловой структуры поэтического произведения в процессе его самоорганизации выявлялась при помощи методики позиционного анализа и методики выявления внутритекстовых циклов, разработанных Г.Г. Москальчук (Москальчук, 1998).

Корреляция результатов осуществлена по методике А.А. Леонтьева. 3. Первый этап экспериментального исследования

Для выявления характера восприятия реципиентами ритмомелодической структуры поэтического текста на первом этапе эксперимента использовалась разработанная В.А. Пищальниковой и С.Н. Диюном оригинальная методика, в соответствии с которой испытуемым был предложен письменный текст со следующим заданием:

1.                Прочтите текст;

2.                Разделите текст на смысловые отрезки, отметив их границы вертикальной чертой /;

3.                Отметьте в выделенных Вами отрезках повышение ), понижение интонации ), ровное звучание f^O;

4.                Расставьте динамические оттенки (Г — громко, НГ — не очень громко, Т — тихо);

5.                Обозначьте темп (Б - быстро, У - умеренно, М — медленно).

Внимание реципиентов обращалось на то, что деление текста на отрезки должно быть осмысленным, то есть отрезки должны представлять собой слово или сочетание слов, как-либо связанных по смыслу. Необходимо отметить, что членение речевого произведения на значимые отрезки происходит в процессе его смысловой обработки и является необходимой составляющей восприятия смысла, поэтому характер ритмической структуры текста, зафиксированной испытуемыми, должен отразить особенности его осмысления.

Известно, что интонация, включающая комплекс взаимосвязанных просодических компонентов (мелодику, ритм, темп, интенсивность (динамику) и тембр), является важнейшим средством формирования высказывания и выявления его смысла. Большую роль в процессе передачи смысловой и эмоциональной информации играет мелодика. Неразрывная связь мелодики и смысла дает некоторым исследователям основания считать ее "смыслообразующим фактором речи" (Бураго, 1986). Отмечается, что изменение высоты основного тона является сверхтонким: и сверхчутким индикатором любого, даже микроскопического изменения смысловых нюансов (Скворцова, 1999, с. 232). Не подлежит сомнению тесная связь мелодического компонента и с эмоциональным состоянием продуцента. Более того, способность интонации выражать эмоции признается большинством отечественных и зарубежных исследователей одной из основных ее функций. Изменение интонационного контура при увеличении или уменьшении степени эмоциональной напряженности является непроизвольным и описано для многих языков. Возможным нейрофизиологическим обоснованием этого явления может служить тот факт, что эмоциональное напряжение влечет за собой напряженность голосовых связок, что, в свою очередь, автоматически повышает основной тон (Боллинджер, 1972). Многочисленные исследования показали, что вербальные компоненты, репрезентирующие смысловой центр высказывания, как правило, маркируются пиковым значением частоты основного тона.

Тесно связан со смыслом высказывания и динамический компонент ритмомелодической структуры. Изменение громкости фиксирует особенности смыслопорождения. Рядом исследований доказано существование необходимой связи между динамическими и мелодическими характеристиками речи. Так, выявлена закономерность, в соответствии с которой, по мере повышения частоты основного тона одновременно происходит и непроизвольное увеличение силы голоса. Данное явление имеет физиологическое обоснование: увеличение подсвязочного давления, способствующее увеличению частоты колебаний голосовых связок, в результате чего повышается основной тон, приводит также и к увеличению силы голоса (Морозов, 1977). Таким образом, последовательное изменение высоты основного тона является одновременно и изменением силы звучания. Вербальный компонент, значимый для репрезентации личностного смысла, в интонационном отношении характеризуется мелодическим и динамическим максимумом. Как отмечает И.П Торсуева, "наиболее важный в смысловом отношении элемент (слово, группа слов) характеризуется в общем вопросе следующими акустическими параметрами: пиком частоты основного тона, наибольшим диапазоном ЧОТ и максимальной амплитудой интенсивности" (Торсуева, 1979, с. 81).

Темп, также как мелодика и динамика, играет большую роль в процессе формирования ритмомелодической структуры речевого произведения. Отклонения темпа в сторону ускорения или замедления отражают характер протекания процесса смыслообразования. Многими исследователями (А.М.. Антипова, Л.Р. Зиндер, Н.Д. Светозарова, Э.А. Нушикян и др.) признается важная роль темпа в передаче эмоционально-модальной информации. СВ. Шервинский, исследуя взаимосвязь смыслового содержания лирических произведений А.С. Пушкина с их ритмическим построением, характеризует темп как мощное средство выразительности и подчеркивает, что смысловые, и прежде всего эмоциональные оттенки влекут за собой разнообразные темповые различия, проявляющиеся как ускорение стиха в одном фрагменте и его замедление в другом. По словам исследователя, "...сила, то есть ударение, "время" и смысловое содержание остаются неизменно связанными друг с другом..." (Шервинский, 1961, с. 15). Э.А. Нушикян также отмечает, что с изменением темпа может быть связана передача смысловых и эмоциональных нюансов, при этом выделение того или иного вербального компонента осуществляется, как правило, путем замедления темпа и "несет по преимуществу эмоциональную нагрузку" (Нушикян, 1986, с. 191).

Данные современной физиологии и психологии речи свидетельствуют о том, что при чтении письменного текста происходит его внутреннее озвучивание, интонирование (Соколов, 1967; Бахтин, 1979; Задоенко, 1980). При этом, как показывают некоторые исследования, мелодическая интерпретация текста (в частности, поэтического произведения) до известных пределов остается неизменной у разных чтецов. Следовательно, интонационно-ритмический строй каким-то образом зафиксирован в письменном тексте и способен адекватно восприниматься. Н.В. Черемисина, исследовавшая; художественную речь, отмечает, что информация о ритмической организованности и интонировании формально задана в письменном тексте художественного произведения и воспринимается при чтении (Черемисина, 1976; 1981; 1989).



Глава 3. Первый этап экспериментального исследования: выявление закономерностей восприятия реципиентами ритмомелодической структуры поэтического текста


На основании всего вышеизложенного мы предположили, что анализ особенностей ритмомелодической структуры, зафиксированной в анкетах реципиентов, должен выявить характер восприятия ими смыслового содержания экспериментального поэтического текста. В случае обнаружения одинаковых стратегий восприятия реципиентами ритмомелодической структуры речевого произведения предполагалось, что такая структура каким-то образом вербализована, следовательно, она объективна, а потому может служить основанием для адекватного понимания поэтического текста. Результаты эксперимента использовались для подтверждения нашей гипотезы о том, что процесс смыслопорождения регулируется ритмомелодической структурой поэтического текста, определяемой взаимодействием ее стабильных и нестабильных компонентов.

Реципиенты фиксировали в анкетах особенности воспринятой ими ритмомелодической структуры экспериментального текста. Количество выделенных разными испытуемыми ритмомелодических характеристик по дочитывалось (для каждой характеристики отдельно), затем выявлялись наиболее частотные ритмомелодические характеристики, зафиксированные большинством испытуемых, что позволяло сделать некоторые выводы о характере ритмомелодической структуры текста.


3.1 Характеристика испытуемых


Поскольку эксперимент был направлен на выявление универсальных характеристик восприятия ритмомелодической структуры вербального текста, группы реципиентов были разнообразными по возрасту и социальному положению.

В первом эксперименте принимали участие

-       школьники 8, 9, 10, 11 классов общеобразовательных школ г. Горно-Алтайска в возрасте 12-17 лет (72 чел.);

-       учащиеся 2, 3,4 курсов Горно-Алтайского педагогического колледжа в возрасте 16-27 лет (63 чел.);

-       студенты 1 курса факультета иностранных языков Горно-Алтайского государственного университета в возрасте 16-19 лет (16 чел.);

-       студенты-филологи 4 курса Горно-Алтайского государственного университета в возрасте 20-21 лет (15 чел.);

-        реципиенты с высшим образованием в возрасте 22-62 лет (48 чел.). Всего было получено 214 анкет.

Основными требованиями, обусловившими выбор таких групп испытуемых, являлись: наличие навыков чтения и работы с письменным текстом, уровень общей филологической подготовленности.


3.2 Описание результатов эксперимента


Реципиентам 4 экспериментальных групп был предложен для анализа поэтический текст "Растворил я окно..." К.Р.


Растворил я окно, - стало грустно невмочь, -

Опустился пред ним на колени,

И в лицо мне пахнула весенняя ночь

Благовонным дыханьем сирени.

А вдали где-то чудно так пел соловей;

Я внимал ему с грустью глубокой

И с тоскою о родине вспомнил своей;

Об отчизне я вспомнил далекой,

Где родной соловей песнь родную поет

И, не зная земных огорчений,

Заливается целую ночь напролет

Над душистою веткой сирени.


В процессе анализа данного текста был выявлен доминантный личностный смысл "тоска по родине", непосредственно репрезентированный языковым выражением "с тоскою о родине". Необходимо отметить, что смысловая доминанта структурирована амбивалентными эмоциями. Так, эмоцию отрицательной модальности представляет лексема грустно ("грустный" — полный грусти, вызьгеающий грустное настроение, печальный — Ожегов, с. 151). В первом предложении фиксируется и интенсивность указанного смысла в словоформе невмочь, которую словарь толкует как тождественную лексеме "невмоготу" — нет никаких сил, возможности делать что-нибудь (Ожегов, с. 400). Словосочетание весенняя ночь, в свою очередь, представляет эмоцию положительной модальности, так как словоформа "весенняя" означает признак "имеющий отношение к весне", а в традиционно-поэтическом употреблении это время года связано с представлением о молодости, расцвете, любви. Положительная эмоция фиксирована и в сочетании благовонным дыханьем ("благовонный" - ароматный, душистый — Ожегов, с. 55), то есть имеющий приятный запах. В словоформе сирени, употребленной в данном тексте два раза, эмоция положительной модальности репрезентирована дважды. Приведем толкование этого слова словарем: "сирень" - крупный садовый кустарник семейства маслиновых с лиловыми, белыми или розовыми душистыми соцветиями (курсив мой.- М.Ч.) (Ожегов, с. 717). Актуальными здесь являются два признака: во-первых, сирень цветет весной (время любви, расцвета), во-вторых, ( это кустарник с душистыми соцветиями ("душистый" — имеющий приятный сильный запах (курсив мой.- М.Ч.) (Ожегов, с. 187). Таким образом, в данной словоформе опосредованно фиксирована и сема интенсивности (сильный запах). В следующем предложении дважды представлена сема удаленности: лексемой вдали, которую словарь толкует как "далеко, на далеком расстоянии" (Ожегов, с. 75) и лексемой где-то — в каком-то месте (Ожегов, с. 131), подчеркивающей указанный смысл (где-то — не там, где я, в другом; неизвестном мне, месте). Следовательно, здесь фиксируется пространственная удаленность от родины, что репрезентирует отрицательную эмоцию. В лексеме чудно вновь репрезентирована положительная эмоция: "чудный" - прелестный, очаровательный (Ожегов, с. 886). Кроме того, здесь представлена и сема интенсивности в языковом выражении чудно так - слово "так" имеет значение "до такой степени, настолько" (Ожегов, с. 785). Языковое выражение пел соловей также подчеркивает сему эмоции положительной модальности, поскольку пение соловья связано с весной; при этом лексема соловей представлена в тексте дважды. Следующее предложение актуализирует негативную эмоцию и одновременно большую степень ее интенсивности, которые фиксированы в сочетании с грустью глубокой: "грусть" — чувство печали, уныния (Ожегов, с. 151), признак "глубокий" имеет переносное значение "обладающий глубиной, большой и сильный (курсив мой.- М.Ч.) (Ожегов, с. 136). Выражение с тоскою о родине вспомнил своей, как уже говорилось, непосредственно представляет доминантный личностный смысл: "тоска" — душевная тревога, уныние (Ожегов, с. 803). В словоформах о родине, своей, об отчизне актуализирована сема положительной модальности: "родина" — отечество, родная страна (Ожегов, с. 680); "свой" -1) принадлежащий себе, имеющий отношение к себе; 2) родной или связанный близкими отношениями, совместной деятельностью (там же, с. 703); в свою очередь родной, кроме значения "свой по рождению, по духу, по привычкам", имеет семантику "дорогой, милый" (там же, с. 680); "отчизна" - отечество, родина (там же, с. 482). Словоформа далекой вновь репрезентирует сему удаленности от родины: "далекий" — находящийся, происходящий на большом расстоянии или имеющий большое протяжение (Ожегов, с. 154) - здесь фиксирована эмоция отрицательной модальности. В следующем предложении представлена сема положительной эмоции в языковых выражениях родной соловей и песнь родную поет. Эмоция отрицательной модальности актуализируется словоформой огорчений: "огорчение" — неприятность, душевная боль (Ожегов, с. 442). Таким образом, соловей, не знающий земных огорчений, противопоставлен страдающему от тоски по родине лирическому герою. В языковых выражениях заливается и целую ночь напролет актуализируется сема интенсивности: лексему "заливаться" словарь, толкует как "издавать какие-нибудь заливистые звуки" (Ожегов, с. 213), "заливистый", в свою очередь, имеет значение "звонкий и переливчатый" (там же), а "звонкий" означает "звучный, громкий (курсив мой.- М.Ч.) (там же, с. 230). В выражении целую ночь напролет указанный смысл представлен дважды: "целый" - 1) весь, без изъятия, полный; 2) значительный, большой (Ожегов, с. 870), "напролет" - без перерыва, целиком (там же, с. 387). Здесь же одновременно репрезентированы эмоция положительной модальности и ее интенсивность в словоформе над душистою (душистый - имеющий приятный сильный запах (Ожегов, с. 187) ив словоформе сирени (сирень — кустарник с душистыми соцветиями, цветущий весной).

На основании проведенного анализа исследовательскую модель доминантного личностного смысла поэтического текста "Растворил я окно..." можно представить следующим образом (см. с. 82).

Для того, чтобы выявить динамику становления смысловой структуры исследуемого речевого произведения, нами был проведен позиционный анализ, позволяющий установить смысловую плотность текста. Методика позиционных срезов, разработанная Г.Г.




Москальчук, основана на 5 эвристичных позициях, определяемых серией пропорций золотого сечения как "универсальной константы оптимизации составной системы" (Москальчук, 1998, с. 175).

В исследуемом тексте 57 словоформ. Граница зачина располагается после 8 словоформы (57 х 0,146 = 8,322 " 8). Гармонический центр зоны начала (ГЦн) находится на 13 словоформе (57 х 0,236 = 13,452 " 13).Гармонический центр текста (ГЦ) расположен на 35 словоформе (57 х 0,618 = 35,226 " 35). Абсолютно слабые позиции текста располагаются симметрично от ГЦ на расстоянии 13 словоформ (57 х 0,236 = 13,452 " 13). Одна из них откладывается влево от ГЦ и называется "- 0,236", другая — вправо от ГЦ и носит название "+0,236).

Далее выявляем отклонения границ предложения слева и справа от каждого из позиционных срезов. Зачин имеет отклонения 8/10; ГЦн — 12/5; левая граница зоны ГЦ (абсолютно слабая позиция "- 0,236") — 3/36; ГЦ — 9/22; правая граница зоны ГЦ (абсолютно слабая позиция "+0,236") - 30/9. Качественно сравнив величины отклонений (флуктуации размера предложения) для каждого среза в отдельности, определяем характер границ (симметричные или асимметричные, если асимметричные, то крутые (обозначаются "2") или пологие (обозначаются "1"), что дает формулу модели циклической организации исследуемого текста: 2/21221/1.

Сочетание крутой и пологой границ порождает их циклическую взаимосвязь (цикл). Объединяя подобные асимметричные границы между собой, можно выявить плотность циклов, пересекающих интервалы текста. Комбинации различно ориентированных границ создают сложный индивидуальный ритм структуры целого.

Схема самоорганизации циклической структуры модели исследуемого текста представлена на рис. 2.


Рис. 2. Схема самоорганизации циклической структуры модели текста "Растворил я окно..."


Качественное своеобразие границ позиционных срезов является следствием флуктуации размера предложения, его ориентации относительно теоретических границ и отражает состояние структуры текста на данном этапе его эволюции. В данном случае в структуре текста реализуется суммарно восходящая градация, так как плотность циклов в конце текста выше, чем в зачине (4 и 3 соответственно). Некоторая асимметричность распределения циклической плотности в зонах зачина и конца текста подтверждает выявленную Г.Г. Москальчук тенденцию к увеличенной циклической плотности конца текста, что связывается исследователем с "функциональным сдвигом ГЦ как организующего центра целостной системы вправо" (Москальчук, 1998, с. 162). Взаимодействие разнонаправленных тенденций порождает сложную модель структурообразования, сочетающую в себе три тенденции: началостремительность (между абсолютным началом текста и точечным аттрактором ГЦн возникает отдельный цикл), центростремительность (цикл между ГЦн и ГЦ) и концестремительность (цикл между ГЦ и абсолютным концом текста). Все три тенденции обеспечивают преемственность внутритекстовой организации, а ГЦ-стремительность обеспечивает благоприятный режим рецепции речевого произведения. Как отмечает Г.Г. Москальчук, "ГЦ-стремительность структуры является оптимизирующим фактором восприятия целого" (Москальчук, 1998, с, 201). Анализ характера циклической самоорганизации текста позволяет судить о динамике развертывания структуры, об интенсивности протекания синергетического процесса в том или ином интервале речевого произведения. В данном случае зоны зачина и конца текста характеризуются минимальной плотностью циклов. По направлению к зоне гармонического центра интенсивность процесса самоорганизации заметно возрастает, достигая кульминации в интервале пост-ГЦ, где циклическая плотность наивысшая — 8 (здесь находится креативный аттрактор - средоточие внутренних связей текста), затем происходит резкое снижение интенсивности синергетического процесса. Сопоставим динамику изменения циклической плотности с организацией смысловой и синтаксической структуры текста. В зоне зачина, где плотность циклов равна 3, расположены репрезентанты негативной эмоции и ее интенсивности грустно невмочь. Асимметричный порядок слов первого структурно-смыслового компонента растворил я окно инициирует динамику процесса самоорганизации. Гармонический центр зоны начала является одним из точечных аттракторов, притягивающих асимметричные тенденции, поэтому зона его влияния — пред-ГЦн и пост-ГЦн — характеризуется большим разнообразием используемых автором языковых средств представления личностного смысла. Плотность циклических связей в этом интервале возрастает в два раза (6), здесь находятся репрезентанты эмоции положительной модальности: весенняя, благовонным, сирени и репрезентанты смысла "удаленность", косвенно представляющего негативную эмоцию: вдали, где-то. Одинаковая плотность циклов в интервалах "зачин. — ГЦн" и "ГЦн — абсолютно слабая позиция -0,236" свидетельствует о некоторой стабилизации процесса смысло- и формообразования. Происходит постепенное прояснение замысла. В следующем интервале — пред-ГЦн - интенсивность циклов еще более возрастает (7). Гармонический центр является абсолютно сильной позицией текста, его точечным аттрактором, к которому притягиваются разнообразные флуктуации, эмоциональной и содержательной кульминацией речевого произведения. В зоне гармонического центра оказываются стянутыми воедино все наиболее значимые структурные, ритмико-интонационные и смысловые связи (Москальчук, 1998, с. 45, 42). В данном интервале процесс смысло- и структурообразования достигает наивысшей интенсивности, что проявляется в концентрации здесь разнонаправленных смыслов, интегрируемых эмоциями противоположных модальностей. Так, эмоция положительной модальности и ее интенсивность представлена словоформами чудно так, соловей, о родине, своей, об отчизне, родной соловей, (песнь) родную; репрезентантами негативной эмоции и ее интенсивности являются выражения с грустью глубокой, с тоскою; смысл "удаленность" представлен словоформой далекой. Кооперативное взаимодействие точечных аттракторов ГЦн и ГЦ, а также циклических аттракторов, спонтанно возникающих в результате самоупорядочивания языковой материи в зонах пред-ГЦ и пост-ГЦ, ведет к стремительному росту асимметричных тенденций и интенсивной репрезентации эмоционально-смысловой доминанты, что проявляется также в скоплении в данной области синтаксических конструкций, реализующих обратный порядок слов: с грустью глубокой, о родине...своей, об отчизне...далекой, песнь родную. В зоне конца текста плотность циклических связей резко снижается (4) — смысл уже порожден, - и процесс самоорганизации речевого произведения входит в завершающую фазу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.