![]() |
|
|
Выявление лингвосинэргетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстовПроцессуальность формы музыкального произведения подчеркивает и Б.В. Асафьев, отмечая, что музыкальное становление всегда обнаруживает себя в непрерывных изменениях, при этом каждый момент такого становления оценивается как стадия перехода в последующий (Асафьев, 1971). Говоря о силах, обусловливающих музыкальное развитие, исследователь акцентирует внимание на том, что они возникают в самом процессе "звукостановления" (там же, с. 52, 72). Инициировать изменение формы могут как внешние стимулы, так и внутренние свойства самого "музыкального материала" (звуковой материи). Формообразование осуществляется во взаимодействии двух противоположных тенденций: тенденции к "кристаллизации", проявляющейся как стремление системы обрести устойчивое, равновесное состояние - симметричную структуру (подобное состояние требует от системы наименьших затрат энергии для своего поддержания) и тенденции "ко все более интенсивному ощущению состояния неустойчивого равновесия", реализующейся как непрерывное нарушение инерции становления формы за счет внутренних флуктуации и внешних воздействий на систему. Ритмомелодическая структура поэтического текста, являющаяся предметом нашего исследования, образуется в процессе самоорганизации сложно взаимодействующей звуковой материи языка. Под ритмомелодической структурой мы понимаем развертывающееся в пространственно-временном континууме единство темпоритма, мелодики,, динамики и тембра. Данная структура возникает в ходе сложных коллективных взаимодействий составляющих ее компонентов, как результат их спонтанного упорядочивания под регулирующим воздействием креативного аттрактора (эмоционально-смысловой доминанты). Определяющим условием при этом является когерентное функционирование ритмомелодических компонентов. Понятие когерентности раскрывается как согласование, фазировка, синхронизация, несиловое взаимодействие между состояниями объектов. Отмечается, что когерентность характеризует потенциально возможное состояние любых форм существования материального мира (Шелепин, 1980, с. 451). Проявление когерентных свойств возможно лишь при определенных условиях: наличии нелинейности, нестационарности и открытости системы. Всем этим условиям отвечает система художественного текста. Синхронизация, определяемая как свойство материальных объектов вырабатывать единый ритм совместного функционирования, является одной из форм самоорганизации материи. Как отмечают Е.Н. Князева и СП. Курдюмов, "для построения сложной организации необходимо когерентно соединить подструктуры внутри нее, синхронизировать темп их эволюции. В результате объединения структуры попадают в один темпомир..., начинают "жить" в одном темпе" (Князева, Курдюмов, 1997, с. 69). Но на каком основании возможно когерентное взаимодействие компонентов ритмомелодической структуры? Известно, что в природе используется небольшое число основных принципов, определяющих общие тенденции развертывания процессов самоорганизации систем. Согласно антропному принципу, "сложность наблюдаемой Вселенной определяется очень узким диапазоном сечений первичных элементарных процессов и значениями фундаментальных констант. (...)Антропный принцип оказывается принципом существования сложного в этом мире. Чтобы на макроуровне сегодня было возможно существование сложных систем, элементарные процессы на микроуровне изначально должны были протекать очень избирательно (курсив мой.- М.Ч.)" (Князева, Курдюмов, 1997, с. 64). Следовательно, число способов построения сложных нелинейных систем ограничено. Одной из универсальных закономерностей структурогенеза любых материальных и идеальных систем является принцип "стабилизации через резонанс". "Резонанс (от лат. resono — звучу в ответ, откликаюсь) — относительно большой селективный (избирательный) отклик колебательной системы (осциллятора) на периодическое воздействие с частотой, близкой к частоте ее собственных колебаний" (Физика: Большой энцикл. сл., 1998, с. 629). Когда частоты колебаний объектов одинаковы или сходны, то колебания одного из них возбуждают сильные колебания в другом. Как отмечает Т. Павлидис, "если осцилляторы почти одинаковы и, связаны между собой не слишком сильно, они обычно склонны к совместным синхронным колебаниям" (Павлидис, 1984, с. 82). При этом исследователь акцентирует внимание на характере межэлементных связей: "Очень сильная связь может полностью перестроить динамику системы: либо вовсе подавить колебания, либо резко изменить их частоту по сравнению с собственной частотой отдельных элементов. При достаточно слабой связи поведение системы может зависеть от начальных условий" (там же). Существенно, что сходство элементов действует так же, как усиление связей между ними. Только в случае кооперативных процессов, возможных в силу наличия особых связей между элементами, наблюдается спонтанное возникновение структуры: "...связать части между собой так, чтобы они представляли некоторое законченное целое, можно только за счет сходства самих частей, иначе говоря, за счет того общего, что содержится в каждой части. Если же между частями нет ничего общего, то есть все части различны (в смысле абсолютно различны), то и целое они образовать не смогут" (Марутаев, 1990, с. 135). На наш взгляд, этим общим моментом, объединяющим различные языковые элементы, является сходство их ритмических структур, благодаря которому и возможно их согласованное функционирование. На этой основе становится возможной синхронизация гетерогенных компонентов в процессе самоорганизации художественного (поэтического) текста. Необходимым условием является наличие в сложной системе компонентов, характеризующихся собственными фазовыми координатами и обладающих способностью навязывать свой ритм функционирования другим автоколебательным объектам. В этом случае говорят о явлении захватывания, или о внешней синхронизации (Блехман, 1971, 1981). Связь между объектами при этом может быть довольно слабой, важно лишь то, что "достаточно мало отличие соответствующих одноименных параметров объекта" (Блехман, 1971, с. 33). В применении к процессу самоорганизации текста это означает, что релевантным становится сходство ритмических структур языковых элементов, в то время как связь этих элементов по лексическому значению может быть слабой или отсутствовать вовсе, что и наблюдается в том случае, когда языковые единицы, входящие в структуру текста, не связаны ни ядерными, ни периферийными семами. Еще Ю.Н. Тынянов отмечал конструктивную роль ритма, благодаря которому в стихе может происходить "сцепление" слов и с далекими "основными признаками". Механизм этого "сцепления" объясняется исследователем на примере рифмы, определяемой как "своеобразное ритмическое сравнение с частичным изменением основного признака рифмующего члена или с выступлением в нем признаков колеблющихся" (Тынянов, 1965, с. 167). Пути эволюции системы текста предзаданы ее аттракторами. При этом, как уже говорилось, в процессе самоорганизации система производит селективный отбор компонентов, способных стать составляющими будущей структуры. По утверждению Г. Николиса и И. Пригожина, "динамическая система...действует как своего рода селектор, отбрасывающий огромное большинство случайных последовательностей и сохраняющий лишь те из них, которые совместимы с соответствующими динамическими законами (курсив мой.- М.Ч.)" (Николис, Пригожий, 1990, с. 224). Это обусловлено тем, что система, находящаяся в неравновесном состоянии, должна активно отбирать (селектировать) поступающие из среды кванты энергии, вещества и. информации, чтобы сохранить свою качественную определенность. Каждый аттрактор, необходимо обладая определенной ритмической организацией, стремится упорядочить среду вокруг себя и производит отбор среди множества возможных репрезентантов смысла. При этом в процесс самоорганизации могут быть втянуты: 1) языковые единицы, структура которых изоморфна структуре аттрактора и 2) единицы, обладающие подходящей структурой для того, чтобы органично вписаться в окружающую аттрактор ритмомелодическую среду. Этот механизм можно соотнести с явлением "подстройки всех частот под некоторую выделенную", определяемым некоторыми исследователями как один из возможных путей образования структур (Валянский, Илларионов, 1994, с. 316). Отсюда понятным становится положение синергетики о том, что неравновесные системы способны избирательно реагировать на внешние воздействия среды: воспринимать различия во внешней среде и "учитывать" их в своем функционировании. При этом "некоторые более слабые воздействия могут оказывать большее влияние на эволюцию системы, чем воздействия, хотя и более сильные, но не адекватные собственным тенденциям системы" (Найдыш, 1999, с. 424). Таким образом, вследствие организующего действия аттрактора в определенных участках среды происходит понижение уровня энтропии. Тем самым ограничивается разнообразие языковых единиц, потенциально возможных в качестве репрезентантов личностного смысла, устраняется неопределенность, множественность путей развития процесса смыслопорождения. Поэтому говорят, что "на данной нелинейной среде возможен не любой путь эволюции, а лишь определенный набор этих путей, определяемый спектром устойчивых состояний, структур-аттракторов" (Курдюмов, Князева, 1994, с. 172). Присутствие (выделение) в некоторых участках среды одного или нескольких аттракторов порождает каталитический эффект, когда процессы самоорганизации значительно ускоряются, при этом происходит перераспределение языковой материи во времени и пространстве и спонтанно устанавливается новый порядок элементов. Известно, что процессы самоорганизации имеют место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности, то есть состоящих из множества элементов, связи между которыми носят вероятностный характер. Природная система тем устойчивее, чем выше ее разнообразие. Таким образом, сложность системы напрямую связана с ее способностью сопротивляться деструктивному воздействию среды. Тогда должен существовать какой-то фактор, ограничивающий разнообразие элементов и организующий разнородные составляющие сложного объекта в целостную, гармонично функционирующую систему текста. Полагаем, что именно ритм позволяет отдельным разрозненным языковым элементам преодолеть неупорядоченность во времени и пространстве, в результате чего и возникает сложная негэнтропийная система — художественный текст. Большинство природных систем являются открытыми и функционируют в нестабильном режиме, что имеет объективную причину: в ходе эволюции имели шанс выжить и сохраниться только нестабильные системы, процессы и объекты, поскольку устойчивые объекты уравновешивались, становились частью среды, а неустойчивые распадались. Колебательный режим является фундаментальным принципом поведения сложных самоорганизующихся систем и реализуется как периодическое чередование стадий эволюции и инволюции, развертывания и свертывания, взрыва активности, схождения к центру (интеграции) и расхождения (дезинтеграции). Развитие нелинейных систем может быть описано как своеобразная пульсация, где "тенденции дифференциации сменяются интеграцией, разбегание — сближением, ослабление связей — их усилением" (Князева, Курдюмов, 1993, с. 50). Открытые системы подвергаются непрерывным возмущениям, обусловленным внутренними флуктуациями и воздействиями внешней среды, что влечет за собой нарастание энтропии (меры неупорядоченности, дезорганизации). Ритм в этом случае выступает как фактор негэнтропии, нейтрализующий деструктивные тенденции. Ритмичное функционирование системы противостоит деструктивным воздействиям среды, которые способны привести к разрушению ее структуры, вследствие чего система получает возможность динамично развиваться, сохраняя свою целостность. Нарушение ритма функционирования системы ведет к снижению ее адаптационных возможностей, то есть способности адекватно реагировать на внешние воздействия. Таким образом, в условиях постоянного притока энергии и информации из нелинейной среды (концептуальной системы индивида), система художественного текста сохраняет относительную устойчивость, целостность и стабильность основных функциональных параметров благодаря ритму (ритмичному функционированию). Ритм имеет всеобщее значение, поскольку коллективная деятельность элементов любых органических систем подчиняется закону ритма. Периодические процессы характеризуют все уровни развития материи. Благодаря ритмическому функционированию достигается качественная устойчивость, целостность объекта в его непрерывном развитии, а кроме того - возможность гибкой адаптации к нерегулярным воздействиям среды. Таким образом, ритм принадлежит к числу фундаментальных природных закономерностей, которым подчиняются сложные системы в своем функционировании. Более того, ритм лежит в основе самого их существования, выступая как фактор образования системы, ее развития и сохранения ее целостности в процессе эволюции. Следовательно, ритм может быть охарактеризован как устойчивый компонент синергетических систем. Сущностным свойством процесса смыслопорождения (речемыслительной деятельности) является его континуальность, что "аргументируется нейрофизиологически, но не определяется связями системы языка с другими системами - вообще с внешней средой" (Герман, Пищальникова, 1999, с. 40). Смысловой континуум принципиально невозможно дискретировать, вместе с тем репрезентация его неизбежно осуществляется в дискретных единицах. Материя языка также принципиально нестабильна, динамична. В процессе самоорганизации речевого произведения происходит поиск соответствия, установление гармоничных отношений между ними. В результате временной стабилизации потоков обмена энергией (эмоциональным содержанием), веществом (звуковой материей) и информацией (понятийным содержанием) и установления между ними гармоничного соотношения текст приобретает определенную метастабильную структуру. Дискретность и континуальность являются универсальными характеристиками эволюционирующих систем. Континуальный процесс самоорганизации системы текста осуществляется через цепь дискретных переходов (изменений состояния структуры). В процессе эволюции происходит ритмичное переключение режимов функционирования системы, реализующееся как определенным образом упорядоченная смена ее структурно-функциональных состояний. Система балансирует между устойчивостью и неустойчивостью, непрерывно переходит из устойчивого состояния в неустойчивое, упорядоченное движение сменяется хаотическим, и наоборот: "...если: система будет находиться в состоянии устойчивого (идеального) равновесия, то она потеряет способность к развитию. В то же время, если система будет находиться в состоянии только преобладания неравновесного положения, то она рано или поздно разрушится" (Ковалев, 1999, с. 182). Таким образом, динамика системы предполагает такое соотношение устойчивости и неустойчивости, которое позволяет ей функционировать и развиваться. Ритмомелодическая структура текста возникает в процессе ее непрерывных преобразований, детерминируемых внешними воздействиями (квантами < энергии и информации, поступающими из среды обитания текста) и внутренними флуктуациями составляющих данную структуру компонентов, спонтанно генерируемыми самой системой. Следует отметить, что, вследствие особого рода связей в системе, изменение какого-либо компонента с необходимостью влечет за собой преобразование всей ритмомелодической структуры. Смена одного уровня организации и режима функционирования другим определяется существованием универсального принципа оптимизации (оптимальной конструкции), согласно которому каждая функциональная система стремится обрести такую структуру, при которой эффективность системы наибольшая. Иными словами, "организм имеет для ряда заданных биологических функций оптимально возможную конструкцию по отношении к экономии используемого материала и расходуемой энергии, необходимых для выполнения заданных функций. Или, в общей формулировке, этот принцип требует, чтобы конструкция; организма была адекватна заданной функции при заданных изменяющихся условиях среды" (Ковалев, 1999, с. 63). В соответствии с этим ритмомелодическая структура текста, вероятно, организуется так, чтобы наилучшим образом отвечать выполняемым системой функциям, то есть репрезентации эмоционально-смысловой доминанты. Полагают, что эволюционное развитие различных систем подчинено объективно существующим универсальным принципам структурной гармонизации. Структурная гармония может быть охарактеризована как "некий оптимум, мера внутриструктурного разнообразия элементов системы, скоррелированного с функциональными ее особенностями и свойствами" (Сороко, 1984, с. 143). Выявлено, что структурам природных систем, их свойствам и отношениям присущ механизм рядообразования, рано или поздно приводящий, причем независимо от начальных порождающих условий, к отношению золотого сечения, существующего как фундаментальный структурный код, пронизьшающий все формы организации материи и выражающий закономерности ее самоорганизации в процессе развития. Иными словами, любой природный объект, обладающий внутренним единством, какова бы ни была его природа, в своем развитии приходит к одним и тем же структурным инвариантам. По У .Р. Эшби, идея инвариантности состоит в том, что хотя система в целом претерпевает последовательные изменения, некоторые ее свойства ("инварианты") сохраняются неизменными (Эшби, 1959, с. 109). Реализацию принципа золотой пропорции находят в самых различных областях природы: в структуре ДНК, в морфологии организмов, в кардиограмме, в деятельности головного мозга, в структуре периодической системы химических элементов, в строении почв. Существенно, что мозг в; своем і функционировании характеризуется теми же инвариантами, которые типичны для всех самоорганизующихся ■ систем, обладающих сложной структурой. Экспериментально установлено, что отношения частот биоритмов тяготеют к золотой пропорции (средняя частота каждого последующего ритма в два раза больше, чем у предыдущего ритма) (Соколов А.А., Соколов Я.А., 1976). Золотая пропорция определяет деление целого на две неравные части так, чтобы. большая часть относилась к меньшей, как целое к большей. Следовательно, золотая пропорция отвечает асимметрии. Фундаментальным свойством золотого сечения является единство аддитивности и мультипликативности, обусловливающих два рода связи между частями и целым, структурность и целостность объекта. Понятие аддитивности означает, что целое структурно (а + b = с), то есть простейшее элементарное целое — это целое, составленное из двух частей. Кроме того, свойство аддитивности проявляется в том, что каждый отрезок линейного ряда золотого сечения равен сумме или разности двух смежных отрезков (Шевелев, 1990, с. 66). Примером аддитивности может служить ряд чисел Фибоначчи. Связь этого ряда с "божественной пропорцией" состоит в том, что отношение рядом стоящих чисел в пределе стремится к золотой пропорции (1,61803...). По словам Э.М. Сороко, "соотношение рядом стоящих чисел ряда Фибоначчи отражает колебательный процесс,...строго периодическое со все уменьшающейся амплитудой уменьшение разницы в отношениях этих чисел, затухающее колебание этих отношений относительно величины Ф -золотой пропорции" (Сороко, 1984, с. 41-42). Таким образом, ряд чисел Фибоначчи воплощает бесконечный процесс стремления к гармонии. Понятие мультипликативности "означает, что на все части структурно организованного целого распространяется одна и та же закономерность роста" (Шевелев, 1990, с. 62) — закон геометрической прогрессии, то есть чем больше становится одна часть, во столько же раз больше становится и другая часть, и, соответственно, - все целое (а : b = с). При этом элемент "с" имеет особое значение, поскольку "остается во времени себе тождественным в любой момент своего бытия" (там же, с. 63). Отмечается, что в нем заложен принцип памяти, подобия, генетики. Поскольку в, природе действуют единые принципы формообразования и функционирования различных систем, логично предположить, что и текст как квазиприродный объект должен подчиняться указанным закономерностям. Теория лингвистической синергетики утверждает, что в, сфере формообразования текста реализуются законы природы. Как отмечает В.А. Пищальникова, "закономерности формообразования текста совпадают с закономерностями формообразования природных объектов хотя бы уже в том смысле, что они связаны с пропорцией золотого сечения" (Пищальникова, 1999, с. 76)., До недавнего времени представление о становлении формы текста было во многом интуитивным и существовало на уровне догадок и предположений. Известно, что в основе: многих форм мыслительной деятельности лежат процессы, развертывание которых остается за порогом сознания и которые дают знать о себе только результатами своей деятельности, становясь доступными сознанию лишь на более поздних этапах. Именно к такому роду явлений можно отнести и организацию структуры речевого произведения, которая осуществляется в процессе текстопорождения во многом неосознанно, поскольку представления о форме текста не находятся в светлом поле человеческого сознания. Как отмечает В. Ванслов, подбор конкретных выразительных средств в процессе художественного творчества в значительной мере определяется чутьем, интуицией, ощущением верно или неверно найденной детали, "...художник далеко не всегда полностью осознает, почему именно он выбирает такие, а не иные средства для: создания художественной формы и воплощения своего замысла, почему он отбирает одно и оставляет другое, предпочитает определенные детали другим и т.д." (Ванслов, 1956, с. 362). Исследования, проведенные Г.Г. Москальчук (Москальчук,1998), позволили выявить общие тенденции самоорганизации структуры, наиболее часто реализующиеся в массиве текстов. В процессе анализа более 2000 различных по природе текстов (диалектная речь, загадки, заговоры, лирические стихотворения, художественная проза) исследователем было выявлено значительное сходство их структурной организации, некая повторяющаяся ритмическая упорядоченность, на основании чего был сделан вывод о существовании скрытых вероятностно-статистических параметров, определенных закономерностей самоорганизации структуры текста. В результате проведенного Г.Г. Москальчук статистического эксперимента была смоделирована система форм, включающая 243 теоретически возможных конфигурации. Каждая из моделей формы представляет собой вариант некой идеальной гармонической инвариантной структуры, в основе которой лежит ряд пропорций золотого сечения, и реализуется с разной вероятностью. Как полагает исследователь, инвариант, представляющий собой проявление универсальной текстопорождающей матрицы, "эксплицирует не осознаваемые человеком, но воспроизводимые в текстах, скрытые от сознания глубинные закономерности порождения речи" (Москальчук, 1998, с. 66). Таким образом, установлено существование бессознательно предпочитаемых способов структурной организации текста. В этой связи В. А. Пищальникова отмечает, что данные формы "не существуют вне текста, они порождены текстом, более того, их динамика обусловливается только структурой текста" (Пищальникова, 1998, с. 11). Полагаем, что выявленный Г.Г. Москальчук спектр форм как раз и включает те структуры-аттракторы, которые потенциально возможны в нелинейной среде (речевой деятельности) и определяют пути эволюции системы текста. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |