![]() |
|
|
Заратустр| |после дела называю я это. | | | |Слушайте вы, судьи! Другое безумие существует ещё —| | | |это безумие перед делом. Ах, вы вползли | | | |недостаточно глубоко в эту душу! | | | |Так говорит красный судья: «но ради чего убил этот | | | |преступник? Он хотел ограбить». | | | |Но я говорю вам: душа его хотела крови, а не | | | |грабежа — он жаждал счастья ножа! | | | |Но его бедный разум не понял этого безумия и убедил| | | |его. «Что толку в крови! — говорил он. — Не хочешь | | | |ли ты по крайней мере совершить при этом грабёж? | | | |Отмстить?» | | | |И он послушался своего бедного разума: как свинец, | | | |легла на него его речь — и вот, убивая, он ограбил.| | | |Он не хотел стыдиться своего безумия. | | | |И теперь опять свинец его вины лежит на нём, и | | | |опять его бедный разум стал таким затёкшим, таким | | | |расслабленным, таким тяжёлым. | | | |Если бы только он мог тряхнуть головою, его бремя | | | |скатилось бы вниз; но кто тряхнёт эту голову? | | | |Что такое этот человек? Куча болезней, через дух | | | |проникающих в мир: там ищут они своей добычи. | | | |Что такое этот человек? Клубок диких змей, которые | | | |редко вместе бывают спокойны, — и вот они | | | |расползаются и ищут добычи в мире. | | | |Взгляните на это бедное тело! Что оно выстрадало и | | | |чего страстно желало, вот что пыталась объяснить | | | |себе эта бедная душа — она объясняла это как | | | |радость убийства и алчность к счастью ножа. | | | |Кто теперь становится больным, на того нападает | | | |зло, которое теперь считается злом: страдание хочет| | | |он причинять тем самым, что ему причиняет | | | |страдание. Но были другие времена и другое зло и | | | |добро. | | | |Некогда были злом сомнение и воля к самому себе. | | | |Тогда становился больной еретиком и колдуном: как | | | |еретик и колдун, страдал он и хотел заставить | | | |страдать других. | | | |Но это не вмещается в ваши уши: это вредит вашим | | | |добрым, говорите вы мне. Но что мне за дело до | | | |ваших добрых! | | | |Многое в ваших добрых вызывает во мне отвращение, и| | | |поистине не их зло. Я хотел бы, чтобы безумие | | | |охватило их, от которого они бы погибли, как этот | | | |бледный преступник! | | | |Поистине, я хотел бы, чтобы их безумие называлось | | | |истиной, или верностью, или справедливостью; но у | | | |них есть своя добродетель, чтобы долго жить в | | | |жалком довольстве собою. | | | |Я — перила моста на стремительном потоке: держись | | | |за меня, кто может за меня держаться. Но вашим | | | |костылём не служу я. | | | |Так говорил Заратустра. | | | |О чтении и письме | | | | | | | |Из всего написанного люблю я только то, что пишется| | | |своей кровью. Пиши кровью — и ты узнаешь, что кровь| | | |есть дух. | | | |Не легко понять чужую кровь: я ненавижу читающих | | | |бездельников. | | | |Кто знает читателя, тот ничего не делает для | | | |читателя. Ещё одно столетие читателей — и дух сам | | | |будет смердеть. | | | |То, что каждый имеет право учиться читать, портит | | | |надолго не только писание, но и мысль. | | | |Некогда дух был Богом, потом стал человеком, а ныне| | | |становится он даже чернью. | | | |Кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его | | | |не читали, а заучивали наизусть. | | | |В горах кратчайший путь — с вершины на вершину; но | | | |для этого надо иметь длинные ноги. Притчи должны | | | |быть вершинами: и те, к кому говорят они, — | | | |большими и рослыми. | | | |Воздух разрежённый и чистый, опасность близкая и | | | |дух, полный радостной злобы, — всё это хорошо идёт | | | |одно к другому. | | | |Я хочу, чтобы вокруг меня были кобольды, ибо | | | |мужествен я. Мужество гонит призраки, само создаёт | | | |себе кобольдов — мужество хочет смеяться. | | | |Я не чувствую больше вместе с вами: эта туча, что я| | | |вижу под собой, эта чернота и тяжесть, над которыми| | | |я смеюсь, — такова ваша грозовая туча. | | | |Вы смотрите вверх, когда вы стремитесь подняться. А| | | |я смотрю вниз, ибо я поднялся. | | | |Кто из вас может одновременно смеяться и быть | | | |высоко? | | | |Кто поднимается на высочайшие горы, тот смеётся над| | | |всякой трагедией сцены и жизни. | | | |Беззаботными, насмешливыми, сильными — такими хочет| | | |нас мудрость: она — женщина и любит всегда только | | | |воина. | | | |Вы говорите мне: «жизнь тяжело нести». Но к чему | | | |была бы вам ваша гордость поутру и ваша покорность | | | |вечером? | | | |Жизнь тяжело нести; но не притворяйтесь же такими | | | |нежными! Мы все прекрасные вьючные ослы и ослицы. | | | |Что у нас общего с розовой почкой, которая дрожит, | | | |ибо капля росы лежит у неё на теле? | | | |Правда, мы любим жизнь, но не потому, что к жизни, | | | |а потому, что к любви мы привыкли. | | | |В любви всегда есть немного безумия. Но и в безумии| | | |всегда есть немного разума. | | | |И даже мне, расположенному к жизни, кажется, что | | | |мотыльки и мыльные пузыри и те, кто похож на них | | | |среди людей, больше всех знают о счастье. | | | |Зреть, как порхают они, эти лёгкие вздорные ломкие | | | |бойкие душеньки — вот что пьянит Заратустру до | | | |песен и слёз. | | | |Я бы поверил только в такого Бога, который умел бы | | | |танцевать. | | | |И когда я увидел своего демона, я нашёл его | | | |серьёзным, веским, глубоким и торжественным: это | | | |был дух тяжести, благодаря ему все вещи падают на | | | |землю. | | | |Убивают не гневом, а смехом. Вставайте, помогите | | | |нам убить дух тяжести! | | | |Я научился ходить; с тех пор я позволяю себе | | | |бегать. Я научился летать; с тех пор я не жду | | | |толчка, чтобы сдвинуться с места. | | | |Теперь я лёгок, теперь я летаю, теперь я вижу себя | | | |под собой, теперь Бог танцует во мне. | | | |Так говорил Заратустра. | | | |О дереве на горе | | | | | | | |Заратустра заметил, что один юноша избегает его. И | | | |вот однажды вечером, когда шёл он один по горам, | | | |окружавшим город, названный «Пёстрая корова», он | | | |встретил этого юношу сидевшим на земле, у дерева, и| | | |смотревшим усталым взором в долину. Заратустра | | | |дотронулся до дерева, у которого сидел юноша, и | | | |говорил так: | | | |«Если б я захотел потрясти это дерево своими | | | |руками, я бы не смог этого сделать. | | | |Но ветер, невидимый нами, терзает и гнёт его, куда | | | |он хочет. Невидимые руки ещё больше гнут и терзают | | | |нас». | | | |Тогда юноша встал в смущении и сказал: «Я слышу | | | |Заратустру, я только что думал о нём». Заратустра | | | |отвечал: | | | |«Чего же ты пугаешься? С человеком происходит то | | | |же, что и с деревом. | | | |Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже | | | |впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и | | | |глубину, — ко злу». | | | |«Да, ко злу! — воскликнул юноша. — Как же возможно,| | | |что ты открыл мою душу?» | | | |Заратустра засмеялся и сказал: «Есть души, которых | | | |никогда не откроют, разве что сперва выдумают их». | | | | | | | |«Да, ко злу! — воскликнул юноша ещё раз. | | | |Ты сказал истину, Заратустра. Я не верю больше в | | | |себя самого, с тех пор как стремлюсь я вверх, и | | | |никто уже не верит в меня, — но как же случилось | | | |это? | | | |Я меняюсь слишком быстро: моё сегодня опровергает | | | |моё вчера. Я часто перепрыгиваю ступени, когда | | | |поднимаюсь, — этого не прощает мне ни одна ступень.| | | | | | | |Когда я наверху, я нахожу себя всегда одиноким. | | | |Никто не говорит со мною, холод одиночества | | | |заставляет меня дрожать. Чего же хочу я на высоте? | | | | | | | |Моё презрение и моя тоска растут одновременно; чем | | | |выше поднимаюсь я, тем больше презираю я того, кто | | | |поднимается. Чего же хочет он на высоте? | | | |Как стыжусь я своего восхождения и спотыкания! Как | | | |потешаюсь я над своим порывистым дыханием! Как | | | |ненавижу я летающего! Как устал я на высоте!» | | | |Тут юноша умолк. А Заратустра посмотрел на дерево, | | | |у которого они стояли, и говорил так: | | | |«Это дерево стоит одиноко здесь, на горе, оно | | | |выросло высоко над человеком и животным. | | | |И если бы оно захотело говорить, не нашлось бы | | | |никого, кто бы мог понять его: так высоко выросло | | | |оно. | | | |Теперь ждёт оно и ждёт, — чего же ждёт оно? Оно | | | |находится слишком близко к облакам: оно ждёт, | | | |вероятно, первой молнии?» | | | |Когда Заратустра сказал это, юноша воскликнул в | | | |сильном волнении: «Да, Заратустра, ты говоришь | | | |истину. Своей гибели желал я, стремясь в высоту, и | | | |ты та молния, которой я ждал! Взгляни, что я такое,| | | |с тех пор как ты явился к нам? Зависть к тебе | | | |разрушила меня!» — Так говорил юноша и горько | | | |плакал. А Заратустра обнял его и увёл с собою. | | | |И когда они вместе прошли немного, Заратустра начал| | | |так говорить; | | | |— Разрывается сердце моё. Больше, чем твои слова, | | | |твой взор говорит мне об опасности, которой ты | | | |подвергаешься. | | | |Ты ещё не свободен, ты ищешь ещё свободы. | | | |Бодрствующим сделало тебя твоё искание и лишило | | | |тебя сна. | | | |В свободную высь стремишься ты, звёзд жаждет твоя | | | |душа. Но твои дурные инстинкты также жаждут | | | |свободы. | | | |Твои дикие псы хотят на свободу; они лают от | | | |радости в своём погребе, пока твой дух стремится | | | |отворить все темницы. | | | |По-моему, ты ещё заключённый в тюрьме, мечтающий о | | | |свободе; ах, мудрой становится душа у таких | | | |заключённых, но также лукавой и дурной. | | | |Очиститься должен ещё освободившийся дух. В нём ещё| | | |много от тюрьмы и от затхлости: чистым должен ещё | | | |стать его взор. | | | |Да, я знаю твою опасность. Но моей любовью и | | | |надеждой заклинаю я тебя: не бросай своей любви и | | | |надежды! | | | |Ты ещё чувствуешь себя благородным, и благородным | | | |чувствуют тебя также и другие, кто не любит тебя и | | | |посылает вослед тебе злые взгляды. Знай, что у всех| | | |поперёк дороги стоит благородный. | | | |Даже для добрых стоит благородный поперёк дороги; и| | | |даже когда они называют его добрым, этим хотят они | | | |устранить его с дороги. | | | |Новое хочет создать благородный, новую добродетель.| | | |Старого хочет добрый и чтобы старое сохранилось. | | | |Но не в том опасность для благородного, что он | | | |станет добрым, а в том, что он станет наглым, будет| | | |насмешником и разрушителем. | | | |Ax, я знал благородных, потерявших свою высшую | | | |надежду. И теперь клеветали они на все высшие | | | |надежды. | | | |Теперь жили они, наглые, среди мимолётных | | | |удовольствий, и едва ли цели их простирались дальше| | | |дня. | | | |«Дух — тоже сладострастие» — так говорили они. | | | |Тогда разбились крылья у духа их: теперь ползает он| | | |всюду и грязнит всё, что гложет. | | | |Некогда мечтали они стать героями — теперь они | | | |сластолюбцы. Печаль и страх для них герой. | | | |Но моей любовью и надеждой заклинаю я тебя: не | | | |отметай героя в своей душе! Храни свято свою высшую| | | |надежду! — | | | |Так говорил Заратустра. | | | |О проповедниках смерти | | | | | | | |Есть проповедники смерти; и земля полна теми, кому | | | |нужно проповедовать отвращение к жизни. | | | |Земля полна лишними, жизнь испорчена чрезмерным | | | |множеством людей. О, если б можно было «вечной | | | |жизнью» сманить их из этой жизни! | | | |«Жёлтые» или «чёрные» — так называют проповедников | | | |смерти. Но я хочу показать их вам ещё и в других | | | |красках. | | | |Вот они ужасные, что носят в себе хищного зверя и | | | |не имеют другого выбора, кроме как вожделение или | | | |самоумерщвление. Но и вожделение их — тоже | | | |самоумерщвление. | | | |Они ещё не стали людьми, эти ужасные; пусть же | | | |проповедуют они отвращение к жизни и сами уходят! | | | |Вот — чахоточные душою: едва родились они, как уже | | | |начинают умирать и жаждут учений усталости и | | | |отречения. | | | |Они охотно желали бы быть мёртвыми, и мы должны | | | |одобрить их волю! Будем же остерегаться, чтобы не | | | |воскресить этих мёртвых и не повредить эти живые | | | |гробы! | | | |Повстречается ли им больной, или старик, или труп, | | | |и тотчас говорят они: «жизнь опровергнута!» | | | |Но только они опровергнуты и их глаза, видящие | | | |только одно лицо в существовании. | | | |Погруженные в глубокое уныние и алчные до маленьких| | | |случайностей, приносящих смерть, — так ждут они, | | | |стиснув зубы. | | | |Или же: они хватаются за сласти и смеются при этом | | | |своему ребячеству; они висят на жизни, как на | | | |соломинке, и смеются, что они ещё висят на | | | |соломинке. | | | |Их мудрость гласит: «Глупец тот, кто остаётся жить,| | | |и мы настолько же глупы. Это и есть самое глупое в | | | |жизни!» — | | | |«Жизнь есть только страдание» — так говорят другие | | | |и не лгут; так постарайтесь же, чтобы перестать вам| | | |существовать! Так постарайтесь же, чтобы кончилась | | | |жизнь, которая есть только страдание! | | | |И да гласит правило вашей добродетели: «ты должен | | | |убить самого себя! Ты должен сам себя украсть у | | | |себя!» — | | | |«Сладострастие есть грех — так говорят | | | |проповедующие смерть, — дайте нам идти стороною и | | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |